Объект, предмет и система земельного права

Автор: Яков Пятков, 12 Октября 2010 в 12:48, реферат

Описание работы

Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев — отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать, прежде всего, при наличии соответствующей сферы общественных отношений, нуждающейся в правовом регулировании.
Земельное право, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику отрасли. Правильно определить предмет правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.
Объективно существующие общественные земельные отношения, их своеобразие, экономическая и социальная значимость земли в жизни общества выступают важнейшими факторами, обусловившими формирование и функционирование отрасли земельного права.
Цели данной работы заключаются в следующем: раскрыть понятие земельного права; представить землю как объект материального мира и общественных отношений; обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики; выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования; представить систему земельного права и каждый из её элементов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Объект земельного права…………………………………………………………4
2 Предмет земельного права………………………………………………………..6
3 Система земельного права……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Земельное право Реф.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

      Долгие  годы в теории земельного права шли  споры о допустимости имущественного характера земельных отношений. Большинство юристов-аграрников, принимая во внимание полное исключение земли  из гражданского оборота, отсутствие денежной оценки земельных ресурсов, считало, что земля не является имуществом в гражданско-правовом понимании и, следовательно, земельные отношения не имеют имущественного характера.

      В рамках формирования правовой основы рыночных преобразований Конституция РК от 30 августа 1995 г., наряду с государственной, предусмотрела также и частную собственность на землю. Незадолго до этого Указами Президента РК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 24 января 1994 г. №1516, "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений" от 5 апреля 1994 г. № 1639 были узаконены купля-продажа и другие сделки в отношении права землепользования и права аренды. В развитие Конституции РК Указ "О земле" признал землю недвижимым имуществом (п.8 статьи 1), установил возможность и определил пределы вовлечения земель и права землепользования в систему рыночного оборота.[3]

      Указанные юридические новшества, получившие свое развитие в Законе "О земле" и других земельных законодательных  актах, придали современным земельным отношениям выраженный имущественный характер. Изложенные особенности свидетельствуют об усложнении содержания и природы современных земельных отношений. Поэтому при их регулировании наряду с земельным законодательством применяются также нормы гражданского, природоресурсового, экологического, адмнистративного, финансового и других отраслей законодательства.

      В совокупности с нормами собственно земельного законодательства они формируют  комплексную отрасль земельного права.

      Предметом отрасли земельного права являются опосредованные нормами права общественные отношения, имеющие своим объектом землю и возникающие в связи с ее использованием и охраной, управлнием земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности на землю и иных прав на землю (статья 9 Закона "О земле").

        Выделим особенности предмета  современного земельно-правового  регулирования.

      Земельные отношения — объективные общественные экономические отношениях содержание непосредственно зависит от форм соственности на землю и другие природные ресурсы, объема правомочий субъектов земельных отношений и от других факторов, а в целом определяется экономической системой, существующими отношениями собственности и присвоения.

      До  начала 90-х годов имело место абсолютное господство советского типа земельных отношений, сложившегося в 20—30-е годы посредством национализации и экспроприации земель, полного огосударствления земельных отношений и принудительного навязывания исключительно коллективных форм хозяйствования. В итоге по республике свыше 97% посевных площадей являлись объектом землепользования колхозов и совхозов.

      Граждане  вынуждены были довольствоваться небольшими участками для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного и жилищного строительства. Согласно Конституции Казахской ССР 1978 г. и земельного законодательства республики вся земля считалась исключительно государственной собственностью, она полностью исключалась из гражданского оборота. Лица, совершавшие сделки с землей, подвергались уголовному и административному наказанию. Земельно-правовое регулирование сводилось в основном к определению порядка предоставления и изъятия земель государственными органами, прав и обязанностей землепользователей. При этом наблюдались чрезмерное вмешательство в технологию земледелия, несовершенство правовых, экономических и иных стимулов эффективного земледелия, а также отсутствие свободы хозяйствования на земле.

      Государство в лице уполномоченных органов полностью определяло, например, способы и сроки посевных работ, уборки, заготовки и хранения урожая, устанавливало фиксированные цены на продукцию. Хозяйства были лишены права свободной реализации своей продукции.

      Исключительная  государственная собственность на землю, отсутствие правовой и хозяйственной свободы субъектов землепользования и землевладения привели к отчуждению крестьянина и других производителей от земли, разрыву зависимости между трудом земледельца и его результатом, утрате заинтересованности в рациональном использовании земель. Как следствие перечисленных факторов, резко снижалась эффективность производства, значительные площади земель были деградированы и выведены из хозяйственного оборота. Ситуация усугублялась безответственностью уполномоченных органов и их должностных лиц за неблагоприятные экономические и экологические последствия непродуманных управленческих решений по вопросам организации использования и охраны земель.

      С обретением государственной независимости  и провозглашением курса перехода к рыночной экономике весьма интенсивно существенно изменилось содержание земельных отношений. Основная направленность новшеств — преобразование и приспособление земельных отношений к условиям рынка, трансформирование их в органический компонент рыночных отношений, создание правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны земельных прав граждан и юридических лиц. В рамках экономической реформы произошла демократизация земельных отношений, увеличение состава субъектов права собственности и землепользования, расширение объема их правомочий, постепенное ограничение административно-командного метода организации земельных отношений.

