Правовое регулирование недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование. Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…...…..3
Глава 1. Система предоставление недр в пользование в
Российской Федерации…...................................................................................6
1.1. Понятие и виды предоставление недр в пользование ……………..6
1.2. Лицензионная система недропользования………………………....18
Глава 2. Порядок предоставление недр в пользование……………………..33
2.1. Процедура выдачи лицензии……………………………….……….33
2.2. Проблемы правового регулирования аукционов и конкурсов
на право пользование недрами………………..………………….….….42
Заключение……………………………………..…………..….………............53
Список использованных источников и литературы ………………….…….56

Работа содержит 1 файл

курсовая по гр.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

    1) Статус субъектов, проводящих конкурсы (аукционы), (организаторы конкурса), их полномочия. Организаторами конкурса должны быть государственные органы, представляющие интересы собственника недр. Со стороны РФ это может быть Минприроды Российской Федерации (его территориальные органы). На них должны возлагаться лишь организационные полномочия, а именно: принятие решения о проведении конкурса (аукциона); подготовка перечня объектов; определение сроков проведения, формы и вида торгов; разработка проекта условий конкурса (аукциона); формирование экспертной комиссии; осуществление опубликования извещений о проведении конкурсов (аукционов) в СМИ; приём и регистрация заявок на участие в торгах; проведение аукциона; принятие решения об утверждении результатов конкурса (аукциона).

    2) Задачи экспертной комиссии. Проведению экспертизы материалов. Экспертизу материалов определить как оценку соответствия представленных материалов условиям конкурса, на основе, которой определяется победитель конкурса. Результатом является письменное заключение, выводы имеют обязательное значение для организатора конкурса и являются основанием принятия им решения о предоставлении участка недр в пользование.

    3) Требования к экспертам: специалист, имеющий научные и (или) практические знания в области разведки и добычи полезных ископаемых; исключающий личную заинтересованность при определении победителя (родственные связи, трудовые и иные договорные отношения с участниками конкурса).

    4) Правило, запрещающее изменять условия конкурса и аукциона после их опубликования в средствах массовой информации. Для разрешения ситуации, когда объявленным условиям конкурса отвечают материалы, представленные двумя или более претендентами, можно заблаговременно, при определении условий конкурса установить критерий, на основе которого будет производиться окончательный выбор победителя конкурса. Эта информация также должна быть включена в извещение о конкурсе. В том случае, если такой критерий не определён организатором конкурса, выбор победителя может производиться по времени подачи заявки на конкурс, либо по жребию.

    5) Правило, не допускающее возможности  проведения смешанной формы торгов, сочетающей в себе процедуры  конкурса и аукциона. Несмотря  на внесение изменений в ст. 13.1 прямого запрета на использование  подобной формы так и не было установлено.

    К сожалению, ввиду большого количества нормативных актов, регулирующих различные  аспекты предоставления недр в пользование, можно выявить ряд проблем  и противоречий, на практике приводящий к истощению минерально-сырьевой базы, сокращению прироста запасов, появлению острого дефицита отдельных видов минерального сырья, загрязнению окружающей среды при осуществлении недропользования и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Подход  к решению проблем, возникающих вопросах связанных с предоставлении недр в пользования носит важный характер, на мой взгляд, должен основываться не на изменении процедур и порядка предоставления лицензий на недропользование, а на обеспечении единого упрощенного эффективного доступа к недрам, и, с другой стороны, - создания режима повышенной ответственности недропользователей за нарушение порядка пользования недрами и нарушение норм природоохранного законодательства при использовании и восстановлении объектов нарушенной окружающей природной среды.

    По  мнению автора дипломной работы, в содержании лицензии должны определяться помимо иных условий: согласованный уровень добычи полезных ископаемых, права собственности на добытые полезные ископаемые, геологическую и иную информацию о недрах, объемы, сроки и виды работ по геологическому изучению недр, права и обязанности недропользователей и органов, выдавших лицензию.

    Пользование недрами, на мой взгляд, должно осуществляться на следующих основополагающих принципах:

    - государственной собственности  на недра;

    - разрешительном характере предоставления прав пользования недрами;

    - единого перечня оснований получения  и прекращения прав пользования  недрами;

    - срочности, платности пользования  недрами;

    - возвратности участков недр;

    - ответственности (прежде всего  имущественной) недропользователей;

    - принудительного изъятия неиспользуемых  участков при определенных условиях  и некоторых других.

    Данные  принципы должны непременно найти отражение  в соответствующем законе.

      Так же стоит отметить, что кодификация Экологического законодательства в большей степени смогла бы упорядочить и урегулировать вопросы связанные с предоставлением недр в пользования. В связи с этим, предлагается при проведении аукционов (конкурсов) более широко использовать обеспечительные меры в качестве условий таких аукционов (конкурсов), при разработке лицензионного договора (соглашения) особое внимание уделять разделу «Ответственность недропользователя» (конкретизировать нарушения условий лицензии и устанавливать за них конкретные меры ответственности).

