Ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений.
Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодатель¬ства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. 3
1.1 Общая характеристика правовой охраны земель. 3
1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений. 4
Глава 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 13
2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства 13
2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства 15
2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства 17
2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства 20
Глав 3. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций 25
Заключение. 28
Список литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение земельного законодательства.doc

— 121.50 Кб (Скачать)


1

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей.

1.1              Общая характеристика правовой охраны земель.

1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений.

Глава 2.  Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства

2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства

Глав 3.  Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций

Заключение.             

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Тема представленной работы – «»Ответственность за нарушение земельного законодательства».

Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонару­шителей.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федера­ции как основа жизни и деятельности народов.

Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодатель­ства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей.

 

1.1     Общая характеристика правовой охраны земель.

 

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательст­вом.

В настоящее время, в связи с принятием нового Земельного кодек­са, прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которые предусматривали особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности (ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Прези­дента от 16.12.1993 г. «О мерах по усилению государственного контро­ля за использованием и охраной земель»), виды правонарушений и со­держание применяемых санкций. В связи с этим, впредь до принятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административная ответственность за нарушение земельного законодательства должна применяться в соответствии с действующим Кодексом об ад­министративных правонарушениях (ст. ст. 50-54,61,67 и др.).

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодатель­ства предусмотрена ст. 170, 254, 262 УК РФ, а материальная - статьями 24,56 ГК РФ.

Дисциплинарная ответственность установлена нормами Кодекса за­конов о труде РСФСР.

Специальная (земельно-правовая) ответственность связана с прину­дительным прекращением права на землю лиц, совершивших опреде­ленные правонарушения, и предусмотрена нормами Земельного кодек­са РФ.

Виды земельных правонарушений, влекущих применение юридиче­ской ответственности правонарушителей, содержатся в различных пра­вовых источниках: Земельном, Гражданском, Уголовном кодексах, ко­дексе об административных правонарушениях. Законе «Об охране окружающей природной среды» и других нормативных правовых ак­тах. Они касаются самых разных сторон земельных правоотношений. Обращает на себя внимание то, что половина их связана с нарушением экологических требований, предъявляемых к собственникам земли и землепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и их естественного плодородия в настоящее время непосредственно связано с антропогенными причинами[1].

1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений.

 

Приведем содержание и краткую характеристику земельных правонарушений, за совершение которых установлена юридическая ответственность.

1. Самовольный захват земель. Самовольным захватом признается владение земельным участком без законных на то оснований, т. е. при отсутствии правоустанавливающего документа. К категории самоволь­ного захвата относятся также такие случаи как пользование предостав­ленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению (разрешению) органа, не правомочного решать вопросы предоставле­ния земель либо вынесшего незаконное решение под влиянием злона­меренных действий заинтересованных лиц. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем, владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) может иметь место как ре­зультат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблу­ждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонаруше­ний.

2. Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов. Самовольное, т. е. без оформления надлежащего разрешения, строи­тельство может иметь место на предоставленном в установленном по­рядке для этих целей земельном участке и на самовольно захваченном участке.

В первом случае правонарушение не является чисто земельным, а лишь связано с земельными отношениями, однако рассматривается как неправомерное пользование землей и отнесено к перечню земельных правонарушений.

Во втором случае имеет место одновременно два земельных правонарушения, из которых одно (самовольный захват) является чисто зе­мельным. Ответственность на виновное лицо в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.

3. Захламление земель. Как вид правонарушения его следует отли­чать от загрязнения производственными отходами, под которыми по­нимаются вредоносные побочные продукты производства (шлаки, от­стой, соли и т. п.). Под захламлением следует понимать превращение территории или участка земли в свалку предметов, деталей и частей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и воз­можность отнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющее контроль, или специальная комиссия.

4. Загрязнение земель химическими или радиоактивными вещест­вами, производственными отходами и сточными водами, заражение их бактериально-паразитическими и карантинными вредными организма­ми.

В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь земель, загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В ре­зультате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивными веществами заражено более 2 млн. га сельскохозяйственных угодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях[2]. К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель принимает все большие масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответствен­ность лиц, допускающих загрязнение земель.

5. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Этот вид право­нарушений является результатом нерадивого, бесхозяйственного ис­пользования земель, в результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются, заболачиваются я теряют свое главное природное качество - плодородие. Факт правона­рушения и его экономическая негативная значимость определяется по­средством специальных обследований.

