Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства. Использованием и охраной земель кроме самих землепользователей и собственников земли осуществляют местные исполнительные органы власти, исполнительные органы по управлению земельными ресурсами, охраной природы и другие уполномоченные органы. В основном же функции государственного контроля исполняют землеустроительные органы, а именно, государственные инспектора по использованию и охране земель. В помощь им самими землепользователями могут выделяться общественные инспектора.

Содержание

1. Введение
2. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель.
3. Типы государственного контроля за использованием и охраной земель.
4. Виды государственного контроля за использованием и охраной земель.

Работа содержит 1 файл

Реферат Музыка.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Введение 

 

Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства. Использованием и охраной земель кроме самих землепользователей и собственников земли осуществляют местные исполнительные органы власти, исполнительные органы по управлению земельными ресурсами, охраной природы и другие уполномоченные органы. В основном же функции государственного контроля исполняют землеустроительные органы, а именно, государственные инспектора по использованию и охране земель. В помощь им самими землепользователями могут выделяться общественные инспектора.

Задачи, функции и права  общественных инспекторов аналогичны в основном задачами и функциями  государственных спектров.  Общественные инспектора обычно выдвигаются коллективами предприятий, организаций и учреждений из числа специалистов сельского хозяйства или лиц, хорошо знающих сельскохозяйственного производства.

Основной целью государственного контроля является достижение рационального  использования и охраны земель всеми  субъектами права собственности  и землепользования.

Как известно, в сельском хозяйстве земля является основным средством производства. Не любые  земли можно использовать для  ведения сельскохозяйственного  производства, а лишь те, которые  облагают определенными качественными  признаками, плодородием. Пригодность земель для нужд сельского хозяйства определяется по данным земельного кадастра, проведенных земельно-оценочных работ, материалов почвенного, геоботанического, гидромелиоративного, агроэкономического и других обследований и изысканий.

Закон закрепляет приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед другими категориями земель. Это преимущество состоит том, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства должны пользоваться по прямому назначению, т.е. первую очередь для нужд сельскохозяйственного производства. Для строительства же и нужд промышленного производства, жилых объектов, железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач и др. должны выделяться земли несельскохозяйственного назначения, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо земли сельскохозяйственного назначения худшего качества.

Специальной охране подлежит сельскохозяйственные угодья, особенно орошаемые и осушенные земли. Использование этих земель в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, допускается в исключительных случаях.

Потери сельскохозяйственного  производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в  целях, не связанных с ведением сельского  хозяйства, подлежит возмещению в целях  сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Средства, поступающие  в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного  производства, используются для освоения новых земель, повышения плодородия почв, а также на проведение землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга земель.

 

Задачи государственного контроля за использованием и охраной  земель.

При проведении государственного контроля за использованием и охраной  земель выполняются как общие, так и частные задачи. Среди общих задач можно выделить следующие:

1) добиваться соблюдения  министерствами, ведомствами, а также  всеми юридическими лицами и  гражданами действующего земельного  законодательства. При этом под  юридическими лицами понимаются государственные, общественные и кооперативные организации, предприятия и учреждения, обладающие всеми признаками юридических лиц, а к физическим лицам относятся граждане как Республики Казахстан, так и иностранцы и лица без гражданства, признанные правоспособными и дееспособными;

2) обеспечить порядок  предоставления и передачи земли  в частную собственность и  на право временного или постоянного  землепользования;

3) контролировать правильность  ведения земельного кадастра  и мониторинга земель;

4) обеспечить правильность  проведения землеустройства.

Общие задачи при проведении государственного контроля распространяются на всю территорию поверхности, т.е. включают земельные участки, а также  участки, покрытые водой, лесом, содержащие в своих недрах или выходящие на поверхность полезные ископаемые. Государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, вод и лесов имеет своей главной задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, государственными комитетами, государственными, общественными, кооперативными организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами установленного законом порядка пользования ими, правил ведения государственных кадастров, правил охраны земли, недр, вод и лесов и иных правил, установленных земельным, горным, водным и лесным законодательством.

