Право собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования - рассмотреть дознание как форму предварительного расследования.
Задачи исследования:
Дать определение и определить сущность дознания
Рассмотреть виды дознания

Работа содержит 1 файл

dbrf.docx

— 42.89 Кб (Скачать)

Введение

В представленной работе раскрываются основные характеристики института дознания, вопросы деятельности органов дознания РФ. Актуальность темы заключается в том, что за время действия нового УПК РФ в него было внесено уже более сотни поправок, которые во многом изменили саму первоначальную модель этого важнейшего нормативно-правового акта.

К сожалению, следует отметить, что  несмотря на внесенные изменения  несовершенство отдельных норм Кодекса  нередко позволяет виновным уходить  от уголовной ответственности, негативно  сказывается на работе следователей и дознавателей. В связи с этим представляется, что научная общественность должна предпринять все усилия для  того, чтобы осмыслить и максимально  быстро снять имеющиеся противоречия между правовыми положениями  и реалиями жизни.

Как в период до принятия УПК РФ, так и в настоящее время  одной из острейших проблем является вопрос о процессуальной регламентации  дознания.

С принятием УПК РФ процедура  расследования в форме дознания была существенно изменена. Органы дознания получили возможность расследовать преступления, отнесенные к своей  компетенции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституционных  прав граждан, с составлением обвинительного акта. Завершение дознания имеет теперь специфическую форму и осуществляется в упрощенном режиме. Законодатель в отдельных нормах сформулировал  правовой статус дознавателя и органа дознания, определил их компетенцию. Все эти новеллы безусловно следует  считать прогрессивными.

Цель данного исследования - рассмотреть  дознание как форму предварительного расследования.

Задачи исследования:

  1. Дать определение и определить сущность дознания
  2. Рассмотреть виды дознания
  3. Определить органы дознания и их полномочия;
  4. Контрольная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ В РФ

1.1 Понятие, сущность и особенности дознания в российском уголовном процессе

"Словарь русского языка"  С.И. Ожегова определяет "дознание" как предварительное административное  расследование. "Дознавать" означает "допытываться, узнавать, разузнавать,  разведывать, доведываться, разыскивать,  подходить розыском, осведомляться"; "точно разузнать, удостовериться  в чем-нибудь" "выведать, выяснить". Действительно, дознание возникло  в прошлом именно как административная  деятельность полиции на первоначальном  этапе досудебного производства, которая осуществлялась не по  процессуальным правилам, обязательным  только для производства предварительного  следствия. [8,c.362]

В соответствии со ст.150 УПК РФ предварительное  расследование производится в форме  предварительного следствия либо в  форме дознания, причем, как и  прежде, производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам, за исключением  тех, по которым проводится дознание.

Представляется, что и в настоящее  время в изменяющемся уголовно-процессуальном законодательстве упрощенная процессуальная форма расследования останется основной для полиции и других исполнительных органов государственной власти, наделенных уголовно-процессуальными полномочиями.

В теории уголовного процесса встречаются  различные, а в ряде случаев и  противоречивые определения дознания. В частности, Ю.В. Деришев заметил: "Уголовно-процессуальное законодательство при своей лаконичности не дает определения  дознания (как и предварительного следствия), но характеризует его  довольно подробно, а именно как  уголовно-процессуальную деятельность уполномоченных на то специальных органов, выступающую либо как экстренный, не допускающий отлагательств первоначальный и предшествующий предварительному следствию этап расследования, направленный на выявление и закрепление следов преступления и обнаружения преступника путем производства неотложных следственных действий; либо как ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме определенной категории уголовных дел, не требующих в связи со своей простотой предварительного следствия".[8,c.364]

В связи с изменением уголовно-процессуального  законодательства дознание функционирует  только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой  или средней тяжести (ст.15 УК РФ). Дознание можно рассматривать как  упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую  специальные правила производства по уголовному делу (гл.32 УПК РФ).

