Правовая система государственного управления земельными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:23, реферат

Описание работы

Инструментами государственного управления земельно-имущественными отношениями являются законодательно установленные правила, нормы и процедуры, применение которых обязательно при формировании, использовании и гражданском обороте земельных участков и тесно связанной с ними недвижимости, а также информационные технологии и средства их реализации. К таким инструментам относятся, с одной стороны, государственный земельный и градостроительный кадастры, кадастровая оценка и мониторинг земель, техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости, государственный контроль, территориальное и внутрихозяйственное землеустройство, межевание объектов и, с другой стороны, – разработка и реализация федеральных целевых программ, планирование и организация использования и охраны земель (в том числе разграничение государственной собственности на землю, резервирование земель, их перевод из одной категории в другую, зонирование земель поселений, всемерное содействие становлению цивилизованного рынка земли и иной недвижимости).

Содержание

Содержание

Введение
1.Общая характеристика земельного законодательства РФ
2. Методы и система земельного права
3. Принципы земельного права
4. Земельные правоотношения
5. Правовой режим земель
6. Правовая система государственного управления земельными ресурсами.
7. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат упр. земельн. отнош..doc

— 135.00 Кб (Скачать)
 
 

Федеральное агентство по образованию.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования. 
 

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Г.Р.ДЕРЖАВИНА 

 АКАДЕМИЯ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

 РЕФЕРАТ   ПО ПРЕДМЕТУ

 УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 

«Правовая система государственного управления  

земельными  ресурсами». 

 

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                          студентка 522 гр.

                                                                                          Вострикова М.

                                                                                           Проверил: 

                                                                                           Абакумов И.В.

                                                                              

                                                                           

                                                    2011г.

Содержание 
 

  Введение 

1.Общая характеристика земельного законодательства РФ 

2. Методы и система земельного права  

3. Принципы земельного права  

4. Земельные правоотношения  

5. Правовой режим земель  

6.  Правовая  система государственного управления земельными ресурсами. 

7. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства  

 Заключение 

  Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

 

     Инструментами государственного управления земельно-имущественными отношениями являются законодательно установленные правила, нормы и процедуры, применение которых обязательно при формировании, использовании и гражданском обороте земельных участков и тесно связанной с ними недвижимости, а также информационные технологии и средства их реализации. К таким инструментам относятся, с одной стороны, государственный земельный и градостроительный кадастры, кадастровая оценка и мониторинг земель, техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости, государственный контроль, территориальное и внутрихозяйственное землеустройство, межевание объектов и, с другой стороны, – разработка и реализация федеральных целевых программ, планирование и организация использования и охраны земель (в том числе разграничение государственной собственности на землю, резервирование земель, их перевод из одной категории в другую, зонирование земель поселений, всемерное содействие становлению цивилизованного рынка земли и иной недвижимости). 
 

1.Общая характеристика земельного законодательства РФ 

Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

Так, непосредственно  на регулирование земельных отношений  направлены следующие статьи Конституции:

ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

ст. 36 - о праве частной собственности  на землю и регулировании условий  и порядка пользования ею на основе федерального закона;

ст. 42 - о праве каждого на благоприятную  окружающую среду;

ст. 58 - об обязанности каждого сохранять  природу, бережно относиться к ее богатствам;

ст. 72 - об отнесении к совместному ведению  Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

 Вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

      Земельный кодекс 2001 г. является  головным отраслевым законом,  обладающим приоритетом в регулировании  земельных отношений. Его принятие  стало важным событием в жизни  Российской Федерации.       Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.

Разграничив компетенцию Российской Федерации  и ее субъектов, Земельный кодекс в ст. 9 отнес к ведению Федерации:

установление  основ федеральной политики в  области регулирования земельных отношений;

установление  ограничений прав собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных  участков, а также ограничений  оборотоспособности земельных участков;

государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

установление  порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для  государственных и муниципальных  нужд;

изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;

разработку  и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;

управление  и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);

иные  полномочия, отнесенные к полномочиям  Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.

        Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:

по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;

по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся  в границах субъектов Российской Федерации;

по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям  Российской Федерации или к полномочиям  органов местного самоуправления.

          К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельный кодекс (ст. 11) относит:

изъятие, в том числе путем выкупа, земельных  участков для муниципальных нужд;

установление  с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

разработку  и реализацию местных программ использования  и охраны земель;

управление  и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

      Принятие субъектами Российской  Федерации законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих дополнительные  правила и ограничения оборота  земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

        Важной составляющей земельного законодательства Российской Федерации являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.

 

 

2. Методы и система земельного права.

 

   Предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта - решения (постановления) государственного органа. В этом случае, данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть".

      Для административно-правового метода  регулирования общественных отношений  характерно проявление "власти  и подчинения". Этот метод используется  и в земельном праве.

      Участники таких отношений не  равноправны, ибо один дает  обязательные для исполнения  предписания, а другой обязан  их точно и вовремя исполнять.

Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например:

в области  государственного контроля за правильным использованием земель;

при регулировании  отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес;

при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве;

при разрешении земельных споров и т.п.

        Важно, однако, всегда иметь в виду, что административный метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании использования земли - применение этого метода значительно ограничено.

      Новое законодательство расширяет  права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их  хозяйственную деятельность. В отличие  от административно-правового метода  здесь применяется метод дозволения. Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

      Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т.е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Информация о работе Правовая система государственного управления земельными ресурсами