Понятие аграрного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть состояние и тенденции развития аграрного рынка России.
Задачи работы: а) раскрыть сущность и специфику аграрных отношений; б) проанализировать развитие аграрных отношений в переходный период; в) рассмотреть современное состояние аграрно-промышленного комплекса и тенденции его дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие аграрного рынка 5
1.1 Специфика аграрных отношений 5
1.2 Особенности воспроизводства в сельском
хозяйстве 7
Глава 2. Развитие аграрных отношений в переходный
период 9
2.1 Сущность и направления аграрной реформы
в России 9
2.2 Характеристика сельского хозяйства России
пореформенного периода 14
Глава 3. Аграрный рынок в современных условиях 23
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

Аграрный рынок в России.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

2. 1992 г. — создание фонда перераспределения  земель за счет 10% изъятых у колхозов и совхозов неэффективно используемых земель.

3. 1992—1993 гг. — приватизация земель коллективами колхозов и совхозов по среднерайонной норме и формирование нового фонда перераспределения земель за счет земель, превышающих бесплатно приватизированные.

4.  1993—1994 гг. — введение указа  Президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», разрешившим аренду земельных долей в составе коллективных хозяйств другим землепользователям без согласия других собственников.

5.  1993—1996 гг. — введение  «Положения о реорганизации сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области».

6. Март 1996 г. — введение  указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю».

Осуществление земельной  реформы создало новую социально-экономическую структуру землевладения и землепользования.

Второе направление  аграрной реформы — реорганизация  колхозов и совхозов в основном в  партнерства. Если для крупных промышленных предприятий создание партнерств в процессе приватизации было запрещено, то приватизация земли и имущества в агросфере осуществлялась в направлении создания предприятий с собственностью занятых.

Особые условия определены законодательством для реорганизации специализированных совхозов (рисо-, плодо-, овоще-, животноводческих). Они заключаются в том, что хотя земли и имущество, обеспечивающие производство данных видов продукции, составляют долевую собственность работников и пенсионеров, но выделу при выходе из хозяйства в натуре не подлежат.

Приватизация предприятий 3 сферы АПК практически завершена. Она осуществлялась через открытое акционирование, в основном с приобретением коллективами этих предприятий 51% акций. 10% акций резервировались для продажи фермерам данной зоны, а остальные по закрытой квотной подписке были куплены реорганизованными колхозами и совхозами зоны. Такой вариант приватизации обеспечил монопольное положение переработчиков по отношению к производителям сельскохозяйственного сырья.

Итак, неотъемлемой частью проводимой в России экономической реформы является приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов. Прекращение государственной монополии на землю происходит в процессе передачи земельных участков гражданам и предприятиям. Процесс приватизации земли означает возникновение частной и общей долевой собственности на землю, с наделением земельными паями жителей сельской местности.

Приватизация земли  идет не только в России, но и в  других бывших советских республиках. Существуют три способа приватизации земли: исторически справедливый (как в странах Балтии при возвращении земли бывшим ее владельцам), социально справедливый (поровну), экономически целесообразный (передавать землю эффективным собственникам).

В начале реформ одни активно  выступали за частную собственность на землю и разрешение в ограниченных пределах продажи земли ее индивидуальными собственниками. Другие предлагали установить долгосрочный запрет на куплю-продажу полученных от государства земельных участков.

Совхозам, другим государственным  сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую). Выбрать коллективно-совместную или коллективно-долевую форму собственности на землю могли и члены колхозов.

Все члены совхоза  и работники колхоза, в том  числе и ушед- шие на пенсию, имеют право на бесплатны и земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай не должен превышать утвержденной в районе нормы бесплатной передачи земли в собственность.

Земельные участки, принадлежащие  гражданам на праве коллективной совместной собственности, являются неделимыми, конкретный земельный пай для каждого из членов предприятия не определяется. Выделение земельной доли гражданину производится при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского хозяйства или продажи, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия. При коллективно-совместной собственности на землю граждане не имеют прав наследования, дарения, продажи земельных долей.

Уравнительный принцип  наделения землей проявляется в  том, что в коллективную совместную собственность граждан, являющихся членами сельскохозяйственных предприятий, земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней нормы передачи земли в районе, на число членов данного конкретного хозяйства. Оставшаяся площадь земель, закрепленных за указанным предприятием, может быть получена за плату, вносимую членами сельскохозяйственного предприятия в соответствующий орган местной представительной власти.

При коллективно-долевой собственности на землю конкретная земельная доля каждого работника предприятия определяется в количественном выражении. Государственный акт на право собственности и бессрочного (постоянного) пользования выдается сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка граждан-собственников и земельной доли каждого из них.

Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой  собственности граждан, осуществляется решением общего собрания коллектива собственников или избранным им органом управления. Земельная доля может быть получена при выходе из предприятия с целью создания крестьянского хозяйства или продажи. Земля может быть передана по наследству.

Другими методами перераспределения  земли являются: изъятие неиспользуемых и плохо используемых земель колхозов и совхозов, передача их в фонд перераспределения земель района; выделение земель для расширения приусадебных хозяйств или предоставления огородов членам колхозов, работникам совхозов, жителям села.

В ходе реорганизации  колхозов и совхозов основной организационно-правовой формой хозяйствования стали товарищества различных типов. Создавались и открытые акционерные общества, сельхозкооперативы, ассоциации крестьянских хозяйств.