Очевидно, что ряд общественно  опасных деяний ни при каких обстоятельствах  не будет "обслуживаться" следователями. Причин этому достаточно много. Это  и простота объективной стороны  преступлений, а отсюда - несложность  доказывания. Это и незначительная общественная опасность, качество вреда  охраняемым общественным отношениям и  режим процессуальной экономии. Это, наконец, элементарная нехватка следователей. Такая категория дел в подавляющем  большинстве отнесена к подсудности  мировых судей.

По таким делам вину правонарушителя  также требуется доказать, пусть  и в ускоренном режиме и упрощенной форме. Исторический опыт и международная  практика показывают, что расследование  таких дел входило, входит и будет  входить в компетенцию органов, обладающих процессуальной компетенцией, т.е. правом производства дознания.

С логической точки зрения нет никаких  противопоказаний к тому, чтобы основную форму реализации органами, обладающими  процессуальными полномочиями, в том числе полицией, своей процессуальной обязанности наименовать дознанием. Здесь допустима аналогия. Следователь проводит предварительное следствие, и это основная форма реализации его процессуальных полномочий, а дознаватель проводит дознание, и это также является основной формой реализации его процессуальных полномочий. Причем такое дознание отличается от предварительного следствия не только формально (по субъекту, по незначительным изъятиям из процедуры расследования), но и по сути.

С этой точки зрения обоснованным представляется определение дознания, данное В.Г. Даевым и В.В. Шимановским: "Дознание является первичной формой расследования для дел, по которым  обязательно производство предварительного следствия, и основной формой расследования  для несложных дел, по которым  производство предварительного следствия  необязательно". Это определение  содержит в себе главный момент законодательной  регламентации деятельности по дознанию - различия в процессуальном порядке  в зависимости от категории расследуемых дел.[12,c.196]

Так что же такое дознание: процессуальная форма деятельности соответствующих  органов или обобщенное наименование участия этих органов в уголовном  процессе?

В этом смысле теоретического обоснования  и уточнения требует не только содержательная сторона, но также и  понятийный аппарат. К примеру, широко используемая дефиниция "орган дознания". Этимологическое значение этого  понятия сложно. По смыслу словосочетания подразумевается, что им именуются  соответствующие органы, которые  обладают уголовно-процессуальной компетенцией. Скажем, полиция, которая действительно является субъектом уголовного процесса. Но полиция является полноценным участником в том числе и административного, и оперативно-розыскного процесса. Однако она, как субъект указанных правоотношений, в одном случае именуется органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, а в другом - органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Название полиции органом дознания было бы оправданно в том случае, если бы осуществление дознания, т.е. уголовно-процессуальная деятельность, было единственной формой реализации ею своей компетенции. Учитывая то, что полиция свои задачи осуществляет в рамках всех перечисленных выше правоотношений, применительно к уголовно-процессуальной сфере ее правосубъектность могла бы именоваться: орган, наделенный правом производства дознания. Соответственно, органы, перечисленные в ч.2 ст.157 УПК, могли бы именоваться органами, наделенными правом производства дознания.

Исходя из изложенного, на наш взгляд, под дознанием следует понимать обобщенное наименование уголовно-процессуальной компетенции ряда государственных  органов, включая органы внутренних дел, реализуемой наряду с административной, оперативно-розыскной и другими  направлениями деятельности, содержанием  которой является предварительное  расследование дел, по которым производство предварительного следствия необязательно.

Такая характеристика дознания полностью  совпадает с понятием дознания, данным самим законодателем (п.8 ст.5 УПК  РФ), - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Рассмотрим особенности дознания.

1. К подследственности органов  дознания отнесены уголовные  дела о преступлениях, перечисленных  в ч.3 ст.150 УПК.

Таких составов преступлений более 70. Это, например, кража (ст.158 УК), грабеж (ч.1 ст.161 УК), уничтожение или повреждение  имущества по неосторожности (ст.168 УК), преступления против личности, например, заражение ВИЧ-инфекций (ч.1 ст.122 УК), оставление в опасности (ст.125 УК) и  др.