    Для упрощения оформления земельного отвода для целей недропользования целесообразно в Земельном кодексе РФ в категории земель промышленности учитывать отдельно «земли государственного фонда недр».

    Принципиальное, на наш взгляд, значение для обеспечения  охраны окружающей среды имеет государственное регулирование имущественных отношений в сфере природопользования, поскольку от форм собственности на природные объекты во многом зависят рациональность и эффективность их использования. Поэтому рациональное сочетание экологического, административного, публичного и гражданско-правового подходов к владению, пользованию и распоряжению природными объектами повышает эффективность государственного, внутрипроизводственного и общественного экологического контроля.

    Поскольку недра являются общенациональным ресурсом и одной из основ экономической  и энергетической безопасности России (недра невозобновляемы!), то единственным собственником и распорядителем недр может быть только Российская Федерация.

    Для упорядочения регулирования отношений недропользования, совершенствования системы предоставления недр в пользование, необходимо, на наш взгляд, закрепить основные принципы, способы и порядок лицензирования на уровне закона (а не подзаконного нормативно – правового акта), сохранив при этом основу существующей разрешительной системы предоставления права пользования недрами. Разумеется, что это не исключает возможность использования в регулировании отношений недропользования гражданско-правовых методов, примером которого согласно административному регламенту является порядок обжалование в судебном порядке решений уполномоченных органов принятых в рамках исполнения государственных функций по осуществлению оформления, регистрации, выдачи лицензий на пользование недрами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников и литературы:

    1. Список использованных нормативно-правовых актов:
  1. Конституция РФ от 12.12.1993// Российская газета. 25.12.1993. № 237.
  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая). от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 11.01.2009)// Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301; Российская газета. 08.12.1994. № 238-239.
  2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. № 44. ст. 4147
  3. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 27.12.2009 г.) (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004г., 15 апреля, 25 октября 2006 г., 26 июня, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 14, 18, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 17 июля 2009 г)// Российская газета. 08.09.92.     № 199.
  4. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «О животном мире»// Собрание законодательства РФ. 24.04.1995. № 17. ст. 1462;  Российская газета. 04.05.1995. № 86.
  5. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008)// Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. ст. 4473; Российская газета. 29.11.1995. № 231.
  6. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 № 19-ФЗ, от 18.06.2001 №75-ФЗ, от 06.06.2003 № 65-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. ст. 18; Российская газета. 11.01.1996. № 5.
  7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Российская газета. 10.08.2001. № 153-154; Собрание законодательства РФ. 13.08.2001.    № 33 (часть I). ст. 3430.
  8. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. № 30 (ч. 1). ст. 3105. 
  9. Федеральный закон от 29.04.2008 № 54-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства// Российская газета. 07.05.2008.
  10. Федеральный закон  от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. № 134. 23.07.2009.
  11. Закон Свердловской области от 27.12.2004 № 219-ОЗ (ред. 17.10.2008) «О порядке получения права пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области»// Областная газета. № 356-359. 29.12.2004; Собрание законодательства Свердловской области. 01.02.2005. № 12-1. ст. 2157. (Документ утратил силу)
  12. Закон Свердловской области от 24.04.2009 № 25-ОЗ «Об особенностях пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области»// Областная газета. № 123-124. 29.04.2009; Собрание законодательства Свердловской области. 20.05.2009. № 4 (2009). ст. 354.
  13. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1 (с изм. и доп. в ред. Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ.)// Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. №33. ст. 1917.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 (ред. от 31.12.2008) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета. 13.05.2008. № 100; Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. № 20. ст. 2290.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 171 (ред. 22.04.2009) «Вопросы Федерального агентства по недропользованию»// Собрание законодательства РФ. 12.04.2004. № 15. ст. 1463; Российская газета. 13.04.2004. № 76.
  16. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 293 (ред. от 14.09.2009) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»// Российская газета. № 131. 23.06.2004.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (ред. 27.01.2009) «Об Утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесений изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»// Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. № 32. ст. 3347.
  18. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 №404 (ред. от 27.01.2009) «О Министерстве Природных ресурсов и экологии Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 02.06.2008. №22. ст.2581
  19. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.09.2009 № 315 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2009 №  15837)// Документ в печати не опубликован (Материалы СПС «Консультант Плюс»).
  20. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 15.11.2004 №393  (в ред. Приказов Федерального агентства по недропользованию от 27.12.2005 № 1370, от 24.05.2006 № 408, от 15.11.2007 № 1623) «Об утверждении Временного распределения функций между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в области лицензирования пользования недрами». Документ в печати не опубликован (Материалы СПС «Консультант Плюс»).
  21. Приказ Роснедра от 17.06.2005 № 688 «Об утверждении Временных методических рекомендаций по определению суммы сбора за участие в аукционах (конкурсах) на право пользования участками недр»// Документ в печати не опубликован (Материалы СПС «Консультант Плюс») (Документ утратил силу)
  22. Приказ Роснедра от 13.03.2009 № 275 «Об утверждении временных рекомендаций по выдаче разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых»// Документ в печати не опубликован (Материалы СПС «Консультант Плюс»). (Документ утратил силу)
  23. Приказ Роснедра от 31.08.09 № 811 «О результатах проверки исполнения законодательства при осуществлении контрольно-надзорных и разрешительных функций»// Документ в печати не опубликован (Материалы СПС «Консультант Плюс»)
  24. Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (утв. МПР РФ 22.06.1998)// Документ в печати не опубликован (Материалы СПС «Консультант Плюс»).
  25. Методические рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр (утв. Распоряжением МПР России от 14.11.2002. №457-р)// Бюллетень «Экономические и правовые вопросы недропользования в России». 2002. № 22. С.9-22.
  26. Письмо Роскомнедра от 10.09.1992 № ВО-61/2296 (с изм. 01.02.1994) "О положении о порядке лицензирования пользования недрами" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.1993 N 151)// Российские вести. № 43. 04.03.1993. (Документ утратил силу).

