Ограничения прав на земельные участки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Данный курсовой проект, является частью будущего дипломного проекта и поэтому в нем я не смогу полностью рассмотреть особенности оформления прав на земельные участки и в связи с этим я, постараюсь более подробно остановиться на ограничениях прав, связанных с землей. А это в основном сервитуты, обременения, изъятия из оборота земельных участков.

Содержание

Введение.
Ограничения прав на земельные участки.
1.1 Основания ограничения прав на земельные участки.
2. Сервитут.
2.1 Частный сервитут.
2.2 Публичный сервитут.
3. Пожизненное наследуемое владение. Постоянное бессрочное пользование.
3.1 Переоформление права пожизненного наследуемого владения.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.docx

— 117.21 Кб (Скачать)

- документ, подтверждающий  уплату государственной пошлины  (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона);

- документ, подтверждающий  полномочия представителя органа  государственной власти или органа  местного самоуправления действовать  от имени данного органа, установившего  сервитут (статья 16 Закона);

- закон или иной нормативный  правовой акт Российской Федерации,  нормативный правовой акт субъекта  Российской Федерации, нормативный  правовой акт органа местного  самоуправления, в соответствии  с которыми установлен публичный  сервитут (пункт 2 статьи 23 Земельного  кодекса, пункт 1 статьи 17 Закона);

- кадастровый план земельного  участка, на котором отмечена  сфера действия сервитута, если  сервитут относится к части  земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона).

В соответствии с законом  регистрирующий орган при проведении государственной регистрации публичного сервитута имеет право истребовать  у заявителя иные документы.

Как видно из методических рекомендаций заявление об установлении публичного сервитута представляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, статья 16 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывает, что в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Однако учитывая, что Методические рекомендации носят необязательный (рекомендательный) характер, тогда как закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеет силу закону руководствоваться необходимо статьей 16 закона. Разумным на наш взгляд все же является правило о том, что субъектом подачи заявления на государственную регистрацию сервитута будет являться орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Но что, же делать, если все, же применяются нормы статьи 16 закона и зарегистрировать сервитут должен собственник обременяемого участка? Что делать, когда собственник земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, отказывается осуществлять действия по его регистрации? Возможно, ли в таком случае в судебном порядке зарегистрировать публичный сервитут? Полагаем, что и в данном случае можно применить нормы права по аналогии с п. 3 ст. 165 ГК РФ «Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда».

 Одним из часто задаваемых  вопросов также является вопрос  о возможности установления публичного  сервитута по решению суда. В  отношении частного сервитута  этот вопрос решен в ч. 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута». Полагаем, что норма статьи 23 Земельного кодекса Российской федерации, установившая основания установления публичного сервитута (законом, нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления) является императивной, и не подлежащей расширительному толкованию.

Следовательно, установить публичный сервитут в судебном порядке  не представляется возможным.

Однако это не означает, что права заинтересованных лиц  в установлении сервитута абсолютно  не защищены.

Так, после отказа органа власти в установлении публичного сервитута  мотивированный отказ может быть обжалован в судебном порядке. Основание  – ст. 12, 13 ГК РФ, закон РФ от 27.04.1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан», глава 22, 24 АПК  РФ, глава 23, 25 ГПК РФ.

Однако и это утверждение  не бесспорно. Лицом, ходатайствующим  об установлении публичного сервитута  перед органом власти, может быть любое заинтересованное лицо. Однако требовать установить публичный  сервитут, у физического лица нет  ввиду отсутствия такого правомочия в законе. Установление публичного сервитута происходит посредством принятие нормативного правового акта, правом требования принятия нормативного правового акта у физического или юридического лица не имеется. Судебная практика приложение № 4

И так я прихожу к  выводу, что нормы установления публичного сервитута очень не однозначны и  требуют серьезного внимания со стороны  законодателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пожизненное наследуемое владение. Постоянное бессрочное пользование.

Переходя к данным категориям ограничений, я сразу укажу на то, что на данный момент право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности после введения в действие Земельного Кодекса не допускается. А в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки не предоставляются. Но ЗК РФ предусматривает, что если граждане получили эти права до введения данного кодекса они эти права и сохраняют. Сохранение ранее возникших прав подтверждается специальной правовой нормой в Федеральном законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные положения необходимо применять также с учетом статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в которой предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. В отличие от права пожизненного наследуемого владения, которое передается по наследству (п. 1 ст. 266 ГК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования в состав наследства не входит (ст. 269 ГК РФ).

