Государственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение механизма государственного контроля и рассмотрения путей его усовершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие государственного контроля ………………………………….5
1.2. Принципы и содержание государственного контроля ………………8
1.3.Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс) ………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ …………………………………………………….19
2.1. Президентский контроль ……………………………………………….19
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти …….20
2.3. Парламентский контроль ………………………………………………24
2.4. Судебный контроль ……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...29
Библиографический список …………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

муниципальное право курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Содержание 

   ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………….3

   ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ……………………………………………………………………….5

   1.1. Понятие  государственного контроля ………………………………….5

   1.2. Принципы  и содержание государственного  контроля ………………8

   1.3.Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс) ………………………………………………………10 

   ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В  СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ …………………………………………………….19

   2.1. Президентский  контроль ……………………………………………….19

   2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти …….20

   2.3. Парламентский  контроль ………………………………………………24

   2.4. Судебный  контроль ……………………………………………………..27

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………...29

   Библиографический список …………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

   В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой  систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

   Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства  и выступает от его имени, наделен  государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве  органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

   Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности.

   Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. 

   Деятельность  указанных органов по руководству  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным  управлением.

   После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - вместо понятия "государственное управление" употребляется понятие "исполнительная власть".

   Актуальность  данной работы заключается в том, что органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Однако наряду с исполнением деятельность органов исполнительной власти направлена во многом еще и на контроль за соблюдением законности, а нередко и сами органы исполнительной власти являются объектами контроля.

   Объектом  данной работы является система административного  контроля и ее применение в действующей системе органов государственной власти.

        Предметом исследования является  механизм реализации государственного  контроля в сфере деятельности  органов исполнительной власти.

   Целью данной работы является определение  механизма государственного контроля и рассмотрения путей его усовершенствования. 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

   1.1. Понятие государственного контроля

   Говоря  об административном управлении как  предмете административного права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность специальных государственных органов - органов государственного управления. Следует отчетливо понимать, что административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Государственное управление, как один из видов государственной деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.

       Единого понятия управления нет, термину "управление" дают следующие определения: а) перевод системы из одного состояния в другое, б) как организации и реализации целенаправленного воздействия, в) информация, т.е. управление следствие информации, г) это организованное и целенаправленное воздействие для достижения определенных результатов.

       Элементами управления являются субъект, объект, иногда понятия субъекта и объекта совпадают для некоторых организаций. Для осуществления управления необходимо иметь прямые и обратные связи: воздействие объекта на субъект - прямая связь, и наоборот.

       Функция - это основная задача или основное направление деятельности субъекта. Функции подразделяются на общие и специальные:

        Общие - это типичные виды взаимодействия: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, финансирование, работа с кадрами, учет и контроль, делопроизводство.

        Специальные - такие виды организационной деятельности, которые вызваны особенностью объектов воздействия.  

        Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства.

   Государственное управление - это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно- властное воздействие  государства на общественную систему, осуществляемую преимущественно в  правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом.

Основные  черты государственного управления:

   Государственное управление есть исполнительно-распорядительная деятельность.

   Государственное управление носит ярко выраженный организационный характер, это организация деятельности людей. В процессе государственного управления организуются отношения между людьми и коллективами, осуществляется объединение и координация общественного труда в масштабе государственного управления. Организационный характер проявляется также в том, что ставится и решается вопрос, как лучше организовать деятельность людей по ускорению экономического и социального развития и обеспечения наиболее полного использования людей в процессе и т.п.

   Это практически организующая деятельность. Деятельность практически выражается в разработке органами государственного управления программ управления, установления основных направлений функций всех элементов системы, оперативно-руководящих связей, налаживании оперативного контроля за системой.

   Государственное управление осуществляется непрерывно, это обусловлено объективно-экономическими факторами. Производство должно быть непрерывным, также как общество не может перестать  потреблять, также оно не может не производить. Но последние события (в нашей стране) подвергли сомнению данный факт.

   Государственное управление является активной и целенаправленной деятельностью. Подобные качества она  приобретает благодаря тому, что  осуществляется применительно к важным сферам жизни общества.

   Государственное управление имеет в качестве непосредственных объектов отрасли хозяйственного, социально-культурного  и административно-политического  строительства.

   Оно носит юридически властный характер. Управление - это административная деятельность предполагающая подчинение объекта субъекту управления. Юридически властный характер государственного управления определяется как властностью, присущей управлению вообще, так и тем, что оно реализуется от имени государства. Для этого органы государственного управления наделены распорядительно-властными правами (каждый субъект управления), с помощью которых и достигаются цели управленческой деятельности.

   Подзаконность государственного управления. Только законное, правомерное действие органа государственного управления или его должностного лица, представляющего орган может быть правильным. Государственные органы или должностные лица могут принимать подзаконные акты, которые имеют меньшую юридическую силу, чем закон, они проходят обязательную регистрацию в министерстве юстиции. На данный момент в министерстве юстиции зарегистрировано около 300-от тысяч подзаконных актов.

   Экономичность государственного управления. Эта черта  в нашем государстве "работает" лишь в теории, т.к. весь управленческий аппарат РФ в два раза больше, чем был управленческий аппарат СССР, финансовые запросы наших чиновников ограничиваются лишь их притязаниями.

   Динамизм  государственного управления. Каждый год система органов исполнительной власти в нашем государстве кардинально меняется, и это уже далеко не положительная черта, это скорее говорит об отсутствии стабильности, чем динамизме. 

1.2 Принципы государственного управления.  

   Принцип - это первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Принципы - это основополагающие идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государство. Существует три группы принципов:

   1. Политико-организационные (партийное  руководство, принцип участия  в управлении государством, равноправия  национальностей, принцип законности).

   2. Организационно-технические (отраслевой, функциональный, территориально-производственный).

   3. Определяющие деятельность государственного  аппарата (экономические, технические,  организационно-правовые, политические).

   В научной литературе выделяется множество принципов, общепризнанной классификации не существует, поэтому к этой классификации не следует относиться слишком серьезно.

   Административное  право существовало и активно  развивалось еще в царской  России, затем эстафету приняли советские правоведы, пик развития данной отрасли - 40-70-ые года. Т.е. административное право, это наука уже устоявшаяся. Некоторые ученые предлагают назвать науку административное право - полицейским правом, но это не правильно, поскольку объект полицейского и административного права различаются.

   Понятие административного права употребляется  в трёх смыслах: как отрасль, наука, учебная дисциплина.

   Наука административного права - это совокупность взглядов, суждений, представлений  о действующем административном праве с его институтами.

   Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.

   Учебная дисциплина - систематическое изложение  материала, в соответствии с учебным  планом.

   Существует  много отраслей права, они различаются по предмету и методу правового регулирования. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений. Административным правом регулируются управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др. Ранее регулировались и уголовные отношения, до момента принятия нового уголовного кодекса.

   Классификация административных отношений:

   В зависимости от субъектов административных отношений:

   Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом.

   Различными  органами неподчинёнными друг другу.

Информация о работе Государственный контроль