Ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий. Основанием для привлечения к ответственности в каждом случае является правонарушение, т. е. конкретное действие или бездействие, которое противоречит требованиям земельного законодательства.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей
1.1 Общая характеристика правовой охраны земель
1.2 Основные виды и признаки земельных правонарушений
ГЛАВА 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
2.2 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.4 Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства
ГЛАВА 3. Государственный земельный контроль (на примере Пермского края)
3.1 Организация осуществления государственного земельного контроля
3.2 Использование земель сельскохозяйственного назначения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

п в сэд.docx

— 59.25 Кб (Скачать)

Правительством  Пермского края разработаны механизмы  стимулирования вовлечения в производство неиспользуемых земельных участков и земельных долей, осуществляемого  путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на компенсацию  части затрат, произведенных с 01.01.2006 г.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы  ответственности за нарушения правового  режима земельных участков приобретают  в настоящее время чрезвычайно  важное значение. Это касается как постоянного ухудшения качества почв, связанного с опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса, ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, зарастанием и сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами, так и возросшего в последние годы числа примеров криминального характера обращения с землей (самозахват приглянувшегося надела, незаконные сделки с землей, искажение учетных данных государственного кадастра и т.п.).

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность  применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической  ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности  в порядке, установленном законодательством.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой  систему принудительных мер, применяемых  к физическим или юридическим  лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права  на землю. Принудительные меры могут  иметь характер предупреждения и  пресечения неправомерного поведения  субъектов или наказания их за совершение таких действий. Основанием для привлечения к ответственности  в каждом случае является правонарушение, т. е. конкретное действие или бездействие, которое противоречит требованиям  земельного законодательства.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция  Российской Федерации.

2. Земельный  Кодекс Российской Федерации  от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (в ред.  от 10.05.2007)

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации,  часть первая, вторая, третья от 26.11. 2001 года N 146-ФЗ (в ред. от 29.12.2006)

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. от 08.12.2003 N 169-ФЗ).

5. Федеральный  закон Российской Федерации «Об  охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ.

6. Уголовный  кодекс Российской Федерации  от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. Федеральных законов № 162 ФЗ от 8.12.2003; №66 ФЗ от 22.07.2008.)

7. Постановление  Правительства РФ «О государственном земельном контроле».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. – М., 2006.
  2. Нарышева Н.Г. Некоторые проблемы принудительного изъятия у собственника земельного участка за нарушение земельного законодательства. // Экологическое право России. Сб. материалов науч.-практич. конф. Вып. 3. М.: Тиссо, 2007.
  3. Сидоренко А.Ю. Ответственность за нарушения земельного правопорядка: история развития земельного законодательства // Государство и право – 2007 - №10.
  4. Шуплецова Ю.И. Экологические правонарушения: дисциплинарная и материальная ответственность. // Журнал российского права – 2008 - № 3.
  5. Земельное право: Учебник / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.
  6. Земельное право: Учебник / отв. ред. Г.Е. Быстров и Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2007.
  7. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / под ред. С.А.
  8. Земельное право России. Учебник для юридических вузов / под ред. проф.
  9. В.В. Петрова. М., 2007.
  10. Земельное право / под ред. проф. В.Х. Улюкаева. – М., 2006.
  11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ Части первая – третья / под ред. Е.Л. Забарчука – М.: Издательство «Экзамен». 2007 г

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1

Основные показатели деятельности Управления Роснедвижимости

по Пермскому краю по государственному земельному контролю за 2007 г.

Показатели

2006

2007

Проведено проверок: тыс. шт. 
тыс. га

3,552

281,24

3,815

1422

Выявлено нарушений земельного законодательства: 
тыс. шт. 
тыс. га

1,249

14,023

1,698

92,1

Выдано предписаний: тыс. шт.

1,171

1,224

Привлечено нарушителей к административной ответственности: тыс. шт.

0,507

0,894

Наложено штрафов: тыс. руб.

975,3

2132,4

Взыскано штрафов: тыс. руб.

828,4

1702,25


 

Таблица 2

Основные виды нарушений земельного законодательства, выявленные

в 2007 г.

Виды нарушений

Всего

(шт.)

% от общего количества нарушений

Самовольное занятие земельных  участков или использование их без  правоустанавливающих документов

898

52,9

Другие нарушения

418

24,6

Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства

263

15,5

Использование земельных участков не по целевому назначению

81

4,8

Неиспользование земельных участков

12

0,7

Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для  использования по целевому назначению

9

0,2

 

 

 

 

   

 

 

Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) устанавливает уголовную ответственность  за совершение лицом преступления, т.е. виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Исходя из ст. 8 УК РФ основанием уголовной  ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. При этом преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. 
Следует обратить внимание на то, что преступления в области охраны и использования земель входят в состав категории экологических преступлений. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" указывает, что высокая степень общественной опасности этих экологических правонарушений обусловлена объектом их посягательства - стабильностью окружающей среды и природно-ресурсным потенциалом, а также гарантированным ст. 42 Конституции РФ правом каждого на благоприятную окружающую среду. 
В необходимых случаях при рассмотрении дел, связанных с привлечением к уголовной ответственности за преступления в сфере охраны и использования земель, в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, почвоведов, лесоводов и других. 
При рассмотрении уголовных дел, возникших в сфере охраны и использования земель, необходимо отграничивать преступления от проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена иная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба. 
Уголовный кодекс РФ содержит следующие составы преступлений, которые можно отнести к правонарушениям в области охраны и использования земель. 
1. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ). 
Незаконной является сделка с землей, совершенная в нарушение положений ГК РФ и требований земельного законодательства. Прежде всего это сделки с землями, которые на основании закона исключены из оборота или ограничены в обороте, если в результате сделки происходит нарушение установленных ограничений. 
2. Искажение учетных данных государственного земельного кадастра, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ). 
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (в том числе и земельных участков), осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в настоящее время регулируются ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". 
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровым учетом) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе. 
Искажение сведений о земельном участке, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, влечет за собой уголовную ответственность по рассматриваемой статье УК РФ. 
3. Умышленное занижение размеров платежей за землю, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ). 
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли (видами платежей за землю) являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. 
4. Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. 
Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать: существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. 
5. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ). 
Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что причиняется урон земле как основе жизни и деятельности человека, как природному объекту, охраняемому в качестве важнейшей составной части природы, природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйствах, и основе осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. 
Обязательное условие уголовной ответственности - способ порчи земли. Деяние должно нарушать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Последствия выражаются в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде. 
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 254 УК РФ) предусматривает ответственность за порчу земли, совершенную в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. 
В части 3 ст. 254 УК РФ содержится особо квалифицированный состав преступления - порча земли, повлекшая по неосторожности смерть человека. 
 

1 Земельное право России. Учебник для юридических вузов / Под.ред. проф. В.В Петрова. М., 2007.

2 . Земельное право: Учебник / Отв. ред. Г.Е. Быстров и Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2007.

3.Земельное право: Учебник / Отв. ред. Г.Е. Быстров и Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2007.

4 Земельное право Учебник / Отв. ред. Г.Е. Быстров и Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2007.

5 Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

6 Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

7 Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

8 Земельное право. /под ред. проф. В.Х.Улюкаева. – М., 2006.

9 Земельное право. /под ред. проф. В.Х.Улюкаева. – М., 2006.

10 Земельное право. /под ред. проф. В.Х.Улюкаева. – М., 2006.

11 Земельное право. – С. 204.

12www.permecology.ru


Информация о работе Ответственность за нарушение земельного законодательства