Право собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования - рассмотреть дознание как форму предварительного расследования.
Задачи исследования:
Дать определение и определить сущность дознания
Рассмотреть виды дознания

Работа содержит 1 файл

dbrf.docx

— 42.89 Кб (Скачать)

Прокурор вправе поручить следователю  расследование дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности  органов дознания. В этих случаях  досудебное производство по делу осуществляется в форме предварительного следствия.[6,c.34]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС  ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

                                    2.1 Органы дознания

Дознание производится в зависимости  от категории преступления соответственно дознавателями органов внутренних дел, пограничной службы, службы судебных приставов Министерства юстиции  и таможенных органов Российской Федерации. По делам о преступлениях, по которым предварительное следствие  обязательно, на органы дознания возлагается  решение вопросов о возбуждении  уголовного дела (с согласия прокурора) и выполнение неотложных следственных действий.

Определение органов дознания законодателем  дано в ст.5 УПК РФ. Под ними понимаются государственные органы и должностные  лица, уполномоченные в соответствии с Кодексом осуществлять дознание и  другие процессуальные полномочия.

Перечень органов дознания является исчерпывающим и приводится в  ст.40 УПК РФ. К числу указанных  органов законодатель относит:

органы внутренних дел;

иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным  законом полномочиями по осуществлению  оперативно-розыскной деятельности;

судебные приставы разного уровня;

органы государственной противопожарной  службы.

В соответствии с ч.3 ст.40 УПК РФ выполнение уголовно-процессуальных задач  в ограниченном объеме (возбуждение  уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий) возложено также  на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем  плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. В законе также определены и категории дел, относящихся  к компетенции перечисленных  выше органов.

По данным официальной статистики, органы внутренних дел, а точнее, органы полиции выполняют до 98% всего  объема дознания в России.

Полиция является многофункциональным  и комплексным самостоятельным  субъектом уголовно-процессуальной деятельности.

С учетом этих критериев функции  полиции образуют три группы:

1) основные;

2) обеспечивающие нормальный ход  уголовного судопроизводства;

3) вспомогательные.

Осуществление полицией основных уголовно-процессуальных функций связано с движением  уголовного дела, развитием следственной ситуации, стадиями уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений. К ним относятся:

а)  рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, принятие по ним мер итоговых процессуальных решений;

б) производство дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

в) проведение неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно  производство предварительного следствия;

г) принятие мер к возмещению гражданину ущерба, причиненного общественно опасным  деянием;

д) принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

е) поддержание обвинения в судебном заседании по уголовным делам, по которым расследование окончено в форме дознания;

 ж) непосредственное оказание  международной правовой помощи  по уголовным делам. 

В число обеспечивающих нормальный ход уголовного судопроизводства функций  полиции входят:

а) осуществление оперативно-розыскной  деятельности и принятие иных мер  для раскрытия преступлений, а  также обнаружения лица, совершившего преступление, материальных и иных следов преступления;

б) исполнение отдельных поручений  и указаний прокурора, следователя  и дознавателя;

в) исполнение постановлений или определений суда;

г) исполнение поручений судов и  органов расследования других государств;

д) участие в качестве специалиста  или эксперта по уголовным делам;

е) розыск обвиняемого по поручению  суда, прокурора, следователя или  дознавателя и др.

Вспомогательными уголовно-процессуальными  функциями полиции являются такие  направления ее деятельности, в рамках которых различными службами полиции  осуществляются действия, хотя прямо  и не влияющие на конечные результаты уголовного судопроизводства и движение уголовного дела, но находящиеся с  ним в непосредственной связи. К  таковым относятся: а) заключение, содержание под стражей, освобождение из-под  стражи подозреваемых и обвиняемых, предоставление свиданий, обеспечение  производства следственных действий в  местах содержания под стражей;

б) конвоирование подозреваемых  и обвиняемых, этапирование арестованных и подсудимых, сопровождение и  охрана участников в связи с участием в производстве следственных и судебных действий;

в) содействие органам предварительного следствия и дознания при производстве следственных действий;

г) организация охраны места происшествия до прибытия следственно-оперативной  группы;

д) исполнение судебных решений о  направлении несовершеннолетних, совершивших  общественно опасные деяния, в  специальные учреждения и др.

Анализ ст.40 УПК РФ позволяет  заключить: с учетом объема полномочий указанные в данной статье участники  уголовного судопроизводства подразделяются на две группы. Первую образуют те органы дознания, которые наделены правом возбуждать уголовные дела и проводить дознание в полном объеме по уголовным делам, по которым не обязательно предварительное следствие. Вторую группу составляют такие субъекты уголовно-процессуальной деятельности, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч.2 ст.40 УПК РФ). При этом вторая группа обладает отличительной особенностью - речь идет о субъектном составе. Он существенно шире по сравнению с субъектным составом первой группы. Это обусловлено тем обстоятельством, что неотложные следственные действия правомочны осуществлять не только органы дознания, такие, как органы внутренних дел, таможенные органы, служба судебных приставов и др., но и отдельные должностные лица. Например, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, главы дипломатических консульств и др. (ч.2, 3 ст.40, ст.157 УПК РФ).

Кроме того, указанные органы дознания и уполномоченные должностные лица с учетом своей компетенции подразделяются на две категории. К первой категории  относятся те из них, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и осуществлять неотложные следственные действия в  пределах компетенции: органы внутренних дел, пограничные органы Федеральной  службы безопасности, командиры воинских частей и соединений, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России и др.

Ко второй категории относятся  те субъекты уголовно-процессуальной деятельности, которые наделены правом возбуждать уголовные дела и проводить  неотложные следственные действия только в пределах своей территории. Это  капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.[9,c.329]

Следует подчеркнуть, что подследственность  субъектов первой категории шире подследственности субъектов второй категории. Первая включает в себя минимум  два признака: родовой и территориальный. Вторая изначально ограничивается территориальным  признаком.

Однако независимо от принадлежности органов дознания к той или  иной группе (категории) непосредственно  функцию дознания осуществляют дознаватели. Заметим, что данный термин был введен в оборот только УПК РФ (2001 г). До этого времени употреблялся термин "лицо, производящее дознание". В соответствии с ч.7 ст.5 УПК РФ дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом.

Если обратиться к первоначальной редакции упомянутой нормы УПК РФ, то можно увидеть, что под дознавателем понималось лицо органа дознания, правомочное  осуществлять предварительное расследование  в форме дознания. Данное понятие  не распространялось на лицо, назначенное  на должность дознавателя, а также  лицо, производящее по поручению начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовным делам, подследственным  органам предварительного следствия. Необходимость в таком поручении  явно существовала. Существует она  и до сих пор. Это объясняется  тем обстоятельством, что, например, в уголовно-исполнительной системе  Минюста России отсутствует должность  штатного дознавателя. Начальник учреждения или органа УИС Минюста России, уполномоченный на производство неотложных следственных действий, в силу ряда объективных причин не будет непосредственно заниматься расследованием преступлений. Он, как показывает практика, поручает производство неотложных следственных действий наиболее подготовленному в правовом отношении сотруднику своего учреждения или органа. Насколько законным является делегирование указанных уголовно-процессуальных полномочий начальником учреждения (органа) УИС Минюста России своему подчиненному сотруднику, допустимо ли признавать доказательства, полученные последним в ходе расследования преступлений, - данные вопросы не истолковывались однозначно и выступали предметом многих научных дискуссий. Кроме указанного, под первоначальное понятие не подпадал дознаватель, который производил следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

29 мая 2002 года в редакцию ч.7 ст.5 УПК РФ Федеральным законом  были внесены изменения, в соответствии  с которыми расширился перечень  лиц, подпадавших под понятие  "дознаватель". Им стало признаваться  также лицо, правомочное осуществлять  иные полномочия, предусмотренные  УПК РФ. Но и новая редакция  ч.7 ст.5 УПК РФ оказалась несовершенной,  поскольку по-прежнему затрудняла  производство неотложных следственных  действий отдельными участниками  уголовного судопроизводства, например  начальниками подразделений УИС  Минюста России. Поэтому в ч.7 ст.5 УПК РФ 4 июля 2003 г. была внесена очередная поправка, делающая более удобной в правоприменении рассматриваемую дефиницию уголовно-процессуального закона.