      II. Список использованных материалов судебной практики:

        1. Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 15.08.1996 № 38-31-93// ВВАС РФ. 1995. №12. С. 42.
        2. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009 № А33-2463/08-Ф02-6308/08// СПС «Консультант Плюс»: Версия Проф.

      III. Список использованной литературы:

  1. В.В.Астанин. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере недропользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства// Российская юстиция. 2008. № 9.
  2. А.Б.Багандов. Лицензионное право: Учебно-практическое пособие. М., 2004.
  3. А.Н.Борисов. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах»//Деловой двор. 2009.
  4. С.А.Боголюбов. Земельное право: Учебник. 2-е изд. М., 2009.
  5. С.А.Боголюбов. Экологическое право: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2009.
  6. С.А.Боголюбов. Конституционные основы охраны окружающей среды// Журнал российского права. 2003. № 11.
  7. Г.Ю.Боярко. О снижении бюрократической нагрузки в недропользовании// Горный журнал. 2004. №2.
  8. А.К.Голиченков. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. Городец, 2008.
  9. М.И.Васильева. О методах, средствах, и способах правового регулирования экологических отношений// Экологическое право. 2009. №2/3. Специальный выпуск.
  10. А.Ю.Винокуров. Административно-правовое регулирование государственного экологического контроля// Административное и муниципальное право. 2009. №5.
  11. А.В.Гущин. Лицензирование в РФ: правовые и организационные основы. М., 2004.
  12. М.В.Дудиков. Лицензионное соглашение: противостояние административного и гражданского права// Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. №4.
  13. И.А.Дроздов. О развитии правового регулирования недропользования// Вестник ВАС РФ. 2007. № 8.
  14. С.А.Боголюбов, И.Д. Горкина, Ю.Г. Жариков, Ю.Е. Кацман, Е.Г. Краюшкина, Л.Б. Шейнин. Комментарий Закона РФ «О недрах»// Законодательство и экономика. 1999. № 4-5.
  15. Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов. Административное право: Учебник// Юстицинформ. 2007.
  16. И.Б.Калинин. Правовое регулирование ресурсопользования. Томск, 2001.
  17. С.Н.Колесников. Экологические основы природопользования: Учебник. 2-е изд. М., 2010.
  18. О.И.Крассов. Экологическое право: Учебник. 2-изд. М., 2008.
  19. О.И.Крассов. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». М., 2003.
  20. В.В.Круглов. Правовое регулирование лицензирования пользования недрами// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 1993. № 6.
  21. Э.Г.Липатова, С.Е. Чаннова. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях// ГроссМедиа, РОСБУХ. 2008. 
  22. К.И.Налетов. Лицензия на пользование недрами: правовые коллизии// Современное право. 2008. № 2.
  23. Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». М., 2004.
  24. С.И. Ожегов. Словарь русского языка (под ред. Шведовой Н.Ю.) М., 1986.
  25. Д.В.Осинцев. Лицензионно-разрешительная система в РФ. Екатеринбург, 1999.
  26. И.И.Павлов. Правовой режим пользования участками недр для геологического изучения и добычи нефти и газа на основе принципа горной свободы// Экологическое право. 2008. № 5.
  27. М.Е. Певзнер. Горное право. Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2006.
  28. М.Е.Певзнер. Современные правовые проблемы недропользования// Государство и право. 2001. №4.
  29. Й. Рат. Соглашение о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации// Вольтеркс Клюверт. 2008.
  30. О.М. Теплов, Б.Д. Клюкин, Н.И. Толстых, М.В. Веремеева. Регулирование отношений недропользования на территории Российской Федерации. Научно-практическое пособие. М., 2002.

Информация о работе Правовое регулирование недропользования