Правовая природа данных ограничений  в том, что граждане или юридические  лица, которые обладают, данными  правами не могут распоряжаться  земельными участками. Но! Законодатель предусматривает, например в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком переход данного права по наследству и регистрацию на основании свидетельства о праве на наследство. И так же данное право законодатель предлагает, но не обязывает переоформить на право собственности.

Условия переоформления прав на землю  граждан отличаются от условий переоформления прав на землю юридических лиц.

Граждане, обладающие земельными участками  на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин  имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Но как обычно существует ряд ограничений.

Так, например возможность бесплатного предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства целесообразно рассматривать в рамках регионального законодательства исходя из местных особенностей. 
Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ ''О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации'' (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ ''Об обороте земель сельскохозяйственного назначения''). При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов их кадастровой стоимости.20 
Необходимо отметить, что в упрощенном порядке, без ограничения срока переоформить право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности могут только граждане, которым такие земельные участки были предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС21
В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, такого права не предусмотрено. 
По общему правилу предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации22.  
Названные нормы регламентируют порядок оформления права собственности граждан на земельные участки в упрощенном порядке при наличии следующих условий:

*земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;

*земельный участок предоставлен для одной из следующих целей его разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, индивидуального жилищного строительства;

*в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права либо данный земельный участок предоставлен указанному гражданину на одном из следующих видов прав: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования.

При этом необходимо учитывать, что понятие ''личное подсобное хозяйство'', закрепленное в ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ ''О личном подсобном  хозяйстве'', не тождественно понятию ''крестьянское (фермерское) хозяйство'', закрепленному  в ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ ''О крестьянском (фермерском) хозяйстве''.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Переоформление  права  пожизненного наследуемого  владения.

Рассмотрев все ограничения  относительно упрощенного порядка  переоформления находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельных участков приступим к переоформлению. Для примера я беру переоформления права пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности в Краснокамском муниципальном районе.

Так как же мы можем это  сделать?

Я начну с самого начала, а это  регистрация права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Что бы зарегистрировать, данное право нам необходим первичный документ (основание для регистрации). На моем примере это Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей, выданный местным советом народных  депутатов (1993 г), свидетельство о праве на наследство. Мы предоставляем в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, данные документы, оплачиваем госпошлину и получаем свидетельство на данное право. Приложение № 4

Мы получили свидетельство, которое  дает нам право на владение и использование  данного объекта недвижимости, но распоряжаться мы им не можем. Законодатель четко указал распоряжение запрещено. И поэтому мы приступаем к следующему этапу: переоформлению  права пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности.

Чтобы переоформить право пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности правообладатель должен обратиться в местную администрацию (комитет по имущественным отношениям) по месту нахождения данного земельного участка и представить документы, а это:

1. Заявление с просьбой переоформить  право пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности.

2. Копии свидетельства на право  пожизненного наследуемого владения.

3. Копии паспорта.

4. Копии кадастрового паспорта  на объект (комитет по имущественным  отношениям может отправить запрос  в земельную кадастровую палату).

Комитет по имущественным отношениям в соответствии со статьей 9 Закона Пермской области от 31.10.2003 № 1080-220 «Об  обороте земель сельскохозяйственного  назначения в Пермском крае» земли  сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность  гражданами с разрешенным использованием по ведению крестьянского хозяйства, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочном) пользования или пожизненного наследуемого владении земельных участков, по цене 20% кадастровой стоимости таких земель. А так же Федеральным Законом от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что данные земельные участки приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15% кадастровой стоимости этих земель. Выносит решение на основании, которого переоформляется данное право на право собственности и далее регистрируется в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. Получаем свидетельство на право собственности.

Ко всему выше сказанному могу еще  добавить о кадастровой стоимости:

Постановлением Правительства  Пермского края от 5 сентября 2012 г. № 792-п утверждена кадастровая стоимость  земельных участков в составе  земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края и минимальные  и средние значения удельных показателей  кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного  назначения в разрезе видов использования  и муниципальных районов Пермского  края.

Постановление вступает в  силу с 1 января 2013 года (10 сентября 2012 опубликовано в «Бюллетене законов Пермского  края, правовых актов губернатора  Пермского края, Правительства Пермского  края, исполнительных органов государственной  власти Пермского края»).23

Информация о работе Ограничения прав на земельные участки