Ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рационального использования и охраны земель как одну из главных задач правового регулирования земельных отношений.
Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодатель¬ства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. 3
1.1 Общая характеристика правовой охраны земель. 3
1.2. Основные виды и признаки земельных правонарушений. 4
Глава 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 13
2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства 13
2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства 15
2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства 17
2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства 20
Глав 3. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности и применения к ним санкций 25
Заключение. 28
Список литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение земельного законодательства.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

15. Использование земель не по целевому назначению. Целевое на­значение предоставляемых субъектам земельных участков определяет­ся в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соот­ветствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении. Например: для сельско­хозяйственного использования (для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иных конкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дач­ного строительства, жилищного строительства, гаражного строительст­ва, сооружения иных объектов). Отклонение от этих признаков в про­цессе использования земли указывает на совершаемое правонарушение[8].

16. Использование земельных участков способами, приводящими к порче земель или разрушению почвенного плодородия.

Содержание данного правонарушения предполагает техно­логические отклонения в способах использования земли (неправильная обработка почвы, приводящая к их разрушению, технологически не­правильный выпас скота, приводящий к уничтожению пастбищ и т. п.). Признаки наличия правонарушения устанавливаются по данным госу­дарственного земельного кадастра.

17. Систематическое невнесение платежей за землю.

Признак систематичности установлен законодательством в виде не­уплаты земельного налога в течение двух лет подряд и непогашении задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды.

В качестве признака правонарушения закон предполагает невнесение платежей. Таким образом, несвоевременное внесение платежей, хотя и систематическое, не является признаком данного правонаруше­ния и не может служить основанием для привлечения к юридической ответственности.

Что касается арендной платы, то порядок и сроки выплаты ее уста­навливаются договором аренды, однако и в этом случае невнесение ее по признакам, приведенным выше, следует считать правонарушением в редакции данного пункта и, следовательно, достаточным основанием для привлечения виновных к юридической ответственности.

18. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществ­ляющих государственный контроль за использованием и охраной зе­мель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательст­ва.

Должностными лицами, имеющими право давать обязательные для исполнения предписания, являются инспекторы всех рангов органов системы Росземкадастр. Норма, предписывающая юридическую ответ­ственность за данное правонарушение, имеет большое значение с точки зрения правовой дисциплинированности субъектов права на землю и способствует значительному повышению роли и авторитетности ин­спекторов по использованию и охране земель. По Смыслу содержания данного правонарушения и нормы, устанавливающей юридическую ответственность за его совершение, следует, что она (ответственность) наступает независимо от того был ли субъект привлечен к ответствен­ности за то правонарушение, по поводу которого было сделано предпи­сание должностным лицом или нет. Например, если было сделано предписание об устранении нарушения, связанного с систематической неуплатой земельного налога, и по истечении указанного в предписа­нии срока окажется, что правонарушение не устранено, виновное в этом лицо может быть привлечено как за систематическую неуплату налога (штраф или изъятие земельного участка), так и за неисполнение предписания инспектора по этому вопросу[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

Административная ответственность применяется в форме денежно­го штрафа, налагаемого на правонарушителя. К административной от­ветственности могут быть привлечены как физические, так и юридиче­ские лица.

Как уже было сказано выше, в настоящее время административная ответственность за нарушение земельного законодательства применя­ется в соответствии с нормами Кодекса об административных правона­рушениях. Основными из них являются следующие:

Статья 50. Бесхозяйственное использование земель.

Признак бесхозяйственности в статье не конкретизируется и прак­тически устанавливается по характеру отклонений фактического со­стояния земель от технологических, агротехнических и нормативных требований (неправильная обработка, зарастание сорной растительно­стью, неухоженность и т. п.) В признак бесхозяйственности норма включает также невыполнение обязательных мероприятий по улучше­нию земель и охране почв от ветровой и водной эрозии и других про­цессов, ухудшающих состояние почв, а также - использование земель­ных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предназначались.

Статья 51. Порча сельскохозяйственных и других земель.

Содержание данного вида правонарушения предполагает приведе­ние земель в такое состояние, когда они не могут быть эффективно ис­пользована в соответствии с целевым назначением вследствие техноло­гически направленной эксплуатации (например- переуплотненная земля, полная выветренность пастбищ по причине неправильной сис­темы выпаса) или под воздействием преступно-небрежной организации технологии смежного или сопутствующего производства.

Статья 52. Несвоевременный возврат временно занимаемых зе­мель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению.

Подобные правонарушения нередко имеют место при предоставле­нии земельных участков в безвозмездное срочное пользование для нужд строительства (для складирования грузов и материалов, устройст­ва временных дорог, карьеров и т. п.). Подобные правонарушения ха­рактерны для случаев предоставления земель для государственных или муниципальных нужд, особенно для целей горных разработок.

Статья 53. Самовольное отступление от проектов внутрихозяй­ственного землеустройства.

Содержанием данного правонарушения является несоблюдение ус­тановленных проектом элементов территориальной организации: гра­ниц рабочих участков, полей севооборота, полевой дорожной сети и т. п. К этому виду правонарушений может быть отнесено и несоблюде­ние агротехнических и экологических требований, установленных про­ектом землеустройства: несоблюдение противеарозионных способов распашки, размеров водоохранных зон и т. п.

Статья 54. Уничтожение межевых знаков.

Данное правонарушение связано с содержанием нормы ст. 53 КоАП, т.к. уничтожение межевых знаков способствует нарушению ли­нейных элементов проекта внутрихозяйственного землеустройства -границ полей севооборотов, пастбищеоборотов и т. п.

