Ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений.
Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодатель¬ства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. 3
1.1 Общая характеристика правовой охраны земель. 3
1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений. 4
Глава 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 13
2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства 13
2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства 15
2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства 17
2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства 20
Глав 3. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций 25
Заключение. 28
Список литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение земельного законодательства.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Земельные правонарушения могут выражаться в виде не­правомерных сделок, совершенных с нарушением требований законо­дательства. Такие сделки считаются недействительными. Признаки не­действительности сделок с имуществом (в том числе и с землей) уста­новлены гражданским законодательством (ст. ст. 153-181 ГК РФ). В земельных отношениях могут иметь место любые из означенных в. этом перечне сделки, поскольку земля является объектом недвижимого имущества. Признаки недействительности сделок с землей тоже имеют общий характер (сделки, совершенные не в соответствии с требования­ми закона; сделки, совершенные под влиянием обмана, угроз, насилия и т. п.). Порядок материальной ответственности лиц, виновных в совер­шении недействительных сделок с землей, также регулируется нормами гражданского законодательства. Основные положения этого порядка заключаются в следующем:

1   Если действия сторон недействительной сделки не признаются умышленными, а последствия ее совершения не нарушают прав третьих лиц или не затрагивают их законных интересов, то по ;    действующему правилу каждая из сторон возвращает другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности воз­вратить натурой - возместить денежную стоимость полученно­го.

2  Если в недействительной сделке усматриваются действия, за­ведомо направленные на нарушение прав и законных интересов третьих лиц, а умышленными признаются действия одной сто­роны, то эта сторона возвращает другой стороне все получен­ное по сделке, а полученное последней - взыскивается в доход государства.

3  Если в недействительных сделках, совершаемых с целью на­рушения прав и законных интересов третьих лиц, умышлен­ными являются действия обеих сторон, то в доход государства взыскивается полученное по сделке обеими сторонами[12].

2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства

В перечне оснований для прекращения прав на землю законодательство предусматривает возможность принудительного изъятия зе­мельных участков у собственников земли и землепользователей в связи с нарушенном ими земельного законодательства. Поскольку прекраще­ние права на землю в этих случаях имеет характер санкций за неиспол­нение соответствующими субъектами требований законодательства, правомерно говорить о нем как об особом виде юридической ответственности. В земельно-правовой сфере, ее называют специальной зе­мельно-правовой ответственностью. Она представляет собой принуди­тельное изъятие земельных участков у собственников земли и земле­пользователей за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативные последствия.

Порядок и содержание этого вида ответственности установлена ст. ст. 44-48,50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ.

Законодательство разграничивает основания и порядок принуди­тельного изъятия земли у собственников земельных участков и земле­пользователей поскольку они существенно различаются как по содер­жанию, так и по процедуре. Общим является только то, что прину­дительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда.

Изъятие земельных участков у собственников за земельные пра­вонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Установлено, что принудительное изъятие земельного участка у собственника возможно в следующих случаях:

•  обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (ст. 237);

• отчуждение участка, который в силу закона не может принад­лежать данному лицу на праве собственности (ст. 238);

•  конфискация земельного участка;

• изъятие земельного участка, используемого с нарушением за­конодательства.

Обращение взыскания на земельный участок может иметь место как санкция за невыполнение обязательств по договору залога земельного участка. В этом случае право собственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой его стоимость достаточна для погашения долга.

Земельным законодательством установлен ряд запретов на право частной собственности на землю. В частности, не могут быть объектом частной собственности участки лесного фонда, особо охраняемы территории, земли общего пользования в населенных пунктах и др. Несоблюдение этого требования закона влечет принудительное изъятие зе­мельного участка.[13]

Конфискация земельного участка представляет собой безвозмезд­ное изъятие его у собственника в виде санкции за совершение преступ­ления и предусмотрена ст. 58 ЗК РФ. Она может быть произведена только по решению суда.

Изъятие земельного участка, находящегося на праве частной собст­венности, в связи с нарушением собственником земельного законода­тельства, может осуществляться в следующих, предусмотренных зако­нодательством (ст. 285 ГК РФ) случаях:

        нерациональное использование земель, т. е. когда использова­ние участка осуществляется с грубым нарушением правил рацио­нального использования;

        использование земельного участка не в соответствии с установ­ленным целевым назначением и разрешенным использованием;

      использование земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местно­сти.

