Правовое регулирование недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование. Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…...…..3
Глава 1. Система предоставление недр в пользование в
Российской Федерации…...................................................................................6
1.1. Понятие и виды предоставление недр в пользование ……………..6
1.2. Лицензионная система недропользования………………………....18
Глава 2. Порядок предоставление недр в пользование……………………..33
2.1. Процедура выдачи лицензии……………………………….……….33
2.2. Проблемы правового регулирования аукционов и конкурсов
на право пользование недрами………………..………………….….….42
Заключение……………………………………..…………..….………............53
Список использованных источников и литературы ………………….…….56

Работа содержит 1 файл

курсовая по гр.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

    То  есть происходит дублирование функций, вызывая различные противоречия по поводу того, а кто же  должен выдавать разрешение и будит ли оно считаться законным.

    Таким образом, различия между понятиями  «лицензия» и «разрешение» состоят  в порядке контроля со стороны  органов государственной власти (разрешение предполагает разовые контрольные процедуры), кроме того, целью разрешений, как уже говорилось, является обеспечение соблюдения конкретных норм и правил, а лицензия помимо данной цели направлена на осуществление контроля за характером и порядком осуществления определенной деятельности (например, п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «О недрах») для предупреждения возможных правонарушений, создания условий защиты интересов государства и отдельных граждан.

    Некоторые исследователи полагают, что лицензирование является разрешительно-надзорной процедурой37, полагая, что здесь имеет место и разрешение, и государственный надзор38. Однако, как уже отмечалось, порядок предоставления лицензии отличается предварительным и последующим контролем с одновременным решением вопроса о возможности допуска того или иного субъекта к осуществлению конкретной деятельности. В связи с этим, как правильно отмечает А.Б.Багандов39, целесообразно более детально зафиксировать в законе понятия и порядок их применения в отношении лицензий и разрешений. Из содержания статьи 11 Закона Российской Федерации «О недрах»40 видно, что понятие лицензии практически не изменилось.

    Некоторые авторы41 считают, что само требование лицензирования отдельных ее видов установлено не административным, а гражданским правом согласно п.1. ст. 49 ГК Российской Федерации 42, поэтому до сих пор ведутся споры по поводу того, к какому виду документов следует отнести лицензию: к административному акту или гражданско-правовому договору? Порядок предоставления лицензий имеет некоторые особенности, что отличает их от административных актов, поскольку:

    - они предоставляются только по  инициативе невластного субъекта;

    - присутствует диспозитивность при  определении содержания условий  лицензии (поэтому многие авторы  относят их к особому виду  договоров между органами исполнительной власти и отдельными субъектами).

    Вместе  с тем лицензии имеют также  другие особенности, отличающие их от гражданско-правовых договоров.

    Во-первых, сфера применения таких отношений  не ограничена предпринимательской  деятельностью.

    Во-вторых, элемент свободы, диспозитивности  присутствует в период обращения субъекта за её получением, однако, с другой стороны, орган исполнительной власти, определяя конкретные условия, руководствуется в большей степени императивными правилами, лицензионные условия могут изменяться. 

    Лицензия часто в одностороннем порядке служит предпосылкой для возникновения гражданских, административных и иных правоотношений, а не основанием возникновения. Обязательству, которое в соответствии со ст.420 ГК Российской Федерации 43 возникает из договора, предшествует согласование условий. А при предоставлении недр в пользование согласование условий осуществляется после получения права пользования недрами. Поэтому существующий подход к лицензии на пользование недрами, закрепленный в российском законодательстве, с одной стороны, не предоставляет пользователю недр необходимых гарантий44, с другой - запрещает государству использовать все рычаги воздействия на недропользователя45.

    Одними  же из важных отличий лицензии от гражданско-правового договора являются интерес, на защиту которого направлены лицензионные условия, и характер санкций за неисполнение условий лицензии, поэтому целесообразно провести сравнение, лицензии как гражданско-правовой договор и  административный документ.

    Таблица №1. Характеристика лицензии в гражданском и административном законодательстве.

Лицензия
Критерии

Сравнения

Гражданско-правовой договор Административный  документ
1. Субъекты обладают равными  правами и обязанностями (властеподчинение отсутствует) Находятся в неравном положении. Одна сторона обладает властераспорядительными функциями по отношению к другой стороне.
2. Направлен на защиту интереса на защиту частного интереса На защиту публичного интереса
3. Воля на заключение договора исходит от обеих сторон. Для заключения договора необходимо согласие сторон Возникновение правоотношений, как правило, не зависит  от воли сторон либо исходит от одной  стороны (обладающей «властными» полномочиями)
4. Сфера применения отношения, возникающие  при осуществлении предпринимательской деятельности Административные отношения 
5. Содержание Зависит от усмотрения сторон (присутствует диспозитивность) как правило, не зависит от воли сторон (документ возникает  по объективным причинам)
6. Заключение Договор влечет возникновение, изменение, прекращение гражданских правоотношений Вынесение (издание) административного акта влечет возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений
7. Последствия Носят преимущественно имущественный характер как правило, носят правовоограничительный характер
 

Таким образом, лицензия относится к особому  виду документов и сочетает как признаки административного документа, так  и признаки гражданско-правового  договора.

