Понятие аграрного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть состояние и тенденции развития аграрного рынка России.
Задачи работы: а) раскрыть сущность и специфику аграрных отношений; б) проанализировать развитие аграрных отношений в переходный период; в) рассмотреть современное состояние аграрно-промышленного комплекса и тенденции его дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие аграрного рынка 5
1.1 Специфика аграрных отношений 5
1.2 Особенности воспроизводства в сельском
хозяйстве 7
Глава 2. Развитие аграрных отношений в переходный
период 9
2.1 Сущность и направления аграрной реформы
в России 9
2.2 Характеристика сельского хозяйства России
пореформенного периода 14
Глава 3. Аграрный рынок в современных условиях 23
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

Аграрный рынок в России.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Развитие сельского  хозяйства в настоящее время  говорит о том, что аграрный кризис в стране не преодолен. Основу сельскохозяйственного производства составляют земля, материально-техническая база и кадры. Все три составляющие находятся на низком уровне.2

В нашей стране субсидирование сельскохозяйственного  производства ежегодно снижается и  составило в 2002 г. всего 4,7% суммы  выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, что почти вдвое меньше (9,1%) уровня 1998 г3. Сельское хозяйство, в силу его специфических особенностей, не является самодостаточной отраслью и не может развиваться на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Поэтому во всех развитых странах проводится активная политика аграрного протекционизма и всемерной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей путем субсидий, дотаций, целевых программ, налоговых и кредитных льгот и др.

Рынок сельскохозяйственной продукции из-за низкой эластичности спроса и предложения и высокой эластичности цен также не является самодостаточным и нуждается в регулировании. Особенно это проявлялось на зерновом рынке в 2002 г. Важнейшим инструментом регулирования цен на аграрном рынке всех развитых стран являются государственные закупочные и товарные интервенции, но они у нас проводятся в небольших объемах (2-4 млн. т зерна) и ежегодно с большим опозданием (в октябре-ноябре вместо июля-августа), что не улучшает финансового положения хозяйств.

Недостаточными являются объемы закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд как на федеральном, так и на региональном уровнях. Совершенно несостоятельной, не отвечающей интересам отечественного сельскохозяйственного производства, является таможенно-тарифная политика в сфере АПК.

В странах ЕС цены регулируются государством более чем на 270 видов  продукции сельского хозяйства. У нас же нет регулирования  даже на основные виды продукции - зерно, мясо, молоко. В результате провальной аграрной политики государства наша страна, располагая 10% пашни мира (половина из которых представлена черноземами) и лишь 2,5% населения мира, завозит из других стран 43% всего продовольствия, и этот показатель продолжает расти. Если 15 лет назад по производству продуктов питания Россия занимала 7-е место в мире, теперь - 70-е.

Именно сейчас в России наблюдается интенсивный рост импортных  поставок сельскохозяйственных продуктов по демпинговым ценам. Это дает возможность российским фирмам-импортерам и покровительствующим им государственным чиновникам получать от импортных поставок продовольствия огромные доходы.

Ради получения и  в будущем таких доходов делается все, чтобы затормозить принятие законов, способствующих развитию отечественного сельскохозяйственного производства, довести до минимума государственную (и на федеральном, и на региональном уровнях) поддержку села.

Итоги прошедшего сельскохозяйственного 2003 года неоднозначны. С одной стороны, увеличилось количество произведенной продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств с 1049,8 млн. руб. в 2002 г. до 1135,4 млн. в 2003 г. Уровень самообеспечения страны по зерну, картофелю, молоку, яйцам, овощам, бахчевым культурам близок к 100%. Возросла урожайность сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей. Приостановлено сокращение поголовья птицы и коз. Последние два года растут надои молока в расчете на одну корову, среднесуточные привесы крупного рогатого скота и свиней на выращивании и откорме. Увеличилось потребление на душу населения мяса - с 50 до 52 кг, молока и молокопродуктов - с 229 до 235, масла растительного – с 10.5 до 12, овощей - с 90 до 92 кг.

Устойчивой остается тенденция сокращения посевных площадей. Так, в 1990 г. во всех категориях хозяйств они составляли 117705 тыс. га, в 2002 г. -84578 тыс., в 2003 г. - 78900 тыс. га, в том числе посевы зерновых культур соответственно - 63068 тыс. - 47474 тыс. - 42500 тыс. га.

С другой - уменьшился удельный вес сельского хозяйства в 2001 г. в валовом внутреннем продукте с 7,7% до 6,1 - в 2002 г. и до 5,8% - в 2003 г., а инвестиции в основной капитал соответственно составили 2,7, 3,1, 3,0%.1

Анализ положения дел  в аграрно-промышленном комплексе (АПК) за 1992-2002 гг. показывает, что за это  время ухудшилось финансовое состояние предприятий всех форм собственности и организаций производства, усугубилось социальное положение крестьян и всего населения, проживающего в сельской местности. Происходит массовое разрушение деревень. Оплата труда в сельском хозяйстве остается ниже по отношению к ее уровню во всех других сферах экономики страны.

За это время не ставились цели повышения производительности труда, увеличения отечественной продукции  для населения и сельскохозяйственного сырья для промышленности. Наблюдалась потеря управляемости сельскохозяйственным производством, недостаточное внимание уделялось необходимости постепенного изменения производственных отношений, создания адекватных новым требованиям организационно-правовых форм хозяйствования и экономического механизма, проведения структурных преобразований, улучшения системы социальных отношений и условий жизни на селе.

Уход государства с  рынка сельскохозяйственной продукции  и продовольствия, отказ от его регулирования - эти и ряд других механизмов способствовали сокращению производства. Параллельно был открыт доступ импортной продукции на отечественный продовольственный рынок.