Наряду с общими задачами государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов, имеет и некоторые особенности, обусловленные спецификой природных  объектов. Например, горное законодательство предусматривает контроль за выполнением обязанностей по безопасному ведению работ, связанных с использованием недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население и окружающую природную среду.

Государственный контроль за использованием земель является всеобщим и постоянным. Всеобщность его характеризуется тем, что он охватывает все категории земельного фонда и распространяется на всех собственников и землепользователей без исключения, а постоянность заключается в повседневном осуществлении, не ограниченном какими-либо сроками или кампаниями. Контроль за использованием земель позволяет государству своевременно выявлять и устранять отрицательные последствия в связи с неправильным распределением и перераспределением земель между отдельными землепользователями и собственниками или с ненадлежащим использованием земельных ресурсов, а в необходимых случаях применять к недобросовестным землепользователям меры принуждения для того, чтобы они неукоснительно выполняли свои обязанности по землепользованию.

 

Типы государственного контроля за использованием и охраной  земель.

В зависимости от органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, различаются 2 типа контроля:

1) государственный;

2) общественный.

Государственный контроль проводится государственными исполнительными органами власти и управления, специальными контролирующими органами, наблюдающими за исполнением законов, и органами специальных ведомственных служб.

Общественный контроль проводится, как правило, на общественных началах в форме дополнительно нагрузки определенными лицами сверх исполнения их основных трудовых обязанностей. При этом правовые последствия в обеих случаях одинаковы и обязательны для исполнения.

При проведении контроля за использованием земель можно выделить следующие этапы: камеральные подготовительные работы, полевые обследования и оформление результатов контроля. При камеральной подготовке, с которой и начинается контроль, собирают все имеющиеся документы и материалы о правовом и хозяйственном положении земель, об их качестве, целевом назначении и т.д. Здесь же необходимо собрать сведения о регистрации прав собственности и землепользования, данные по внутрихозяйственному и межхозяйственному землеустройству, материалы различных обследований и изысканий, планово-картографические материалы. В процессе камеральной подготовки происходит выявление наиболее достоверных и новейших материалов, а также намечаются объемы полевых подготовительных и обследовательских работ.

 

Виды государственного контроля за использованием и охраной земель.

По содержанию и специфике  работ, а также в зависимости  от поставленных задач можно выделить 3 вида контроля:

1) предварительный;

2) текущий;

3) последующий.

Характерным примером для  предварительного контроля является экспертиза проектов, когда устанавливается соответствие проектных решений имеющимся научно обоснованным рекомендациям, нормам и допускам, чтобы исключить неприемлемые и необоснованные решения. Одним из действий текущего контроля является авторский надзор и контроль за осуществлением проекта. Сколь бы качественно не был составлен проект, при его неосуществлении или претворении в жизнь с нежелательными, а порой и вредными для окружающих природных ресурсов, изменениями, пагубность отрицательных последствий не замедлит сказаться. К последующему контролю можно отнести такое действие, как анализ использования земли. По выводам, полученным в результате последующего контроля, можно сделать заключение по уровню фактического использования земли и наметить перспективы более рационального использования на будущее, а также установить правильность исполнения проектных решений, причины их невыполнения или отступления от них, обоснованность этих решений.             

В зависимости от объема работ и охватываемой контролем  территории, а также круга исполнителей можно выделить следующие виды контроля:

1) общегосударственный;

2) ведомственный;

3) внутрихозяйственный;

4) Общественный.

Общегосударственный контроль выступает как государственное  мероприятие и государство определяет содержание, задачи и порядок его  ведения, в частности, формы и  содержание документации, сроки предоставления отчетности, контролирующие органы. Этот порядок является обязательным на всей территории государства и охватывает все земли. Вместе с государственным возникает необходимость и в проведении ведомственного контроля, который взаимосвязан с государственным контролем, но отличается объектом, каковым являются все земли конкретного ведомства или министерства.