    Что заставляет нас делать вывод о  том, что порядок лицензирования требует более особого внимания в регулировании вопроса предоставления недр, так как содержит в себе элементы гражданского и административного права. 

    В связи с такими отличиями М.В.Дудиков46 считает, что лицензирование недропользования находится в области административно-правового регулирования, и понятия «договор», «договорные отношения» не должны употребляться в базовых нормативных актах, регулирующих отношения недропользования. Такое предложение представляется спорным.

    Д.В.Осинцев, основываясь на особенности и важности объекта природопользования, необходимости контроля, сочетании административного и гражданско-правового способа регулирования общественных отношений, считает необходимым определить лицензию в качестве специального вида актов47. И с ним нельзя не согласиться, поскольку понятие лицензии является сложным, по своему правовому положению лицензия сочетает элементы разрешения (административного акта) и элементы гражданского договора – это больше относится к лицензионному соглашению, которое является неотъемлемой частью лицензии.

    В литературе термин «лицензия» определяется различным образом. Например, в соответствии с одной из точек зрения «лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца, и закрепляет условия и форму договорных отношений»48. В этой части определения есть некоторые особенности. Так, анализ ст. 2, 4 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»49 показывает, что при заключении соглашений о разделе продукции (СРП) лицензия выполняет регистрационную функцию в отношении выделенного участка недр (а не роль правоустанавливающего документа). В соответствии с ч.2 ст.11 Закона Российской Федерации «О недрах» право пользования недрами возникает на основании заключенного СРП и также оформляется лицензией на пользование недрами в течение 30 дней. Следует отметить, что Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" не содержит требований к содержанию лицензии на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции50.

    Юридическое значение лицензии на право пользования  недрами заключается в том, что она является основанием для оформления геологического и горного отводов и закрепляет исключительный характер пользования недрами субъектом, получившим такой отвод, такой точки зрения придерживается О.И.Крассов51. В соответствии с Положением о лицензировании права пользования недрами участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр.

    На  сегодняшний день лицензия на право недропользования, является основным и единственным подтверждением обладания права на вид специального недропользования, который признается и регулируется органами власти на различных уровнях Российской Федерации. И исходя из этого, необходимо более внимательно и детально подходить к институту лицензирования, так как именно он решает судьбу недр и соблюдение заданного режима недропользования обеспечивает рациональное использование недр.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Порядок предоставление недр в пользование

    2.1. Процедура выдачи  лицензии.

    В соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица.

    Однако  существуют некоторые ограничения, когда пользователями недр могут  быть только российские юридические  лица (например, при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов). Статья 9 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает правило, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

    Таким образом, лицензия на право пользования  недрами предоставляется субъектам предпринимательской деятельности. Лицензии иностранным пользователям недр или совместным предприятиям, в которых участвуют иностранные фирмы, как действующим, так и вновь образованным, предоставляются только через Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Предоставление  земель для целей недропользования осуществляется в порядке, предусмотренном  земельным законодательством России (Земельный кодекс Российской Федерации)52. Земельные участки, предоставленные для целей недропользования, не выделены земельным законодательством в отдельную категорию, а входят в состав земель промышленности53 - это земли различных категорий, в том числе специального назначения, изымаемые из хозяйственного оборота и предназначенные для поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых этот вопрос подробно в работе не рассматривается ввиду его специфики и необходимости более детального изучения.

    Ведение переговоров с соответствующими органами о выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках пользования земельными участками, связанными с пользованием недрами54, в соответствии с законодательством должно осуществляться Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и его территориальными подразделениями. Это больше соответствует обеспечению интересов недропользователя и конечно ускоряет процедуру оформления документов, и способствует, согласованию срока пользования земельным участком тем самым уменьшает возникновение проблем, таких как указаны в Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009г55. Однако на практике не всегда данное положение выполняется. Продолжительность рассмотрения и согласования в государственных органах представленных заявлений и обосновывающей документации превышает 12 месяцев, а иногда затягивается свыше 2 лет56.

    Лицензия  на пользование недрами выдается в форме заполненного государственного бланка установленной формы с  Государственным гербом Российской Федерации, который имеет определенные реквизиты (серию, номер, дату выдачи), набор обязательных сведений и который подписывается уполномоченными лицами органов исполнительной власти, предоставивших право пользования недрами, и недропользователем. К лицензии на пользование недрами в качестве составных и неотъемлемых её частей прилагаются текстовые (например, лицензионное соглашение), графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами57, определяющие существенные и дополнительные условия пользования участком недр помимо установленных законодательством Российской Федерации, правилами и стандартами в сфере недропользования.

    Лицензия  на недропользование включает в себя две группы условий. Первая группа – это законодательные (определяемые в нормах законодательства о недрах) условия. Такие условия закреплены, например, в пункте 8.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами:

    -   данные о пользователе недр, получившем лицензию;

    - данные о целевом назначении работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр;

    - указание пространственных границ  участка недр, предоставляемого  в пользование; 

    - указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр;

Информация о работе Правовое регулирование недропользования