Как и в городе, наименее защищенными на селе оказались следующие социальные группы: дети, подростки, пенсионеры, работники социальной сферы, работники бюджетных организаций, имеющие ограничения на получение земельных и имущественных паев.

Создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств проходило медленными темпами. В настоящее время условия деятельности фермеров стремительно ухудшаются из-за финансовой и производственной неустроенности жителей села, невозможности взять льготный кредит, увеличивающихся «ножниц цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Ориентированная на рынок  аграрная реформа включает также создание эффективной сети распределения продукции отечественных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий: оптовых продовольственных рынков, транспортных посредников и складских центров.1

 

2.2. Характеристика  сельского хозяйства  России пореформенного периода

 

Крушение тоталитарных режимов в социалистических странах  создало необходимые условия  для формирования в них соответствующих современной цивилизации рыночных экономик. Но если урбанизированная часть российского общества достаточно быстро движется в этом направлении на основе приватизации государственных отраслей промышленности, сокращения масштабов применения неэффективных методов экономического регулирования, устранения препятствий на пути свободной торговли, в том числе и внешней, то сельское хозяйство остается закрытым для институциональных преобразований. На основе анализа результатов реформирования сельского хозяйства России можно выделить его следующие институциональные характеристики:

•     отсутствие частной земельной собственности  и в целом всякой земельной собственности, поскольку монополия государственной собственности на землю ликвидирована еще в 1991 г.;

•    высокая степень  монополизации зернового рынка,

•     коллективистский менталитет,

•     противоречивость развития сельского предпринимательства — фермерства,

•     растущий протекционизм отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Частная собственность в ее многообразных формах — экономическая основа современного рыночного хозяйства. Земельная собственность исторически везде была основой государственной власти и более того, с точки зрения территории, — основой самой государственности. Монополия государственной собственности на землю обеспечивала незыблемость тоталитарного советского режима. Ликвидация ее в соответствии с законом РФ «О земельной реформе» (впоследствии отмененным) стала институциональной основой для приватизации земли в частную (точнее общую долевую) и совместную собственность коллективами колхозов и совхозов. Однако введенный тогда Верховным Советом РФ десятилетний мораторий на куплю-продажу земли фактически отменил всякую земельную собственность. Действительно, собственность — это двустороннее отношение — не только присвоение, но и отчуждение. Запрет на отчуждение — это лишение собственника одного из важнейших прав полного пучка прав собственности. В 1993 г. своим Указом «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» Президент узаконил свободное обращение земельных долей без согласия других собственников. Тем самым в России на федеральном уровне было сформировано максимально либеральное земельное законодательство. Однако слабость государственной власти, отнесение правомочий по законодательному регулированию земельных отношений на федерально-региональный уровень, а также возможность произвольной трактовки правовых норм местными чиновниками привели к тому, что либеральное законодательство фактически не выполнялось.

В силу этого распоряжение государственной землей оказалось в руках чиновников, а на уровне крупномасштабных сельскохозяйственных предприятий — администрации хозяйств. Тем самым сформирована основа коррумпированности чиновников земельных ведомств, сельских администраций и коллективных хозяйств.

В настоящее время  в России фактически отсутствует  аграрный рынок и его важнейший сегмент — зерновой рынок. Это обусловлено двумя факторами:

1. Основным покупателем  товарного зерна все еще остается государство, формируя федеральные и местные продовольственные фонды.

2. Сфера заготовок  и хранения зерна в регионах  монополизирована собственниками- корпорациями

Со снятием административных ограничений на продажу зерна  у всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей появилась реальная возможность выбора различных каналов реализации. Фактически реализация зерна осуществляется лишь по 5 каналам: государственным заготовительным организациям, посредникам и на рынках через собственные магазины, для внутреннего потребления, по бартерным сделкам (в основном в счет поставок дизтоплива) и предприятиям потребительской кооперации. Но поскольку государство расплачивается с зернопроизводителями в течение всего года и дольше, то закупочная цена не гарантирует получения средств сельскохозяйственными предприятиями, которые, фактически «сдав» хлеб государству, остаются без продукции и финансовых средств. В настоящее время поставки в федеральный зерновой фонд финансируются товарным кредитом. Однако и здесь крестьянин платит втридорога.

Существенно закрывает  зерновой рынок и произвол местных властей, ограничивающих продовольственный рынок границами областей, краев, республик России.

Отсутствие институциональных  основ рыночного реформирования сельского хозяйства России является наиболее существенным препятствием развития предпринимательских отношений в агросфере и обусловливает следующие противоречия развития частного сектора на селе, в качестве которого, прежде всего, выступают крестьянские (фермерские) хозяйства1:

1. Негативное отношение  властей и населения к частной  собственности вообще и к частной  земельной собственности, к возможности ее концентрации до предельных размеров, тормозящее становление открытого земельного рынка как важнейшего элемента целостной системы рыночной экономики.

2.  Законодательные   и ресурсные сложности, ограничивающие  свободу выхода крестьян-фермеров  из общественных форм хозяйствования.

3. Отсутствие системы  материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация производственной инфраструктуры в рамках крупномасштабных хозяйств, что обусловливает масштабность обслуживающих подразделений и отсутствие возможностей для их разукрупнения и приватизации.

4.  Монокультурная (зерновая) направленность фермерских хозяйств, приводящая к нарушения севооборотов и низкой эффективности пашни, — 55% земель фермерских хозяйств занято зерновыми культурами и подсолнечником вследствие нарушения паритета цен на зерно и мясо.

Информация о работе Понятие аграрного рынка