Государственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение механизма государственного контроля и рассмотрения путей его усовершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие государственного контроля ………………………………….5
1.2. Принципы и содержание государственного контроля ………………8
1.3.Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс) ………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ …………………………………………………….19
2.1. Президентский контроль ……………………………………………….19
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти …….20
2.3. Парламентский контроль ………………………………………………24
2.4. Судебный контроль ……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...29
Библиографический список …………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

муниципальное право курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать)
tify">   Отношения между государственными и негосударственными органами.

   Органами  государственного управления и гражданами

   В зависимости от характера отношений:

   Отношения связанные с непосредственным управлением.

   Отношения не связанные с непосредственным управлением.

   По  областям деятельности:

   В сфере управления народным хозяйством.

   В сфере социально-культурного строительства.

   В сфере административно-политического  строительства. 
 

   1.3  Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс).

   Процесс государственного управления имеет  своим содержанием деятельность субъектов административного права, которая осуществляется посредством  определенных административно-правовых форм, процедур и методов. Административно-правовая форма - это юридическое выражение конкретных действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов административного права в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Она представляет собой юридически значимые способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и обязанностей, отражающих особенности их правового статуса.

   Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие основные административно-правовые формы как:

   издание административно-правовых актов (правовых актов управления);

   заключение  договоров (например, административных договоров, международных соглашений);

   совершение  иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление  отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление  административных протоколов и т.д.). Наряду с этими правовыми формами осуществления исполнительной власти выделяются также не правовые формы в виде организационных действий и материально-технических операций (информирование, инструктирование, проведение совещаний, консультаций и т.д.).

   В процессе государственного управления основной правовой формой реализации правомочий субъектов административного права, не входящих в систему исполнительной власти, являются различного рода обращения. Обращения являются одним из оснований для возникновения административно-правовых отношений. Обращение - это изложенное в письменной или устной форме заявление, предложение, ходатайство или жалоба.

   Обращения могут быть трех основных видов. Во-первых, это обращения граждан и юридических  лиц в государственные или  муниципальные органы по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и действующим законодательством. Посредством таких обращений субъекты административного права используют предоставленные им права в обычных, неконфликтных ситуациях. Основной формой таких обращений являются заявления и ходатайства (например, заявление гражданина о регистрации по месту пребывания, о регистрации транспортных средств). Во-вторых, обращения граждан и иных субъектов административного права как форма их участия в управлении делами государства, направленная на улучшение порядка организации и деятельности государственных и муниципальных органов. Эти обращения служат способом обратной связи органов управления с населением и средством непосредственной демократии в управлении. Основной формой этих обращений являются предложения. В-третьих, обращения граждан и юридических лиц как форма защиты их прав и законных интересов. Такие обращения порождаются конфликтными отношениями между гражданами (их организациями) и органами государственного и муниципального управления. Они могут направляться как в вышестоящую инстанцию, так и в правозащитные органы. Основными формами таких обращений являются жалоба и судебный иск.

   Принятие  и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает потребность в конкретизации норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. В процессе государственного управления они служат для установления правовых норм либо для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых норм. Издание и исполнение этих актов - важная часть управленческого процесса, направленного на осуществления функций исполнительной власти.

   Административно-правовой акт - это основанное на законе официальное юридически-властное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.

   Юридическая природа административного акта состоит в том, что он:

   является  правовой формой управленческого решения;

   выражает  юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;

   издается  в одностороннем порядке, т.е. выражает волю только одной стороны - субъекта исполнительной власти;

   носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;

   является  решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и  в пределах его компетенции определенной законом;

      устанавливает в сфере ведения конкретного субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;

   принимается с соблюдением определенных установленных процедур;

   несоблюдение  содержащихся в нем юридически властных предписаний влечет ответственность  виновной стороны;

   может быть в установленном законе порядке  опротестован или оспорен.

   Каждый  административный акт имеет свое содержание и форму. Содержание административного акта включает три основных элемента:

   волеизъявление  уполномоченного органа, которое  не должно выходить за пределы его  компетенции (это волеизъявление должно быть свободным, т.е. не формироваться  под влиянием обмана, заблуждения  или принуждения);

   юридическое существо этого волеизъявления (назначить, установить, разрешить, предоставить, отозвать, лишить, наказать и т.д.);

   условия, обязательства и поручения, сопровождающие основное решение. Форма административного  акта - это внешнее выражение содержащейся в нем воли, мотивов и целей его принятия. Эта форма может быть представлена в виде указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений и т.д.

