Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Правовая охрана земли является одним из способов обеспечения рационального использования земель, сохранения и улучшения ее плодородного слоя. Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РБ. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Беларусь, как основа жизни и деятельности народов.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……….3
Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель…………………………………………………..4-11
Нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению……………………………………….12-16
Заключение……………………………………………………………….17
Список использованных источников……………………………………18

Работа содержит 1 файл

земельное право.docx

— 33.46 Кб (Скачать)

В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее  земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает: 
1) Возврат самовольно занятых земельных участков - ст. 159 КоЗ. 
2) Принудительное изъятие земельных участков в связи с совершением неправомерных действий (нарушением правил использования и охраны земель). - ст. ст.49, 53 КоЗ. Возврат самовольно занятого земельного участка - состоит в том, что самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев участков. Материальные затраты по приведению самовольно занятого земельного участка в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя. Возврат самовольно занятых земельных участков имеет сходство с виндикационным способом защиты прав (ст. ст. 281, 286 ГК), но по требованию заинтересованного лица может производиться в альтернативном порядке - по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа или суда. Принудительное изъятие земельных участков производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются земельным законодательством в качестве оснований прекращения прав на землю. Эти участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь и юридических лиц, изымаются в принудительном порядке по решению суда. Земельные участки, находящиеся во владении и пользовании изымаются по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов, которые предоставляли эти участки. Принудительное изъятие земельного участка лиц, допустивших земельные правонарушения, указанные в КоЗ, производится в особом порядке. Особый порядок заключается в том, что решение об изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь) не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

 

Нарушение порядка  использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Поскольку земельное право  является самостоятельной отраслью права, характеризующейся наличием самостоятельного предмета правового  регулирования, нормативно-правовой базы, совокупности методов, соответствующих  особенностям предмета отрасли, ей присущ институт юридической ответственности  за нарушение земельного законодательства. Этот институт характеризуется комплексностью и состоит в значительной степени  из норм других отраслей права, устанавливающих  различные виды юридической ответственности.

Основанием применения к  правонарушителям мер юридической  ответственности являются земельные  правонарушения, перечень которых не регламентируется земельным законодательством (он закреплён в нормах административного, уголовного права). Под таковыми понимают виновные противоправные деяния, посягающие на земельный правопорядок и нарушающие нормы земельного законодательства. Одним из таких правонарушений является нарушение порядка использования  земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Ниже представлена характеристика состава данного правонарушения и тех мер, воздействия, которые  при его совершении применяются  к правонарушителям.

Нарушение порядка использования  земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, как земельное правонарушение, в зависимости от степени общественной опасности и применяемых за него санкций влечёт применение мер административной ответственности, предусмотренных  ст.15.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Состав данного земельного правонарушения включает в себя четыре элемента:

Объект: земельный правопорядок – родовой объект, порядок использования  земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению - непосредственный объект.

Предметом правонарушения являются соответственно земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению.

В соответствие с Законом  Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», земли подвергшиеся радиоактивному загрязнению это радиационно-опасные земли. Это, согласно ст.5 Закона, земли, расположенные на территориях радиоактивного загрязнения (которые Закон, в свою очередь, подразделяет, в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на население, на зону эвакуации, зону первоочередного отселения, зону последующего отселения, зону с правом на отселение), на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей республиканским допустимым уровням содержания радионуклидов или межгосударственным экономическим соглашениям.

Согласно ст. 18 Кодекса  Республики Беларусь о земле, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, устанавливаются ограничения (обременения) в отношении прав на предоставленные  земельные участки.

Согласно Постановлению  Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2010 г. № 405 « Об утверждении  Положения о порядке отнесения  земель к категории радиационно-опасных  и перевода их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного использования, исключения земель из категории  радиационно опасных и перевода их в хозяйственное пользование в соответствие с основным целевым назначением, исключения земель из разряда земель отчуждения и перевода их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования» к радиационно-опасным относятся земли с плотностью загрязнения цезием-137 от 40 Ки/кв. км и более, или стронцием-90 от 3 Ки/кв. км и более, или плутонием-238, -239, -240 от 0,1 Ки/кв. км и более, а также земельные участки с меньшей плотностью загрязнения, на которых невозможно обеспечить получение продукции, соответствующей республиканским допустимым уровням содержания радионуклидов.

Данные земли, в зависимости  от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на человека:

  1. исключаются из хозяйственного пользования ввиду непригодности их использования по основному целевому назначению и изымаются в установленном порядке у собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей. Данные земли получили название земель отчуждения.
  2. на них вводятся ограничения хозяйственной деятельности — ст. 7 Закона «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Это земли ограниченного хозяйственного пользования.

Отнесение земель к категории  радиационно опасных и перевод их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного пользования осуществляются Советом Министров Республики Беларусь по представлению республиканского органа государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (таковым является Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Министерстве по чрезвычайным ситуациям) на основании предложений областных исполнительных и распорядительных органов и данных о плотности загрязнения почв радионуклидами, радиометрических исследований получаемой на них продукции и об эффективных дозах облучения. Границы радиационно опасных земель устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Советом Министров Республики Беларусь в установленном порядке. Исключение земель из категории радиационно опасных и перевод их в хозяйственное пользование в соответствии с основным целевым назначением, исключение земель из разряда земель отчуждения и перевод их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования производятся в установленном порядке по решению Совета Министров Республики Беларусь после их комплексного обследования и экспертных заключений.

На землепользователей, имеющих  земельные участки на территориях  радиоактивного загрязнения, распространяются права и обязанности, установленные  Кодексом Республики Беларусь о земле, с ограничениями, предусматриваемыми настоящим Законом. Они обязаны  проводить, в соответствии с рекомендациями, комплекс специальных агрохимических, агротехнических, агромелиоративных, лесохозяйственных и других мероприятий, направленных на снижение поступления  радионуклидов в производимую продукцию. Все затраты на проведение указанных  мероприятий возмещаются в полном объеме за счет средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ( согл. ст. 15 Закона «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».)

Объективная сторона: Нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению выражается, в следующем:

- использование земель  исключенных из оборота, то  есть земель отчуждения в соответствие  с их основным целевым назначением.  На указанных землях могут  проводиться лишь научно-исследовательские  работы, работы по локализации  и утилизации радиоактивных отходов  и другие виды работ, определенные  Советом Министров Республики  Беларусь или международными  договорами – ст. 6 Закона «О  правовом режиме территорий, подвергшихся  радиоактивному загрязнению в  результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС».;

- не соблюдение порядка  использования земель ограниченного  хозяйственного пользования:

  • использование земель по целевому назначению без соблюдения ограничений установленных в отношении данных земель. К таким ограничениям, к примеру, относится запрет на производство продукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканские допустимые уровни;
  • не осуществление специальных мероприятий, направленных на снижение уровня загрязнённости данных земель. В частности: не осуществление комплекса специальных агрохимических, агротехнических, агромелиоративных, лесохозяйственных и других мероприятий, направленных на снижение поступления радионуклидов в производимую продукцию.

Субъект – физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица независимо от формы  использования земель.

Субъективная сторона  – вина в форме умысла или неосторожности.

В качестве санкции предусмотрен штраф в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального  предпринимателя - от тридцати до ста  базовых величин, а на юридическое  лицо - от двадцати пяти до пятисот базовых  величин.

земельный участок  правонарушение ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Так как земли являются великой ценностью в нашей  Республике Беларусь, я считаю, что  вопрос «Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель» является интересным для меня и важным для всех граждан Беларуси.

Что касается вопроса «Правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению», то я думаю, что он будет волновать еще многие поколения нашей страны.

Данные вопросы волновали  многих людей, которые рассматривали  их в своих трудах и поэтому  я использовал некоторые их статьи в своей работе. Главным источником я считаю «Кодекс Республики Беларусь о земле».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Ерофеев, Б.В. Земельное право: учеб. для вузов / Б.В. Ерофеев; под ред. академика Г.В. Чубукова. – М.: Новый юрист, 1998.
  2. Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 ноября 1991 г. N 1227-XII
  3. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. № 425-З, с изм. и доп. от 06.11.2008 № 447-З, от 28.12.2009 № 96-З, от 06.05.2010 № 120-З, от 7 января 2011 г. № 232-З.
  4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изм. и доп.)
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2010 г. № 405 « Об утверждении Положения о порядке отнесения земель к категории радиационно-опасных и перевода их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного использования, исключения земель из категории радиационно опасных и перевода их в хозяйственное пользование в соответствие с основным целевым назначением, исключения земель из разряда земель отчуждения и перевода их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования» .

5. Шингель Н.А. Земельное право Республики Беларусь. Общая часть: Курс лекций / Н.А. Шингель. – Мн.: БГУ, 2004. – 87 с.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель