Правовое регулирование недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование. Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…...…..3
Глава 1. Система предоставление недр в пользование в
Российской Федерации…...................................................................................6
1.1. Понятие и виды предоставление недр в пользование ……………..6
1.2. Лицензионная система недропользования………………………....18
Глава 2. Порядок предоставление недр в пользование……………………..33
2.1. Процедура выдачи лицензии……………………………….……….33
2.2. Проблемы правового регулирования аукционов и конкурсов
на право пользование недрами………………..………………….….….42
Заключение……………………………………..…………..….………............53
Список использованных источников и литературы ………………….…….56

Работа содержит 1 файл

курсовая по гр.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

    В Законе Российской Федерации «О недрах» (в редакции на 27.12.2009 г)11 определено, что недра как часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до центра Земли.

    Для эффективных поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых необходимы исследования земных недр, познание их геологического строения и происходящих процессов, установления закономерностей формирования и размещения месторождений12. Весь этот комплекс работ, от исследований недр до добычи полезных ископаемых относится к сфере недропользования.

    Так, в соответствии с действующим  законодательством к пользованию  недрами относятся различные  виды геолого-геофизических и других исследований, направленных на общее  геологическое изучение недр. Но всё-таки одним из важнейших и масштабных по объему видов пользования недрами является деятельность, связанная с поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых и добычей полезных ископаемых, так как добыча ископаемых – это результат и причина всех предшествующих работ.

    Следует также различать понятия «недра»  и «ресурсы недр», к которым относятся  рудные полезные ископаемые, топливно-энергетические ресурсы, полости естественного  и техногенного происхождения в массиве горных пород13, поскольку использование недр предназначено не только для извлечения соответствующих ресурсов, но и для иных целей, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых (ст.6 Закона Российской Федерации «О недрах» перечисляет шесть видов недропользования).

    Предоставление права недропользования оформляется лицензией, то есть документом, который удостоверяет право владельца на пользование участками недр. В лицензии должны быть указаны границы участка, цель, условия и срок пользования (ст.12 Закона Российской Федерации № 2395-1 "О недрах" подробно регламентирует ее содержание). Тем самым регистрация направлена на упорядочение и гармонизацию отношений между пользователями недр и землей на поверхности14. В ряде случаев право недропользования приобретается путем проведения конкурса или аукциона.

    В теории в России выделяют два вида недропользования:

    • Общее;
    • Специальное.

    Общее недропользование регулируется статьей 19 Закона Российской Федерации № 2395-1 "О недрах". Под общим недропользованием понимается право владельцев земельных участков в границах своего участка осуществлять  без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для своих нужд до пяти метров,  а так же устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения, соблюдая законодательство и интересы соседних землепользователей. Для осуществления права общего недропользования не требуется специального разрешения (лицензии).

Специальное недропользование включает в себя следующие виды:

    - регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

    - геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, a также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

      В последние несколько лет  интерес к данному виду значительно  возрос. Если раньше цель изучения носила более научный характер, то сейчас появляются компании, которые занимаются изучением месторождений в целях коммерческой продажи полученной информации. Таким образом, изучение стало видом коммерческой деятельности. Необходимо различать разведку и исследование /изучение. Последнее предполагает значительно  больший охват территории и минимум нарушения целостности недр (то есть при отсутствии глубинных земляных работ, используются методы математического расчета, съемки высокочувствительных приборов). Отличительными моментами данного вида недропользования является то, что данное право не является исключительным (то есть право на изучение одного участка может быть предоставлено нескольким субъектам) и не дает приоритетного права на получение лицензии по добыче полезных ископаемых.

    - разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

    Данный  вид направлен на целенаправленную разработку месторождений полезных ископаемых и осуществление их добычи и требует лицензии. Предоставление участка недр определенному субъекту зависит от двух факторов: от возможностей, технической оснащенности субъекта (определяется на основе конкурса или аукциона); от вида полезных ископаемых.

    Полезные  ископаемые классифицированы Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № от 22.06.1998 «Об утверждении методических указаний Российской Федерации по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых»15. Данная классификация определяет единые для Российской Федерации принципы оценки и учета ресурсов полезных ископаемых и включает в себя твердые полезные ископаемые и подземные воды.

    Основными критериями для классификации являются: сложность геологического строения (простое, сложное, очень сложное); степень изученности месторождения (разведанные и оцененные). В соответствии с данными критериями выделяют четыре группы запасов полезных ископаемых: "А";"В";"С1";"С2".

    Дополнительной  классификацией является деление запасов  полезных ископаемых по экономическому показателю на балансовые (те, которые выгодно добывать государству сейчас или не выгодно из-за низкого технического уровня) и забалансовые (которые невозможно добывать из-за правовых или экологических причин или невыгодно из-за низкого содержания полезного компонента). Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии, переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться по самостоятельной лицензии, предоставляемой владельцу лицензии на право добычи полезных ископаемых либо иному юридическому или физическому лицу.

    - строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Данный вид включает использование недр для:

      а) Строительства и эксплуатации подземных сооружений (объектов) различного назначения, размещаемых в выработках, пройденных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также в естественных подземных полостях (пещерах). К таким объектам относятся: технические системы, требующие особых условий эксплуатации (в том числе обеспечивающие научные исследования); сооружения транспортного и энергетического назначения (линии метрополитена, тоннели, электростанции, трансформаторные станции); объекты оборонного и иного специального назначения; хранилища газонефтепродуктов, химических и радиоактивных веществ; сооружения, предназначенные для организации учреждений здравоохранения (соляные пещеры); сооружения, предназначенные для организации туризма и отдыха;

      б)  Захоронения в недрах отходов  и вредных веществ, сброса сточных  вод. К объектам для захоронения  отходов относятся: системы закачки  сточных вод, не содержащих радиоактивных и вредных компонентов; системы подземного захоронения жидких радиоактивных отходов и вредных веществ; возврата (обратной закачки) в недра дренажных, попутно извлеченных, а также использованных минеральных, теплоэнергетических, промышленных и технических вод; системы подземного захоронения вредных веществ и отходов.

      в) Создания подземных хранилищ газа и  нефтепродуктов.

    - образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости). При данном виде пользования недрами лицензия удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр.

    - сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Этот вид характерен тем, что в случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических и археологических объектов представляющих интерес для науки и культуры, работы на соответствующем участке должны быть приостановлены с сообщением органам, предоставившим лицензию.

    Пользователями  недр могут выступать физические, юридические лица, иностранные граждане, иностранные юридические лица, объединения юридических лиц, хотя применительно к отдельным видам недропользования существуют ограничения, например: добычу радиоактивного сырья могут осуществлять только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Пользование недрами в отделенных случаях может быть ограничено, например: в целях национально безопасности,  при угрозе жизни или здоровью людей, если данный участок недр является особо охраняемым природным объектом. 

    А так же считается, что в отношении допуска к недропользованию иностранных юридических лиц действующее российское законодательство о недрах до недавнего времени являлось одним из самых либеральных в мире16, но с принятием Федерального закона от 29.04.2008 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»17, который внес изменении и дополнении в Закон «О недрах», об определении особого порядка предоставления права пользования недрами в отношении участков недр федерального значения. Тем самым подтверждает стремление государства как собственника недр установить особые ограничения в этой сфере.

    В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах». Основанием для возникновения права недропользования может служить соглашение о разделе продукции. Данное соглашение представляет собой договор, по которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) исключительное право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на возмездной основе на определенный срок на определенном участке, а инвестор производит указанные работы за свой счет и на свой риск. Если полезные ископаемые обнаружены, то происходит раздел полученной продукции между государством и инвестором, то есть происходит компенсация затрат. Если полезные ископаемые не обнаружены, то расходы составляют риск инвестора. При заключении данного соглашения инвестор имеет определенные преимущества пред другими недропользователями (например, освобождается от уплаты ряда налогов). Соглашения о разделе продукции возникли ввиду отсутствия у государства достаточных финансовых средств для разработки новых месторождений и необходимости привлечения высокозатратных специальных технологий18.

    Таким образом, порядок предоставление недр в пользование в Российской Федерации, зависит, главным образом, от вида пользования недрами и вида добываемого, изучаемого полезного ископаемого. Необходимо точное соблюдение требований законодательства, где подробно прописаны необходимые условия, которым должны соответствовать лица, претендующие на получение права пользование недрами. Так же нужно четко различать виды недропользования, и отличать общее недропользование, не требующее наличие лицензии на право пользования недрами, и специальное недропользование, где пользование недрами возможно осуществлять только при наличии лицензии, которая выдается лицензирующим органом для определённого вида использования недр. Осуществление отдельных видов недропользования в отдельных случаях возможно также при наличии разрешения уполномоченного органа.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Лицензионная  система недропользования.

    Как отмечалось, предоставление лицензий осуществляется через государственную  систему лицензирования. В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации с 1996г. функционирует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Министерство  природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы19.

Информация о работе Правовое регулирование недропользования