Государственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение механизма государственного контроля и рассмотрения путей его усовершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие государственного контроля ………………………………….5
1.2. Принципы и содержание государственного контроля ………………8
1.3.Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс) ………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ …………………………………………………….19
2.1. Президентский контроль ……………………………………………….19
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти …….20
2.3. Парламентский контроль ………………………………………………24
2.4. Судебный контроль ……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...29
Библиографический список …………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

муниципальное право курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

   Конституция РФ закрепляет право на подачу коллективных обращений. Коллективное обращение - это  обращение двух или более граждан, а также обращение, принятое на митинге  и собрании. Оно представляет собой  правовой способ реализации участия граждан в делах государства и общества, влияния отдельных лиц или коллективов на процесс политических и правовых решений. Ежегодно в адрес Президента и Правительства страны поступает около 30 тыс. таких обращений от участников митингов и собраний. Они придают этим публичным мероприятиям общественно значимый характер. Тем самым право на обращение выступает как важная составная часть реализации прав граждан на митинги и демонстрации, свободу мысли слова.

   Основными задачами Управления являются:

   обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту Российской Федерации  и Администрации Президента Российской Федерации;

   информационно-справочная работа, связанная с обращениями  граждан;

   анализ  обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации, и подготовка соответствующих докладов;

   информационно-аналитическое  и методическое обеспечение деятельности Администрации Президента Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан.

   Административные (регулятивные) процедуры в узком  смысле слова характеризуются рядом  специфических черт:  

   они обеспечивают применение не санкций, а  диспозиций административно-правовых норм;

   они призваны разрешать индивидуальные административные дела неконфликтного, бесспорного характера;

   в рамках этих процедур реализуется основной объем компетенции органов исполнительной власти;

   они обеспечивают реализацию всех организационно-управленческих функций государственной администрации (процедуры планирования, организации контроля, мотивации, регистрации и т.д.);

   они регулируют действия, которые не связаны  с применением принуждения и  осуществлением юрисдикционных функций, направленных на разрешение административно-правовых конфликтов.

   Различного  рода административные процедуры есть способ существования управленческого  процесса, который может быть представлен  как система административных процедур правотворческого и регулятивного  характера. Административные процедуры обеспечивают конструктивное регулирование позитивных, неконфликтных отношений между органами исполнительной власти и частными лицам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В  СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 

2.1. Президентский контроль

         Исходя из установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:

      президентский контроль;

      контроль органов законодательной  (представительной) власти;

      контроль органов исполнительной  власти;

     судебный контроль. 

Контрольные полномочия Президента РФ осуществляются в двух формах:

   - непосредственный контроль: подбор  и расстановка кадров на федеральном  уровне; контроль принимаемых Правительством  РФ решений путем председательствования  на его заседаниях, отмены противоречащих Конституции РФ постановлений и распоряжений; руководство рядом ФОИВ (напр., МВД, ВС и др.);

   - через соответствующие президентские  структуры: Администрацию Президента  РФ (контроль и проверка исполнения  ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ), Главное контрольное управление (может образовывать комиссии для проведения проверок и принятия в их ходе мер по оперативному устранению нарушений; результаты проверок в необходимых случаях направляют в органы прокуратуры, МВД, ФСБ);

   - через институт полномочных  представителей Президента РФ  в федеральных округах (организация  контроля за исполнением решений  федеральных органов исполнительной  власти в округе, реализация кадровой  политики Президента РФ). Полномочный  представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

     Президент вправе в случае  противоречия действующему федеральному  законодательству:

     отменять постановления и распоряжения Правительства РФ;

     приостанавливать действие актов  высшего должностного лица и  ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации. 

   2.2. Контроль государственных органов  исполнительной власти 

   Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации.

   Правительство Российской Федерации как орган  общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнитель ной власти субъектов Федерации.1 Правительство осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента. В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

   Правительство вправе отменять акты федеральных органов испол нительной власти или приостанавливать их действие. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнитель ной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Предложения указан ных органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотре нию в Правительстве РФ.

   Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъек тов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами испод нительной власти и органами исполнительной власти субъектов Феде рации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из предста вителей заинтересованных сторон.

   Правительство вносит предложения Президенту страны о приоста новлении действия актов  органов исполнительной власти субъектов  Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции, фе деральным  конституционным законам, федеральным законам, между народным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

   Федеральные министерства и иные федеральные  органы исполнитель ной власти могут  осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль, например. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство по налогам и сборам. Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Большинство же федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансовоэкономичес кой сфере контроль осуществляют министерства финансов, экономики, государственного имущества, Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств — одна из основных задач экономической политики. В связи с этим министерствам финансов, экономики и Центральному банку поручено ежеквартально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курса рубля.

   Контроль  в сфере правопорядка осуществляют министерства юстиции, внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции — Министерство при родных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство экономики, Федеральная служба лесного хозяйства. В иных сферах деятельности контроль возлагается на: Министерство транспорта (по вопросам безопасности движения). Министерство по связи и информатизации (контроль за использованием частот и радиоволн), Министерство труда и социального развития (контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда). Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом, сохранностью культурных ценностей). Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции (например, Государственная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти. 

   Особенностью  межотраслевого контроля федеральных  органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности объектов управления.

   Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется меж отраслевой контроль, его пределы  и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами.2 ' Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, иными материалами; назначать государственную эко логическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде.

   Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнителной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных) а руководители (администрация) конкретных организаций — внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и из Должностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль — непременная часть управляющих воздействий руководителей на своих подчи ненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контрол) за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятель ности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в опе ративную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.

   В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, комитеты управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полно мочий определен федеральным законодательством, конституциями уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъ ектов Федерации.

   Органы  исполнительной власти, осуществляя контроль, использу ют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки факти ческого состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, прове ряют сообщения печати и жалобы, акты у правления. 

   2.3. Парламентский контроль 

   Г.Еллинек  под контролем понимал проверку важных для государства действий его органов и членов с точки зрения соответствия их определенным нормам. Он также выделял контроль политический и правовой. Разновидностями правового являются: административный, финансовый и парламентский контроль. Последний осуществляется посредством критики действий органов правительства при помощи конституционных средств: интерпелляции, резолюции, назначения парламентского следствия. Также Г.Еллинек отмечал, что все они могут служить как политическим целям, так и целям правового контроля. 3

   Так, по мнению французских исследователей, парламентский контроль - это «комплекс  мер, позволяющий палатам составить  мнение о деятельности Правительства  и свергнуть его в случае глубокого  несогласия с проводимой политикой» Исполнительная власть, Законодательная власть, Судебная власть во Франции.4

   Парламентский контроль - это «…система норм, регулирующая установленный порядок проведения, наблюдения и проверки в основном деятельности органов исполнительной власти, который осуществляется как парламентским большинством и оппозицией, так и вспомогательными органами высшего законодательного органа и направлен на оценку этой деятельности с возможным применением санкций (вотума недоверия, резолюции порицания, импичмента и т.п.)»5

   Объектом  парламентского контроля является деятельность органов исполнительной власти и  ее должностных лиц. Цель парламентского контроля - выявление неправомерности  или неэффективности деятельности Правительства.

   В зависимости от органов, осуществляющих парламентский контроль, выделяют:

   · Парламентский контроль, осуществляемый собственно парламентом (примером является парламентский запрос Государственной  Думы РФ). 

Информация о работе Государственный контроль