     Административный акт только  тогда выполняет свое властное  предназначение в процессе государственного управления, когда он действует. Действие административного акта выражается в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей или управомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради которых он был издан. Для того, чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям.

   Он  должен быть:

   издан полномочным органом в пределах его компетенции и соответствовать  закону;

   принят  в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;

   издан в установленной форме и подписан надлежащим должностным лицом;

   не  должен нарушать или произвольно  ограничивать права и законные интересы частных лиц в сфере государственного управления;

   юридически  обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические  последствия;

   оглашен (опубликован) в соответствующем  порядке, доведен до сведения адресатов (определенные акты, должны быть зарегистрированы в Министерстве Юстиции).

   Нарушение данных требований является основанием для признания административных актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы. Инициировать вопрос о признании незаконности административного  акта могут частные лица, прокурор, заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти.

   Правомочие  на признание акта незаконным имеют:

   орган исполнительной власти - автор акта может признать неправомерность  и отменить его;

   вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной администрации (Президент, Правительство и т.д.);

   судебные  органы (общий и арбитражный суды, Конституционный Суд РФ).

   Обращения представляют собой один из юридически значимых способов реализации прав субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти. Термин "обращение" носит собирательный характер и означает различного рода правовые действия, отличающиеся по своей юридической природе и влекущие различные правовые последствия. Обращения могут иметь форму заявлений, предложений, ходатайств и петиций. Они адресуются органам исполнительной власти и содержат просьбу совершить определенные юридически значимые действия (выдать разрешение, произвести регистрацию, назначить пенсию и т.д.).

   Обращения могут подаваться как от имени  граждан, так и юридических лиц (коллективных субъектов). Так, для приобретения юридическим лицом гражданской  правоспособности и осуществления  предпринимательской деятельности, на занятие которой требуется по закону лицензия, юридическое лицо обязано обратиться в лицензирующий орган с заявлением о ее выдаче. Обращения могут носить письменную или устную, индивидуальную или коллективную форму.

   Предложение - это обращение гражданина либо группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, на совершенствование правового регулирования, форм и методов управленческой деятельности. Его цель привлечь внимание компетентных органов к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указать пути к устранению недостатков. Предложения могут касаться практически любого вопроса государственной и общественной жизни в целях ее улучшения. Только в адрес Президента РФ в 1994-1998 гг. таких обращений поступило свыше 60, 5 тыс.

   Заявление - это обращение гражданина по поводу реализации прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ или текущем  законодательстве. Оно содержит, как правило, просьбу автора заявления об удовлетворении его индивидуальных прав и законных интересов либо сообщение о нарушении законности.

   Жалоба  представляет собой обращение в  государственные или иные официальный  органы по поводу нарушения действиями (бездействием) и решениями прав, свобод и законных интересов гражданина. Для жалобы установлена письменная форма. Она может быть подана лишь тем лицом, чьи права нарушены или от его имени законным представителем. Жалобы делятся на общие и специальные.

   Общая жалоба подается в целях защиты общих  прав и законных интересов. Причиной появления общей жалобы является нарушение действиями и решениями  государственных органа прав, свобод и законных интересов граждан, в  том числе путем предоставления информации, послужившей основанием для принятия таких решений и совершения таких действий. Она подразделяется на два вида: административную жалобу, подаваемую в органы исполнительной власти4 и судебную жалобу (административный иск).

   Специальная жалоба подается лицами, наделенными в дополнении к общей, еще и специальной правосубъектностью (например, жалоба потерпевшего по делам об административных правонарушениях).

   Ходатайство представляет собой официальную  просьбу гражданина о признании  за ним определенного статуса, прав, льгот и гарантий, изложенных в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законом. Оно адресуется государственным органам или вышестоящей общественной организации, предполагает предоставление с их стороны документов, подтверждающих статус, льготы, права и т.д. Примером является ходатайство о признании лица беженцем или вынужденным переселенцем. В административном судопроизводстве под ходатайством понимается официальная просьба участника процесса о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенное к прокурору, судье или суду. Ходатайство является одной из форм обращения в Конституционный Суд наряду с запросом и жалобой. По ходатайству уполномоченных на то Конституцией РФ субъектов Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции.

Информация о работе Государственный контроль