В соответствии со ст.223 УПК производство в форме дознания по делам о  преступлениях, отнесенных к компетенции  органов дознания ч.3 ст.150 УПК, осуществляется лишь по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. С  момента возбуждения уголовного дела это лицо становится подозреваемым  и пользуется всеми его правами (ст.46 УПК).

Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для  предварительного следствия в гл. гл.21, 22, 24 - 29, дознаватель обязан при  соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые  следственные действия, собрать, проверить  и оценить доказательства для  всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. ст.73, 158 УПК).

2. Отличительной особенностью дознания  является краткий срок для  его производства. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела с обвинительным актом прокурору. Не более чем на тридцать суток этот срок может быть продлен прокурором. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт должен быть составлен не позднее десяти дней со дня заключения подозреваемого под стражу.

Если по истечении 10 суток с момента  избрания меры пресечения в виде заключения под стражу обвинительный акт  составить не представится возможным, подозреваемому предъявляется обвинение  в порядке гл.23 УПК либо мера пресечения отменяется.

В случае предъявления обвинения подозреваемому дело должно быть направлено прокурору  для производства предварительного следствия и его окончания  не обвинительным актом, а обвинительным  заключением.

3. В соответствии с п.2 ч.1 ст.158 и ст.225 УПК дознание заканчивается  составлением обвинительного акта. Дознание может быть закончено  прекращением уголовного дела  или уголовного преследования  по правилам гл.29 УПК.

Особенностью дознания является то, что при производстве предварительного расследования в форме дознания нет акта привлечения лица в качестве обвиняемого в том порядке, который  установлен гл.23 УПК для предварительного следствия. Обвинение подозреваемому, который появляется с момента  вынесения постановления о возбуждении  уголовного дела (см. п.2 ч.1 ст.47 УПК) и  пользуется всеми правами подозреваемого, формулируется в обвинительном  акте, составляемом по окончании дознания. Содержание обвинительного акта регламентируется ст.225 УПК.[7,c.73]

 

                            1.2  Виды дознания

Дознание имеет два вида, которые  различаются в зависимости от подследственности уголовного дела:

а) дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие  обязательно:

б) дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие  не обязательно.

В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами  уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр места происшествия, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора

Дознание второго вида - это полное расследование органом дознания преступлений. Материалы дознания в  этих случаях являются основанием для  рассмотрения дел в суде. Данный вид производится по правилам, установленным для предварительного следствия, за следующими исключениями:

а) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители  извещаются об окончании дознания и  направлении дела прокурору для  утверждения обвинительного заключения и решения вопроса о передаче дела в суд по подсудности, но материалы

дела для ознакомления им не предъявляются;

б) на органы дознания не распространяются правила, гарантирующие процессуальную самостоятельность следователя  в его взаимоотношениях с прокурором. При несогласии с указаниями прокурора  орган дознания вправе обжаловать его  решение вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний. Если для производства предварительного следствия установлен 2-месячный срок, то для производства дознания - 1 месяц  со дня возбуждения уголовного дела, включая составление обвинительного заключения либо постановления о  прекращении или приостановлении  дела. Это обусловлено тем, что  преступления, отнесенные к подследственности  органов дознания, как правило, не представляют большой сложности  и не требуют значительного объема следственных действий. Если в установленный  законом 10-дневный срок досудебной подготовки материалов по протокольной форме невозможно выяснить все существенные обстоятельства совершения преступления, дознание должно быть закончено не позднее чем в 30-дневный срок со дня возбуждения или возвращения уголовного дела. Установленный законом срок дознания может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством, но не более чем на 1 месяц. В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, установленным для продления срока предварительного следствия. При наличии указанных в законе оснований для прекращения (приостановления) уголовного дела орган дознания прекращает (приостанавливает) дело мотивированным постановлением, копия которого в суточный срок направляется прокурору. В остальных случаях составляется обвинительное заключение, которое со всеми материалами дознания представляется прокурору для утверждения.

Информация о работе Право собственности на землю