6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуата­цию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как осо­бый вид земельных правонарушений, не является чисто земельным. Однако он рассматривается в качестве такового, т. к. производственная деятельность таких объектов наносит непоправимый ущерб земле, осо­бенно в сфере сельскохозяйственного производства. Экологическое и земельное законодательство запрещает ввод в эксплуатацию подобных объектов под угрозой административной или уголовной ответственно­сти.                                             

7. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Временно занимаемые земли - это земельные участки, предостав­ляемые в краткосрочное пользование (обычно на срок проведения ра­бот) для выполнения строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складирования материалов, перемеще­ния фунтов, устройства временных карьеров и т. д. По миновании на­добности эти земли должны быть приведены в исходное состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно или возвращаются в непригодном для использования со­стоянии, что наносит существенный ущерб сельскохозяйственному производству[3].

8. Искажение сведений о состоянии использования земель. Очевид­но, что в данном случае речь идет о должностном правонарушении, объектом которого являются сведения о земле. Очевидно также и то, что данная мера правовой ответственности налагается только на винов­ных должностных лиц (в основном на работников органов Росземкадастра)[4].

9. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытии информации о нали­чии свободного земельного фонда.

В условиях развития земельной реформы данное должностное пра­вонарушение, имеющее административный характер, связано со значи­тельными негативными последствиями для нормального регулирования земельных отношений и в то же время оно может быть связано с при­чинением вреда работником при исполнении им служебных обязанно­стей. Очевидно, что оно может служить основанием и для админи­стративной, и для материальной ответственности одновременно.

10. Уничтожение межевых знаков.

Межевые знаки в виде столбов, труб, курганов (чаще всего - стол­бов, окаймленных курганами) устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Уничтожение этих знаков (чаще всего в процессе вспашки и других работ по обработке почв) по небрежности или злому .умыслу является довольно частым правонарушением, слу­жит основанием для возникновения земельных споров и связано с за­тратами на проведение восстановительных работ.

11. Нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель.

Данное правонарушение связано с несоблюдением утвержденных в установленном порядке генеральных планов планировки и застройки городов и поселков городского типа, а также проектов детальной за­стройки других населенных пунктов, что приводит к. нарушению уста­новленного порядка изъятия, предоставления и отвода земель.

12. Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Правонарушение имеет экологический, природоохранительный ас­пект, выражается в виде охоты, рыбной ловли, уничтожения ценных пород леса, распашки земель, выпаса скота, иной хозяйственной дея­тельности, не связанной с целевым назначением этих земель. В послед­ние годы этот вид земельных правонарушений получил значительное распространение, что связано с ослаблением контроля в этой области со стороны специальных природоохранных и правоохранительных орга­нов[5].

Что касается нарушения установленного режима использования зе­мель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, то этот вид право­нарушений связан с обстоятельствами Чернобыльской аварии, в ре­зультате которой была загрязнена обширная площадь в пределах Брян­ской, Орловской, Курской, Тульской, Рязанской и Калужской областей. На этих территориях установлен особый режим использования земель, исключающий возможность заражения людей через продукты сельско­хозяйственного производства, нарушение которого представляет серь­езную опасность для здоровья людей[6].

13. Нерациональное использование сельскохозяйственных продук­тивных земель.

Этот, не имевший ранее конкретных признаков показатель эффек­тивности использования земель, получил в действующем законодатель­стве конкретную определенность. Нерационально используемыми сле­дует считать такие земли, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет на 20% и более меньше расчетной (предполагаемой), полученной по материалам кадастровой оценки. Поэтому сейчас имеет­ся возможность документально подтвердить факт совершения данного правонарушения, исключить неоднозначность понимания нерацио­нальности, и, стало быть, - возникновение споров. Методика установ­ления нерациональности использования земель еще недостаточно со­вершенна, (например, как установить нерациональность использования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает довольно эффективный инструмент для предупреждения и пресечения подобного явления[7].

14. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению зе­мель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению дру­гих процессов, ухудшающих состояние почв.

Охрана почв от ветровой и водной эрозии, а также улучшению ка­чественного состояния земель является обязанностью всех собственни­ков земли и землепользователей (ст. 13 ЗК РФ). Государственный зе­мельный кадастр дает возможность достаточно определенно установить уровень качественного состояния земель и подверженности их эрозион­ным процессам. Эти данные периодически фиксируются в правоустанавливающих документах физических и юридических лиц и дают воз­можность устанавливать достаточно определенно наличие упомянутого правонарушения, своевременно предупреждать собственников земли и землепользователей о признаках правонарушения и, в крайних случаях, привлекать к соответствующей юридической ответственности.

Информация о работе Ответственность за нарушение земельного законодательства