Государственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение механизма государственного контроля и рассмотрения путей его усовершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие государственного контроля ………………………………….5
1.2. Принципы и содержание государственного контроля ………………8
1.3.Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс) ………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ …………………………………………………….19
2.1. Президентский контроль ……………………………………………….19
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти …….20
2.3. Парламентский контроль ………………………………………………24
2.4. Судебный контроль ……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...29
Библиографический список …………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

муниципальное право курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

   · Парламентский контроль, осуществляемый входящими в структуру парламента органами и должностными лицами (палатами, комитетами, комиссиями (в том числе расследовательскими), отдельными депутатами.

   · Парламентский контроль, осуществляемый органами и должностными лицами, которые  не входят в структуру парламента (Счетной палатой, Комиссией по правам человека при парламенте, Уполномоченным по правам человека; в качестве зарубежных примеров можно назвать такие структуры, как научно-информационные службы Конгресса США, омбудсман для вооруженных сил в Швеции, Федеральная счетная палата Германии).

   По  времени осуществления парламентского контроля:

   · Упреждающий парламентский контроль, осуществляемый как самим парламентом, так и его вспомогательными органами, целью которого является недопущение  незаконной и неэффективной деятельности исполнительной власти.

   · Сопутствующий парламентский контроль, наиболее часто применяемый в  сфере финансово-бюджетного контроля Финансовое право6, задачей которого является осуществление контроля парламента за выполнением того или иного закона в ходе его реализации.

   · Последующий парламентский контроль, направленный на проверку правильности не только исполнения законов исполнительной властью, но и действия (или бездействия) ее представителей, т.е. неправильного решения в определенной ситуации.

   По  содержанию:

   · В сфере соблюдения прав человека.

   · В финансово-бюджетной сфере.

   · В сфере обороны и безопасности. 

   · В сфере охраны окружающей среды  и т.д. 
 
 
 
 
 

2.4. Судебный  контроль 

   Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского административного и уголовного судопроизводства.7

   Вместе  с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть — неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она  является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.

   Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в соответствии с которым могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Важно, что судьи разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воз действие на свободу их волеизъявления. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализует эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнитель ной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами.

   По  административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и при меняет одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел). В условиях рыночной экономики особая роль отводится системой арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жестокую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства защитить интересы предпринимателей. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти арбитражные суды осуществляют в специфической форме.8  
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

   Государственное управление - социальный феномен политически  организованной цивилизации. Рыночные отношения современного индустриального  общества требуют соответствующего регулирования со стороны государства. На пороге XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления, обозначилось их качественное усложнение.

   В третьем тысячелетии идет переосмысление государственного управления, что вызвано  глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

   Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов  осуществления государственно-властного  воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

   Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе государственного управления выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.

   Формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Библиографический список:

   Нормативно-правовые акты:

   1. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г.// "Российская газета", 1993г.25декабр ,2009г. 21января.

   2. Федеральный конституционный закон  от 26 апреля 1995 г. «Об арбитражных  судах в Российской Федерации» //"Российская газета" 16 мая 1995 г. №1-ФКЗ

   3. Арбитражный процессуальный кодекса РФ, от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ) 14.06.2002 "Российская газета", N 137, 27.07.2002

   4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)от 30 декабря 2001 г. N 256// "Российская газета", , 31.12.2001, № 195-ФЗ (ред. от 04.10.2010)

   5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ

(принят  ГД ФС РФ 25.04.2003)// "Российская газета", N 106, 03.06.2003.

     6. Федеральный закон № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (Принят Государственной Думой) от 14 июля 2001 года.// "Российская газета" 11 августа 2001 г., N 156

   7. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» "Российская Газета" - Федеральный выпуск №3425 от 11 марта 2004 г

   Учебная литература:

   1. Агеев Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении (социальный правовой аспект). Л.: Наука, 2009.

   2. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник, - М.: ЗЕРЦАЛО, 2005.

   3. Атаев А.А. Управленческая деятельность. М.: Юридическая литература, 2005.

   4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. – М.: Юрист, 1997.

   5. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. Часть общая / Д. Н. Бахрах. – М. : БЕК, 2008.

   6. Бачило И.Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. М.: Наука, 2008.

   7. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление: учебник. М., 2007.

   8. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. М.: Экономика, 2005.

   9. Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. – М.: Март, 2007.

   10. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность: основы теории и организации. – М.: Март, 2007.

   11. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2005.

   12. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. - М., 2006.

   13. Козлов Ю. М. Административное право России: учебник для юридических вузов / Ю. М. Козлов. – М., 2007.

   14. Никитов В А. и др. Информационное обеспечение государственного управле-ния. М.: Славянский диалог, 2008.

   15. Политическое управление: Курс лекций. - М.: РАГС, 2004.

   16. Розенбаум Ю.А. Подготовка управленческих кадров: Организационно-правовые вопросы. М.: Наука, 2006.

   17. Столярова Б. А. Функции и оценка труда работников аппарата управления. - М., 2008.

   18. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. - М., 2009.

   19. Управленческие процедуры / Под ред. Б.Н. Лазарева. М.: Наука, 2008.

   20. Чиркин В.Е. Государственная власть в развивающихся странах. М.: Прогресс, 2008.

   21. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2008

   22. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юристъ, 2009.

   23. Шамхалов Ф. Теория государственного управления / Ф. Шамхалов. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009.

Информация о работе Государственный контроль