Ведомственный, контроль предоставляет сведения по конкретной отрасли народного хозяйства. Например, для определения рационального  ведения лесного хозяйства лесхозами  необходимо знать состояние и  использование лесопокрытых территорий этих лесопользователей. Рациональное пользование городскими землями определяется по данным о состоянии и фактическом использовании земель в пределах городской черты с характеристикой видов и степени застроенности территории.

Внутрихозяйственный контроль ограничивается территорией конкретного  собственника земли или землепользователя  и выявляет резервы хозяйства  в земле, как основном средстве производства, степень рационального и целевого использования земли, а также  конкретные факты нарушений действующего земельного законодательства.

Наряду с видами государственного контроля выделяются и его разновидности  по ряду признаков. Так, по содержанию выделяются общий и специальный  госконтроль.

При проведении государственного контроля за использованием и охраной земель выделяются общие и специальные элементы.

Общие элементы характерны для всех категорий земельного фонда, а специальные отражают специфику  контроля в отношении различных  категорий земель, землепользователей и собственников земли.

Среди общих элементов  государственного контроля за использованием и охраной земель можно назвать  проверку законности оснований пользования  земельными участками, обследование фактического использования земли, соответствиями целевому и рациональному использованию. Проверка оснований пользования или собственности земельным участком состоит в том, чтобы удостовериться в правомерности предоставления земли в частную собственность или в землепользование, в соответствии границ и размеров земельных участков фактического землепользования тем, которые официально были предоставлены. В практике бывают случаи, когда после получения определенного земельного участка в законном порядке некоторые недобросовестные собственники или землепользователи самовольно увеличивают площадь, неправомерно захватывая землю у других лиц, или сокращают площадь участка, передавая часть земельного участка другим лицам без всякого уведомления соответствующих органов и юридического оформления.

Специальные элементы государственного контроля за использованием и охраной земель могут быть предоставлены различными дифференцированными проверками и обследованиями рационального использования различных категорий и видов земель с различным целевым назначением. Принцип рационального использования земли, закрепленный земельным законодательством имеет значительную специфику для отдельных категорий и видов земель, а поэтому и специальные элементы государственного контроля за использованием и охраной земель в зависимости от их целевого назначения имеют разное содержание.

Контроль за использованием и охраной земель может различаться  и по характеру взаимоотношений. По этому признаку выделяются: внешний  и внутренний (внутриведомственный) контроль. При этом если внешний  контроль как правило, осуществляется общегосударственными органами власти и управления, то внутренний может быть осуществлен самим землепользователем или частным собственником земли, а также может быть проведен на уровне ведомства или конкретной отрасли народного хозяйства, в том числе и их представителями.

По характеру государственного контроля в отношении полноты  сведений различают сплошной и выборочный контроль. Сплошному контролю, как  правило, подвергают всю контролируемую территорию, выборочному – только отдельные части территорий, наиболее вызывающие сомнения в соблюдении земельного законодательства

Сплошной контроль обычно проводится госинспектором по использованию  и охране земель по графику, специальном  разрабатываемому на предстоящий период времени. При сплошном контроле происходит всесторонняя проверка соблюдения земельного законодательства по всем его параметрам и элементам. Выборочный контроль применяют при недостатке времени и средств, используя наиболее характерные или усредненные показатели с меньшими затратами труда. Выборочный контроль позволяет прояснить ситуацию на отдельных частях территории, но при правильном применении выборочного контроля можно составить представление о положении дел в целом на всей территории без дополнительного вложения средств и затрат труда. Выборочный контроль часто проводят должностные лица вышестоящих органов с целью выявления правильности постановки государственного контроля на той или иной территории и составления четкой картины о нарушениях закона в целом или отдельных его элементов. Но сколь бы дороже не обходился сплошной контроль, он тоже должен периодически проводиться хотя бы для того, чтобы ни один участок земли не остался без использования и ни один правонарушитель или преступник не ушел от ответственности. 

По времени и непрерывности  характеры государственного контроля подразделяются на:

Информация о работе Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства