Ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор: Татьяна Родкина, 28 Августа 2010 в 01:29, реферат

Описание работы

Россия с 1991 года встала на новый путь развития, демократический. Конституция 1993 года установила основные положения, в соответствии с которыми Россия будет развиваться. На новый уровень вышли и земельные отношения.

Содержание

1. Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности………………………………………………………………………..4
2. Разграничение видов ответственности……………….……………………………6
2.1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства…………………………………………………………………….…7
2.2. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства…………………………………………………………………...…10
2.3. Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства……………………………………………………………………...13
2.4. Гражданско-правовая и земельно-правовая ответственность………...14

Работа содержит 1 файл

Земельное право (Ответственность за нарушения земельного закон-ва).doc

— 149.50 Кб (Скачать)

       2.1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

     Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением.

     В Уголовный Кодекс РФ введены совершенно новые составы преступлений.

     Статья 170 УК РФ Регистрация незаконных сделок с землей:

     регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом  с использованием своего служебного положения.

     Данная статья  предусматривает ответственность за совершение специального должностного преступления и совершенствует уголовно-правовую охрану отношений по законному рациональному использованию и обороту земли (земельных участков). Целью статьи является обеспечение законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния. Общественная опасность преступления состоит в нарушении экономических интересов государства, а также равенства граждан как участников оборота земельных участков. Эта статья предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне.

     Регистрация незаконных сделок с землей выражается в совершении действий, предусмотренных  правовыми актами, для придания сделке с землей должного юридического значения без надлежащих к этому оснований.

     Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра состоит в подготовке и внесении неверных фактических и оценочных данных в учетные документы, предусмотренные Положением “О ведении Государственного земельного кадастра в РФ”, а также иными нормативно-правовыми актами. Искажение данных может касаться размера участка земли, ее качества, правового режима. Данные искажаются для принятия на их основе неправомерных решений, относящихся к земельному участку. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, при котором субъект осознает противоправность своих действий и желает их осуществления.

     Все преступления по данной статье совершаются  должностными лицами с использованием служебного положения. Использование  служебного положения заключается, в частности, в том, что должностное лицо совершает неправомерные действия, относящиеся к его компетенции, обосновывает их интересами службы либо авторитетом государственного органа, либо с помощью государственного принуждения, либо на основе имеющейся в государственном органе информации.

     Статья 254 УК РФ Порча земли:

      1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их  хранении, использовании и транспортировке, повлекшее причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

      2.    Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

      3.   Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух  до пяти лет.

     Данная  статья восполняет существенный пробел в российском уголовном законодательстве. Ее цель – охрана земли путем предотвращения ее порчи, т. е. ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которого является земля. Применяется эта статья в сфере деятельности землепользователей, а также субъектов хозяйственной и иной деятельности по обращению с опасными химическими и биологическими веществами либо деятельности, в результате которой производятся вредные для состояния земли продукты (отходы).

     Предметом данного преступления является земля  как любые виды земельных участков (угодий), освоенные, осваиваемые, не осваиваемые человеком, независимо от форм собственности или характера владения ею, в том числе земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов, занятые под нужды промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного и водного фонда, а также земли запаса. Смежным в смысле данной статьи понятием с термином “земля” является термин “почва” как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

     Объективная сторона данного преступления представляет деяние, выраженное в форме отравления, загрязнения или иной порчи земли  вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности и совершенное путем нарушения правил обращения с удобрениями, стимулятором роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами в процессе обращения с ними; включает последствия в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде – в простом составе и смерти человека – в составе квалифицированном. Для обозначения процессов вредного воздействия на земли специальное земельное и экологическое законодательство употребляет следующие термины: загрязнение, захламление, засоление, заболачивание, опустынивание, иссушение, переуплотнение, эрозия почвы, порча, уничтожение плодородного слоя почвы, заражение почвы возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний и т.п. Указанные процессы вызывают деградацию земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушениям историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников.

     Под хозяйственной или иной деятельностью  понимаются любые виды воздействия  на землю для достижения хозяйственных, научных или иных результатов, т.е. выращивание сельскохозяйственных растений, проведение экспериментов, связанных с изменением растительного покрова или состава почв и т.п. Последствиями данного преступления является причинение вреда здоровью человека, которое возможно в любой форме его расстройства, и вреда окружающей среде. При этом причиненный вред исчисляется по соответствующим методикам и нормативам, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление деградированных и загрязненных земель с учетом ухудшения качества земель и ограничения их использования. Данное преступление будет считаться оконченным с момента наступления одного из указанных последствий.

     Субъективная  сторона – косвенный умысел. Лицо осознает нарушение им правил обращения  с удобрениями, стимуляторами роста  растений… и др. веществами, предвидит  возможность загрязнения или  иной порчи земли вследствие нарушения этих правил, но сознательно допускает их либо относится к наступлению указанных последствий безразлично.

     Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением указанных веществ.

     Квалифицированный состав по ч.2 данной статьи предусматривает  ответственность за совершение преступления в зоне экологического бедствия или  в зоне чрезвычайной экологической  ситуации. Установление повышенной ответственности вызвано сложностью восстановления и рекультивации земель в указанных зонах, законодательными ограничениями прав пользования землями в них и иными причинами.

     Причинение  по неосторожности смерти человека, предусмотренное  ч.3 настоящей статьи, возможно в результате употребления продуктов, полученных с загрязненных земель, контактного попадания в организм человека ядохимикатов и иных опасных веществ с загрязненных земель. Причинная связь между порчей земли и смертью человека должна быть обязательно установлена. 

       2.2. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.

       Статья 74 Земельного Кодекса устанавливает, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений несут  административную ответственность.

     Под административной ответственностью понимают применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных взысканий к лицам, виновным в совершении административного проступка.

     Административная  ответственность за правонарушение, предусмотренная Административным кодексом (далее – АК РФ), наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

     К наиболее распространенным правонарушениям, за совершение которых установлена административная ответственность, можно отнести следующие:

  1. Самовольный захват земель. Данное правонарушение посягает на установленный земельный порядок. В соответствии с Главами III, IV Земельного кодекса земли предоставляются в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду. Из этого следует вывод о том, что любой самовольный захват земли любым лицом – это владение земельным участком без законных на то оснований, при отсутствии правоустанавливающего документа. Оно наносит вред экономике, законодателям, владельцам, собственникам, арендаторам либо государству.
  2. Захламление земель. Данное нарушение отличается от загрязнения земель тем, что поверхность участка захламлена отходами производства – кирпичом, цементом, стройматериалами и т.д., в результате чего участок невозможно использовать по назначению, рационально, без его восстановления, рекультивации. Поэтому данное нарушение также приносит определенный вред правообладателю земли. Ответственность возлагается на самих правоземлеобладателей. Это собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков. Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Нарушение может быть совершено как умышленно, так и халатно, по небрежности, неосторожности и может выражаться в бесхозяйственности и непринятии мер по очистке участка.
  3. Загрязнение земель как химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, так и бактериально-паразитическими и карантинными вредными веществами. В отличие от захламления, загрязнение означает проникновение в почву таких веществ, которые отрицательно меняют ее химический состав, вредно влияют на плодородие почв, снижают урожайность, делают продукцию опасной для людей и животных. Высокие штрафы устанавливаются в связи с тем, что данное нарушение приносит большой вред. Если такое загрязнение становится общественно опасным, оно превращается в преступление и карается уголовной ответственностью.
  4. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Порча и уничтожение причиняются физическим воздействием (например, рытьем траншей, канав, проездом тяжелого транспорта). Физическое уничтожение или порча также могут надолго выводить из строя плодородную почву.
  5. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Временно занимаемые земли – это земельные участки, предоставляемые в краткосрочное пользование для выполнения строительных, ремонтных, горнотехнических и других работ. Они служат местом складирования материалов, перемещения грузов, временных карьеров. По миновании надобности они должны быть возвращены собственнику, пользователю, арендатору. Невозврат участка в срок означает, по существу, продолжение пользования, но уже незаконное, т.е. самовольное. Нарушение как и в других случаях может совершаться как умышленно, так и по небрежности. Временный землепользователь, арендатор, не только обязанный вернуть участок по истечении срока, но вернуть в пригодном для использования состоянии, причем не только в пригодном, а для использования по целевому назначению, например, для сельскохозяйственного производства. Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Данное нарушение совершается умышленно. Нарушитель знает, что он обязан делать, но не делает. Временный землепользователь обязан произвести рекультивацию земли. Все эти работы выполняются им за свой счет. Если он этого не делает, собственник (владелец) участка может это сделать за свой счет и взыскать с временного пользователя убытки, включая упущенную выгоду.

     Законодатель  называет и другие земельные правонарушения, влекущие применение мер административной ответственности:

    • Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов;
    • Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как особый вид земельных правонарушений, не являются чисто земельным;
    • Нарушение утвержденной градостроительной документацией при отводе земли;
    • Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению и другие.

     Законодатель  закрепляет виды административных взысканий:

  1. Штраф.
  2. Предупреждение.
  3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.
  4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.
  5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право охоты, право управления транспортным средством).
  6. Исправительные работы.
  7. Административный арест.
  8. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

     Существует  и определенный порядок наложения  штрафов. В специальных органах  создаются инспекции по наложению штрафов, которые на основании протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушениях решают вопросы о наложении на виновных административных штрафов. Штраф может налагаться не сразу. Инспектор, выявив нарушения, может дать письменное предупреждение – это тоже еще не мера административного взыскания. Если и после этого нарушитель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и протокол нарушения. Акт составляется при участии землеустроителей и других специалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указывается в Законе в пределах “от и до”, он может быть наложен либо в минимальной, либо в максимальной…. Это делается по усмотрению госинспекции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а также материального положения нарушителя.

Информация о работе Ответственность за нарушение земельного законодательства