Объект, предмет и система земельного права

Автор: Яков Пятков, 12 Октября 2010 в 12:48, реферат

Описание работы

Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев — отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать, прежде всего, при наличии соответствующей сферы общественных отношений, нуждающейся в правовом регулировании.
Земельное право, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику отрасли. Правильно определить предмет правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.
Объективно существующие общественные земельные отношения, их своеобразие, экономическая и социальная значимость земли в жизни общества выступают важнейшими факторами, обусловившими формирование и функционирование отрасли земельного права.
Цели данной работы заключаются в следующем: раскрыть понятие земельного права; представить землю как объект материального мира и общественных отношений; обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики; выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования; представить систему земельного права и каждый из её элементов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Объект земельного права…………………………………………………………4
2 Предмет земельного права………………………………………………………..6
3 Система земельного права……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Земельное право Реф.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение…………………………………………………………………………...3 

 1 Объект земельного права…………………………………………………………4

 2 Предмет земельного права………………………………………………………..6

 3 Система земельного права……………………………………………………….15

   Заключение………………………………………………………………………..19

 

   Список  литературы……………………………………………………………….20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой крупных звеньев  — отраслей права. Отрасль права  может возникнуть и существовать, прежде всего, при наличии соответствующей сферы общественных отношений, нуждающейся в правовом регулировании.

      Земельное право, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику  отрасли. Правильно определить предмет  правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.

      Объективно  существующие общественные земельные отношения, их своеобразие, экономическая и социальная значимость земли в жизни общества выступают важнейшими факторами, обусловившими формирование и функционирование отрасли земельного права.

      Цели  данной работы заключаются в следующем: раскрыть понятие земельного права; представить землю как объект материального мира и общественных отношений; обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики; выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования; представить систему земельного права и каждый из её элементов. 
 
 
 
 
 

      1 Объект земельного права 

      Наличие в национальной системе права  самостоятельной отрасли земельного права связано, в первую очередь, с существованием земли как объекта материального мира и правового регулирования. Поэтому очень важно определить юридическое содержание термина "земля", используемого в Конституции РК и специальном земельном законодательстве.

      В литературе существуют различные подходы  к трактовке понятия земли. В  широком смысле под словом "земля" понимается планета Земля со всеми  ее естественными компонентами, в  узком — только ее поверхностный  слой, включающий почву, а также поверхность дна водоемов.

      Законодательство  РК при регулировании земельных  отношений придерживается узкой  трактовки понятия "земля". Это  проявляется в следующих положениях законодательства. Земля рассматривается, во-первых, как природный объект хозяйствования, являющийся объектом собственности и землепользования, а не в качестве территории государства. Земля как природный ресурс может находиться в собственности и выражает собой объект экономического присвоения, государственная территория выражает политический и международно-правовой статус определенного земельного пространства. Во-вторых, земля как государственная территория включает в себе все природные компоненты в пределах того пространства, на которое распространяется государственный суверенитет. В отличие от этого земля как объект земельно-правового регулирования является одним из объектов природной среды, она не включает в себя другие природные объекты, например, недра. По смыслу Конституции РК земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы рассматриваются в качестве самостоятельных объектов правового воздействия.[7]

      Исходя  из вышеизложенных правовых положений, землю следует рассматривать  как земную поверхность государственной  территории, включающей ее почвенный  слой и дно водоемов.

      Земля как объект материального мира и  общественных отношений обладает рядом  особенностей, которыми предопределяется специфика земельных отношений  и в конечном итоге обусловливается  существование, и определяются пределы  действия отрасли земельного права.

      От  многих объектов материального мира земля отличается своим естественным происхождением — она не является результатом приложения человеческого труда. Земля — наиглавнейший компонент окружающей природной среды, выполняющий экологическую функцию. Кроме того, земля служит местом и условием жизни человека, выступает территорией, определяющей поверхностный пространственный предел государства.

      В процессе материального производства земля представляет собой пространственный, операционный базис, а в сельском и лесном хозяйствах является еще и материальным условием, основным средством производства. Земле как объекту правового регулирования присущ ряд других свойств, отличительных особенностей:

  • плодородие поверхностного слоя почвы;
  • возможность сохранения, воспроизводства ее потребительской ценности и производительной способности;
  • незаменимость, невозможность использования вместо нее других средств производства;
  • пространственная ограниченность;
  • неперемещаемость, постоянство местонахождения.

      Именно  эти особенности и свойства земли определяют ее функцональные характеристики и, соответственно, социальную ценность.[8]

      Так, благодаря плодородию поверхностного почвенного слоя земля может выступать  главным средством и условием производства в сельском и лесном хозяйствах. Уровнем плодородия почвы определяется ценность земель, используемых в качестве источника получения сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции.

      Рациональное  использование земель позволяет  не только сохранить, но и увеличить  производительную способность земли. В отличие от этого другие средства производства по мере вовлечения в хозяйственный оборот подвергаются амортизации, изнашиваются и утрачивают свои полезные свойства.

      Земля имеет естественные пространственные пределы, остающиеся неизменными. Возможность использования земли объективно ограничивается этими пределами, что порождает необходимость рационализации землепользования. Земля является недвижимым объектом, поэтому в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве. В силу указанного обстоятельства юридическая судьба земельного участка всегда определяется судьбой расположенных на нем строений и сооружений.

      Земля как природный объект отличается функциональной и качественной неоднородностью, что неизбежно влечет дифференциацию ее правового режима в зависимости от плодородия почвы, ландшафта, водообеспеченности и т. д. Земля характеризуется незаменимостью как место и условие жизнедеятельности человека, пространственный и операционный базис материального производства, основное средство и обязательное условие сельскохозяйственного производства. Никакой другой объект материального мира не в состоянии заменить землю и выполнять ее функции.[7] 

      2 Предмет земельного права 

      Основным  вопросом при определении любой  отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Какие общественные отношения составляют предмет собственно земельного права и регулируются соответствующими правовыми нормами? Ответ на этот вопрос является важным для уяснения сути современного земельного права. Правильное определение предмета земельно-правового регулирования имеет значение для правоприменения, точной юридической квалификации и разрешения возникающих вопросов практики. Поэтому исследованию предмета земельного права на всех этапах его развития уделялось достаточное внимание. Как уже говорилось, из-за различий в определении предмета земельного права существует узкая и широкая трактовка отрасли земельного права. В узком смысле предмет и, соответственно, отрасль земельного права ограничивались отношениями, связанными лишь с земной поверхностью.

      В широком значении предметом земельного права рассматривались не только отношения, связанные с правом собственности  на поверхность земли и ее использованием, но и отношения, связанные с правом собственности на недра, воды и леса, использованием этих объектов государственной собственности.

      Естественные  свойства, параметры, отличительные  особенности и характеристики земли  обусловливают множественность  ее функций и, соответственно, объясняют весьма сложное, многообразное и разноплановое содержание отношений по поводу земли.[6]

      Исходя  из этого в отношениях по поводу земли применяются множество  различных форм и методов правового  опосредования. При этом потребность  в правовом регулировании и обеспечении упорядоченности земельных отношений непрерывно усиливается. В силу этого земля становится объектом воздействия правовых норм практически всех отраслей национальной системы права. Возникает целый комплекс правоотношений, связанных с землей.

      Нормами государственного права определяются территория государства, пространственный предел государственной власти, государственные границы, формы собственности на землю.

      Административное  право содержит принципы, определяющие основы управления земельным фондом, нормы административно-правовой ответственности с описанием различных составов земельных правонарушений, санкции и процедуру их применения.

      Нормы гражданского права применяются  при регулировании отношений  собственности на земельные участки, отношений землепользования и иных вещных, обязательственных отношений, возникающих по поводу земельных участков или земельных прав. Они применяются, например, при совершении сделок с землей, определении оснований и пределов возмещения ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства.

      Экологическое право участвует в регулировании  экологического аспекта земельных отношений, поскольку земля, будучи объектом окружающей природной среды, одновременно входит и в экологическую систему.

      Процесс хозяйственного использования земли сопровождается также требованиями и ограничениями норм отраслей лесного, водного, горного права, атмосферного и фаунистического законодательства.

      Законодательство  об охране здоровья, санитарно-эпидемиологическое законодательство содержат общие условия и требования к производству, качеству продуктов питания. Они дол лены учитываться при осуществлении земледелия, выращивании сельскохозяйственной продукции.

      Нормы трудового права распространяются и на труд работников предприятий, осуществляющих использование земельных участков в целях сельскохозяйственного производства. В них устанавливаются правила охраны труда, режим рабочего времени, обязательные для всех видов и стадий сельскохозяйственных работ. Их соблюдение выступает условием успешной реализации землеохранных мероприятий.[1,7]

      Градостроительное законодательство определяет условия  размещения на земельных участках различных  объектов производственно-хозяйственного, социально-культурного и иного  назначения, содержит требования к  зонированию территорий населенных пунктов.

      В Указе "О земле" земля рассматривалась  как "природный объект хозяйствования, являющийся объектом собственности  и землепользования (недвижимое имущество)" (п.8 статьи 1 Указа "О земле"). Закон "О земле" определяет землю как "территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, всеобщее средство производства и территориальная основа любого процесса труда". При этом земельными правоотношениями считаются "правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, с осуществлением права собственности и иных прав на землю".

      На  основе анализа, приведенных нормативных  определений можно утверждать, что не все правоотношения, возникающие в связи с землей, являются земельными. Земельными выступают отношения, носящие экономический характер и возникающие по поводу земли как средства производства и объекта присвоения, юридическим выражением которых являются право собственности и право землепользования. Таким образом, следует различать комплексные отношения, связанные с землей, и собственно земельные отношения.

      В общественных отношениях, регулируемых земельным правом, земля рассматривается как условие материального производства и иной социальной (хозяйственной, научной, рекреационной) деятельности. Тем самым, непосредственно земельным правом охватываются только такие общественные земельные отношения, которые имеют экономическое содержание. Действие земельно-правовых норм ограничивается пределами такого рода отношений.

      Поскольку хозяйственное, антропогенное воздействие  на природные ресурсы так или  иначе оказывает влияние на количественно-качественные параметры окружающей природной  среды, влечет изменения экологической направленности, затрагивает тем самым экологические интересы общества, все природоресурсовые отношения, включая земельные, имеют экологическое содержание. Исходя из этого земельные отношения следует рассматривать как единство экологических и экономических отношений.

Информация о работе Объект, предмет и система земельного права