Принудительное изъятие земельного участка, находящегося на праве бессрочного (постоянного) пользования осуществляется по пра­вилам, предусмотренным ст. 45 и 54 ЗК РФ. Предусмотрены следую­щие случаи изъятия земельных участков:

1) в случае использования земельного участка не в соответствии с ус­тановленным целевым назначением и разрешенным использовани­ем;

2) при использовании земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значи­тельному ухудшению экологической обстановки в данной местно­сти;

3) в случае неустранения следующих умышленно совершенных пра­вонарушений:

• отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с минераль­ными удобрениями, ядохимикатами и иными опасными химиче­скими или биологическими веществами, повлекшие за собой при­чинение вреда здоровью людей или окружающей среде;

•  нарушение установленного законодательством режима исполь­зования особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;

• систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и пре­дотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

•  систематическая неуплата земельного налога[14].

В случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строи­тельства в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Из этого срока могут быть исключены периоды, связанные со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами, исключающими возможность такого использования.

Во всех случаях решение о прекращении прав на земельный уча­сток принимается судом.

Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его Собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляю­щий государственный земельный контроль, налагает на правонаруши­теля административное взыскание в виде штрафа в установленном по­рядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупре­ждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельного правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонаруше­ния должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по пре­доставлению и изъятию земель.

Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

В случае неустранения правонарушения, в указанный в предупреж­дении срок, орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обла­дающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных уча­стков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган госу­дарственной регистрации прав на недвижимого имущества и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного зако­нодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стои­мости земли и убытков, связанных с изъятием. В то же время, прекра­щение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства от возмещения в установлен­ном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Глав 3.  Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций

В соответствии с действующим порядком (п. 11 Положения о по­рядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель) право привлекать к административной ответственно­сти и налагать штрафы за нарушение земельного законодательства пре­доставлено местным органам Федеральной службы земельного кадаст­ра, Министерству природных ресурсов. Министерству здравоохране­ния, Государственному комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Данная норма устанавливает и пределы компетенции каждого из перечисленных органов. Так, местные комите­ты по земельным ресурсам и землеустройству налагают штрафы за са­мовольное занятие земель; захламление их, порчу и уничтожение пло­дородного слоя почвы; проектирование, размещение и строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; искажение сведений о земле; нарушение сроков возврата занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; за нарушение сроков рас­смотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободных земель; за уничтожение межевых знаков.

Местные органы Минприроды налагают штрафы за нарушение эко­логических норм. К ним, в частности, относятся самовольное занятие земель природоохранного и природно-заповедного назначения, захлам­ление земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы, проек­тирование, размещение и строительство вредных для земли объектов, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, при­годное для целевого назначения, если эти нарушения имеют экологиче­ский характер. К компетенции местных органов архитектурно-строительного и санитарно-эпидемиологического надзора в части наложения штрафов относятся вопросы, связанные с их деятельностью: самоволь­ное строительство, проектирование и строительство объектов, нанося­щих ущерб почве, загрязнение ее химическими и радиоактивными ве­ществами, заражение вредными бактериальными, паразитическими и карантинными организмами и т. д. Дела о перечисленных правонарушениях рассматриваются специальными комиссиями органов, осуще­ствляющих государственный контроль за охраной и использованием земель. В соответствии с действующим законодательством, государст­венные инспекторы по использованию и охране земель органов Росземкадастра имеют право самостоятельно (единолично) рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства и налагать штраф, ес­ли его размер не превышает для граждан 5 минимальных окладов зара­ботной платы, а для юридических лиц 20 МРОТ.

Инспектор райкомзема по использованию и охране земель права самостоятельно принимать решения р наложении штрафа не имеет. Он передает материалы в административную комиссию райкомзема, кото­рая их рассматривает в установленном порядке и выносит постановле­ние о наложении взыскания.

Постановление о наложении штрафа может быть в десятидневный срок обжаловано в суд, решение которого является окончательным.

Постановление о штрафе подлежит исполнению в пятнадцатиднев­ный срок. При неуплате штрафа в указанный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц производится в бесспорном порядке. Взыскание денежных штрафов с граждан и долж­ностных лиц, а также с иностранных и международных организаций производится в судебном порядке. Средства от штрафов за нарушение земельного законодательства поступают (при наложении их органами Росземкадастра) на формирование специальных денежных фондов ко­митетов по земельным ресурсам и землеустройству или (при наложе­нии штрафов другими органами)- на формирование внебюджетных экологических фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Ответственность за нарушение земельного законодательства