Несовершенны ценообразование, финансово-кредитная, налоговая системы в АПК. Практика опровергла утверждение, что рынок сам по себе отрегулирует сельскохозяйственное производство. Нужны преобразования и в этих сферах.

А.Селезнев1 предлагает меры по восстановлению сельскохозяйственного производства и устойчивому его развитию в первоочередном порядке и на перспективу: 1. необходим четкий план переустройства сельского хозяйства; 2. требуется установить на государственном уровне твердые правила компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за их продукцию с учетом роста цен на продукцию промышленных предприятий, потребляемую в процессе сельскохозяйственного производства; 3. надо сделать объективный анализ кадровой политики в АПК.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализа  современного состояния аграрного рынка  России  позволяет спрогнозировать следующие направления выхода из аграрного кризиса:

1. Структурная перестройка  агропромышленного производства в направлении дальнейшей адаптации предприятий к рыночным условиям.

2. Освоение быстро  окупаемых и ресурсосберегающих  технологий и производств.

3. Рассмотрение существующих  крупномасштабных сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов и совхозов на основе приватизации земли и имущества в частную (долевую и совместную) собственность, в качестве переходной к более эффективной в сельском хозяйстве семейной частной собственности и мелкому (фермерскому) хозяйству.

4.  Развитие и государственное  поощрение (налоговыми льготами  и субсидиями) сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

5. Активизация инвестиционной  деятельности путем привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций и других источников.

6.  Развитие лизинга,  повышение эффективности использования государственных кредитных ресурсов.

7. Создание общероссийской  программы обучения сельских предпринимателей — новых хозяев, которые получат землю в наследство или купят ее у наследников.

8. Повышение эффективности  государственного субсидирования сельского хозяйства через переориентацию субсидий с уровня производителя на уровень потребителя продовольствия, предоставление производителям товарного кредита и развитие реального финансового лизинга.

9.  В качестве косвенного  способа поддержки сельского  хозяйства следует использовать льготирование акцизов и НДС на приобретаемые ресурсы, в частности на горючее.

 

10. Для развития сельского  предпринимательства следует разрешить  иностранным предпринимателям работать. Также было бы неплохо использовать новые управленческие методики и другие инновации, как это сделала Россия в конце XIX — начале XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики.-Ростов н/д.: «Феникс»,2002.-352с.
  2. Гумеров Р. Аграрная политика: от диктат либералистских догм к экономическому проагматизму//РЭЖ.-2003.-№2.-С.41-59.
  3. Захаров Ю. Состояние и возможности развития аграрно-промышленного комплекса//Экономист2002.-№2.-С. 89-94.
  4. Ильин С.С. Экономика.-М.:ЭКСМО,2003.-544с.
  5. Липски С. Новое в законодательной базе аграрного сектора//Экономист.-2004.-№8.-С.89-94.
  6. Мутагалимов М.Г. Основы экономической теории.-Мн.:Экоперспектива,2002.-464с.
  7. Павлова Г. Стране нужна новая аграрная политика//Экономист.-2004.-№4.-С.83-87.
  8. Селезнев А. Экономические преобразования в агропромышленном производстве//Экономист.-2004.-№7.-С.84-87.
  9. Современная экономика/Под ред. О.Ю.Мамедова.-Ростов н/Д.: «Феникс»,2000.-544с.
  10. Терентьев И. Агропромышленный комплекс: состояние и перспективы//Экономист.-2002.-№10.- С.88- 93.
  11. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Кн.1.-М.:ВЛАДОС,1996.-656с.
  12. Экономическая теория/Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В.Чечеловой.-М.: «Экзамен»,2003.-592с.
  13. Экономическая теория/Под ред. Г.П.Журавлевой.-М. «Дашков и К»,2004.-934с.

 

1 Экономическая теория/Под ред. Т.В.Чечеловой.-М.: «Экзамен»,2003.-С.268.

1 Терентьев И. Агропромышленный комплекс: состояние и перспективы//Экономист.-2002.-№10._с.88.

2 Белокрылова О.С. Теория переходной экономики.-Ростов н/д.: «Феникс»,2002.-352с. С.194-219.

1 Современная экономика/Под ред. О.Ю.Мамедова.-Ростов н/Д.: «Феникс»,2000.-С. 475.

1 Терентьев И. Агропромышленный комплекс: состояние и перспективы//Экономист.-2002.-№10.-С..89.

1 Захаров Ю. Состояние и возможности развития аграрно-промышленного комплекса//Экономист2002.-№2.-С.90.

1 Белокрылова О.С. Теория переходной экономики.-Ростов н/д.: «Феникс»,2002.-352с. С.199.

1 Серова Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора России // Вопросы экономики. 1996.- № 7.- С.91.

2 Аграрная экономика и политика: история и современность. М., 1996.-С.208.

1 Мелюхина О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства//Вопросы экономики.-1996.-№7.-С.36.

1 Липски С. Новое в законодательной базе аграрного сектора//Экономист.-2004.-№8.-С.89.

1 Гумеров Р. Аграрная политика: от диктат либералистских догм к экономическому проагматизму//РЭЖ.-2003.-№2.-С.56.

2 Павлова Г. Стране нужна новая аграрная политика//Экономист.-2004.-№4.-С.83.

 

3 Там же.-С.86.

1  Селезнев А. Экономические преобразования в агропромышленном производстве//Экономист.-2004.-№7.-С.84

1  Селезнев А. Экономические преобразования в агропромышленном производстве//Экономист.-2004.-№7.-С.86.


Информация о работе Понятие аграрного рынка