Штрафы за указанные правонарушения налагаются админи­стративными комиссиями местных органов Роскомзема, Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора. Наложение штрафов не освобождает винов­ных от устранения допущенных нарушений. В тех случаях, когда сумма налагаемого штрафа не превышает 5, 10 и 20 минимальных размеров оплаты труда соответственно на граждан, должностных и юридических лиц дела о правонарушениях рассматриваются с принятием оконча­тельных решений государственными инспекторами по использованию и охране земель органов Роскомзема.

2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

 

К уголовно наказуемым правонарушениям относятся такие проти­возаконные действия физических лиц, которые представляют собой общественную опасность. С этой зрения уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях таких об­щественно опасных действий, как посягательство на установленный земельный правопорядок. Законодательство усматривает возможность таких признаков в любом из перечисленных в п. 2 настоящей главы правонарушений, когда признаки уголовных деяний будут установлены органами дознания, предварительного следствия и судом (письмо Рос­комзема от 13.04.94 «О вопросах уголовной ответственности за само­вольный захват земель»).

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за следующие виды земельных преступле­ний:

      регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, умышлен­ное занижение размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ);

      отравление, загрязнение или иная порча земли вредными про­дуктами хозяйственной деятельности или иной деятельности вследст­вие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биоло­гическими веществами (ст. 254 УК РФ);

      нарушение режима особоохраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ),

За совершение указанных правонарушений правонарушители нака­зываются штрафом в размере от 100 до 500 минимальных размеров оп­латы труда, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При определенных обстоятельствах, указанных в самих статьях, предусматривается возможность наказания исправительными работами либо лишением свободы на определенный срок.

Помимо упомянутых выше случаев уголовной ответственности уго­ловному преследованию подлежат также земельные правонарушения, связанные с самоуправством и превышением служебных полномочий должностными лицами. Так, письмом от 18.10.95 г. «О порядке передачи материалов о нарушении земельного законодательства в органы проку­ратуры»[10], подписанным заместителем Генерального прокурора РФ В.И. Давыдовым, заместителем председателя Роскомзема С.Л. Громо­вым, органам системы Роскомзем на местах предписывается: направлять в прокуратуры в течение 10 дней со дня вынесения административными ко­миссиями постановлений материалы по выявленным фактам:

        самовольного захвата земель;

        порчи земель;

        самоуправства;

      превышения служебных полномочий и иных грубых правона­рушений со стороны должностных лиц и органов власти и управления;

        иных правонарушений, в соответствии с законодательством.

Если под самоуправством понимать действия, совершаемые в наруше­ние установленного законом порядка, то это означает, что любые дейст­вия субъектов, не соответствующие земельному законодательству, могут преследоваться в уголовном порядке при условии, если признаки уголов­ных деяний в них будут установлены органами дознания или судом. То же следует сказать и о превышении своих полномочий должностными лицами и органами власти и управления. Перечень таких правонарушений не является исчерпывающим. Любые правонарушения земельного законо­дательства могут служить объектом уголовного преследования, если дос­таточность этого будет установлена органами дознания.

2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства

 

Нарушение земельного законодательства может быть совершено должностным лицом при выполнении им служебных обязанностей. Имеются ввиду случаи, когда нормы трудовой дисциплины работника одновременно являются и нормами земельного законодательства, а на­рушение их одновременно является и нарушением трудовой дисципли­ны. В таких случаях принимаются меры дисциплинарной ответственно­сти. Дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового законодательства.

Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачеваемую работу и, как крайняя мера, - увольнение с работы. Взыскание налагается путем объявления в приказе администрацией того предприятия, где ра­ботает данное должностное лицо.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.

Материальная (гражданско-правовая) ответственность - особый вид юридической ответственности, связанный с необходимостью возмеще­ния материального вреда, как следствия правонарушения. Все случаи возникновения материального вреда можно разделить на две группы:

        вред, возникающий в результате совершения неправомерных действий, не относящихся к категории сделок;

        вред, возникающий в результате совершения неправомерных (недействительных) сделок с землей[11].

К неправомерным действиям, не являющимся сделками с землей, относятся такие земельные правонарушения как уничтожение плодо­родного слоя почвы, захламление, загрязнение вредными и радиоак­тивными отходами производства, заражение бактериальными и каран­тинными организмами и болезнями, невыполнение субъектами меро­приятий по борьбе с эрозией почв, по охране и улучшению земель, про­ектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объек­тов, отрицательно влияющих на качественное состояние земель. Ущерб выражается в прямом ухудшении или уменьшении производительных качеств земли или иных, непосредственно и прочно связанных с ней объектов (уничтожение или уменьшение плодородия почв, уничтоже­ние посевов, многолетних насаждений, повреждение или уничтожение строений и т. п.).

Согласно земельному законодательству лица, виновные в совершении правонарушений, повлекших за собой возникновение ущерба, обя­заны возместить его в полном объеме, включая упущенную выгоду. Характер возмещения определяется конкретными обстоятельствами или договоренностью сторон: приведение поврежденных участков в состояние пригодное для использования по целевому назначению, восстановление нарушенных строений, денежная компенсация или иные виды возмещения.

При определении конкретных размеров ущерба следует ру­ководствоваться нормами гражданского законодательства с учетом норм земельного и иного специального законодательства, а также с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения.

Информация о работе Ответственность за нарушение земельного законодательства