В соответствии с ч.3 ст.151 УПК РФ штатные дознаватели предусмотрены  в таких государственных органах, как органы внутренних дел, пограничные  органы федеральной службы безопасности, служба судебных приставов Минюста  России, таможенные органы, органы Государственной  противопожарной службы, органы Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ. Независимо от различной ведомственной  принадлежности все дознаватели обладают равным процессуальным статусом. Их компетенция разграничивается только в связи с различной подследственностью уголовных дел.

Заметим, что в Большом юридическом  словаре под термином "процессуальный статус" понимается установленное  нормами процессуального права  положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. УПК РФ, в  отличие от УПК РСФСР, содержит отдельную  статью, закрепляющую в систематизированном  виде полномочия дознавателя по производству следственных и иных процессуальных действий, принятию процессуальных решений (ст.41).[10,c.268]

 

                            2.2 Правовой статус дознавателя

Дознаватель наделен следующими основными  правами:

1) при проверке сообщения о  преступлении требовать производства  документальных проверок, ревизий  и привлекать к их участию  специалистов (ч.1 ст.144 УПК РФ);

2) ходатайствовать о продлении  срока проверки сообщения о  преступлении до 10 суток (в отдельных  случаях - до 30 суток) (ч.3 ст.144);

3) применять меры процессуального  принуждения (гл. гл.12 - 14);

4) принимать процессуальные решения,  предусмотренные УПК РФ (ч.3 ст.41);

5) осуществлять производство неотложных  следственных действий по поручению  органа дознания (ст. ст.40, 157);

6) обжаловать указания начальника  органа дознания прокурору, а  указание прокурора - вышестоящему  прокурору (ч.4 ст.41). Следует обратить  внимание на тот факт, что обжалование  дознавателем указаний начальника  органа дознания и прокурора  не приостанавливает их исполнение  рассматриваемым участником уголовного  судопроизводства;

7) иные права, предусмотренные  УПК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие  обязанности:

1) осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного  судопроизводства (гл.2 УПК РФ);

2) принять, проверить сообщение  о любом совершенном или готовящемся  преступлении (ст.144);

3) в установленный законом срок  принять решение по результатам  проверки сообщения о преступлении (ст.144);

4) уведомить заявителя о принятом  решении по результатам проверки  сообщения о преступлении (ст.145);

5) при наличии повода и основания,  предусмотренных ст.140 УПК РФ, возбудить  уголовное дело с вынесением  соответствующего постановления  (ч.1 ст.146);

6) рассматривать каждое заявленное  по уголовному делу ходатайство  в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст.159);

7) принимать меры попечения о  детях, об иждивенцах подозреваемого  или обвиняемого и меры по  обеспечению сохранности его  имущества (ст.160);

8) устраниться от участия в  производстве по уголовному делу  при наличии оснований для  отвода, предусмотренных гл.9 (ст.62);

9) выяснять все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии  со ст.73 УПК РФ (ст.86);

10) осуществлять иные обязанности,  предусмотренные уголовно-процессуальным  законом.

Отдельно следует заметить, что  дознаватель вправе с согласия прокурора  возбудить перед судом ходатайство  об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако реализация данного права в случае удовлетворения судом ходатайства  накладывает на дознавателя и  соответствующую обязанность - составить обвинительный акт не позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу.

При невозможности составить обвинительный  акт в предусмотренный законом  срок изменяется форма расследования  преступления с дознания на предварительное  следствие либо данная мера пресечения отменяется, при этом форма расследования  преступления - дознание - остается прежней (ст.224).

Применительно к обвинительному акту следует заметить, что его составление  означает принятие ряда важных процессуальных решений, имеющих самостоятельный  характер в ходе производства предварительного следствия: вынесение постановления  о привлечении лица в качестве обвиняемого, составление итогового  процессуального документа, в котором  отражается результат исследования обстоятельств совершенного преступления, определяется степень вины лица, в  отношении которого составлен обвинительный  акт, и др. Последний утверждается начальником органа дознания. Кроме  того, составление обвинительного акта имеет правовым следствием изменение  уголовно-процессуального статуса  лица, подозреваемого в совершении преступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом определенную отличительную совокупность прав и  обязанностей в уголовном судопроизводстве.

Информация о работе Право собственности на землю