      Преобразование  земельных отношений особенно заметно  было в аграрной сфере, где задействовано три четверти земельного фонда республики и земли являются основным средством и условием сельскохозяйственного производства. На 1 ноября 1990 г. в аграрном секторе республики насчитывалось 4 069 хозяйств, из них: колхозов — 411; совхозов — 2 094; другие государственные предприятия — 1 564. Им принадлежала практически вся площадь сельскохозяйственных угодий республики.

      Нормативной основой преобразований явились  следующие акты: Указ Президента РК от 5 марта 1993 г. № 1135 "О Национальной программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993— 1995 гг. (2 этап)"; Законы "О земельной реформе в Казахской ССР" от 28 июня 1991 г. № 729-ХП, "Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий" от 14 января 1992 г.; Указы Президента РК от 9 марта 1994 г. № 1585 "О передаче части имущества совхозов в собственность директоров", "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 24 января 1994 г. № 1516, "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений" от 5 апреля 1994 г. № 1639; постановления Правительства Республики Казахстан "О продаже государственных сельскохозяйственных предприятий в частную собственность граждан" от 10 июня 1994 г., "Об утверждении Порядка уступки права на земельную долю (пай) при приватизации государственных предприятий" 10 июня 1994 г. № 611 и др.

      Таким образом, новое земельное законодательство предоставляет широкую свободу  хозяйствования на земле. Развиваются  институты права частной собственности  на земельный участок и права землепользования. По мере вовлечения земель в гражданский оборот земельные отношения утратили ряд специфических особенностей и одновременно приобрели имущественный характер.

      Соответственно  произошли существенные изменения  в содержании современных земельных отношений, задачах и методах их правового опосредования. Однако, несмотря на это, сфера земельных отношений сохраняет целый ряд особенностей, идентифицирующих ее самостоятельность. Именно их наличие предопределяет необходимость формирования и действия в национальной системе права самостоятельной, адаптированной к условиям рынка, отрасли земельного права.

      Вышеизложенное  позволяет сделать следующие  обобщения и выводы.

      Особенности земли как природного объекта  хозяйствования, значение ее экономических функций в обеспечении жизнедеятельности людей предопределяют существование особой сферы, земельных отношений, нуждающейся в соответствующем правовом регулировании.

      Предметом земельно-правового регулирования  являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание.

      В этих отношениях земля выступает  объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве — главным средством и условием производства.

      При всей множественности выполняемых  землей экономических, социальных и  иных функций ее объективные особенности  предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

      Содержание  земельных отношений зависит  от видов и форм собственности, на землю, проводимых в обществе экономических  и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики.

      Земельная реформа, проведенная в рамках масштабных социальных и рыночных преобразований в стране, привела к интенсивному изменению и развитию земельного законодательства, становлению принципиально новой во многих отношениях отрасли земельного права, способной оказать реальное воздействие на развитие современных земельных отношений.

      Земельное право Республики Казахстан, составляя  самостоятельную отрасль национальной правовой системы, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию и охране земли как природного ресурса и объекта хозяйствования, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны права на землю граждан и юридических лиц, создания и развития земельного рынка, укрепления законности в области земельных отношений.[6]

      Факторами формирования отрасли земельного права являются: наличие предмета правового регулирования — самостоятельной, особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствующей упорядоченности; заинтересованность государства и других субъектов земельных отношений в их регулировании; разработка и принятие специальных правовых норм; необходимость особого сочетания методов правового регулирования. 

      3 Система земельного права 

      Земельное право, занимая определенное место  в национальной системе права, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими  отраслями права, само также представляет определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы: нормативные положения, группы, норм, институты.

      Эти элементы располагаются в строгой иерархической, субординационной и функциональной последовательности. Система отрасли земельного права отражает последовательность расположения, принципы, правила упорядочения образующих ее элементов в зависимости от их значимости, содержания, характера и особенностей регулируемых земельных отношений.

      Система земельного права в конечном итоге  обусловливается объективными факторами  и под их воздействием непрерывно изменяются ее элементы, их соотношение  и взаимодействие. Поэтому система земельного права, прежде всего, позволяет уяснить закономерности внутренней расстановки и группировки, функциональных взаимосвязей входящих в эту отрасль нормативных положений.

      Исходным  элементом системы земельного права  является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

      Земельно-правовая норма закрепляется в тексте закона или же вытекает из смысла действующего законодательства, содержит правило  поведения, установленное для субъектов  земельных отношений и направленное на многократное применение к повторяющимся ситуациям земельной сферы.[8]

      Гипотеза  земельно-правовой нормы определяет условия, необходимые для ее применения или реализации. Такими условиями  чаще всего выступают факты и  события, имеющие юридическое значение.

      Диспозиция  земельно-правовой нормы устанавливает  характер, содержание и параметры  поведения субъектов.

      Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, предусматривает  наказание за нарушение требований земельного законодательства, неблагоприятные последствия неправомерного поведения субъектов земельных отношений. Именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).

Информация о работе Объект, предмет и система земельного права