Правовые основы земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и поиск путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: 1. определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»;
2. определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования;
3. на основе исследования выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.

Работа содержит 1 файл

Контрольная р. Земельное прав.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

- самовольная  переуступка права пользования  землей, недрами, лесным участком  или водным объектом, самовольная  переуступка права пользования  лесным участком, а равно самовольный  обмен лесного участка (ст.7.10);

- нарушение  правил заготовки древесины;

- нарушение порядка проведения  рубок лесных насаждений;

- нарушение правил заготовки  живицы, заготовки пригодных для  употребления в пищу лесных  ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

- использование лесов  с нарушением условий договора  аренды лесного участка, договора  купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного  пользования лесным участком, иных  документов, на основании которых предоставляются лесные участки (ст.8.25.);

- лесами, правил лесного  семеноводства (ст.8.27.);

- незаконная рубка, повреждение  лесных насаждений или самовольное  выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст.8.28.);

- уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ;

- нарушение правил санитарной  безопасности в лесах;

- загрязнение лесов сточными  водами, химическими, радиоактивными  и другими вредными веществами, отходами производства и потребления  и (или) иное негативное воздействие на леса (ст.8.31.);

- нарушение правил пожарной  безопасности в лесах (ст.8.32.).

Нарушения должностных в  сфере предоставления лесных участков:

- нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам  земельных участков, а равно порядка  предоставления лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков в водоохранных зонах (ст.8.12.);

- нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам  лесов для их использования,  нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков (ст.8.24.).

Что касается видов административной ответственности, то мерой взыскания  является штраф. При этом в большинстве  случаев он ограничивается для лесопользователей физических лиц – 1000 рублей, для должностных лиц – 2000 рублей, а для юридических лиц – 20000 рублей. Максимальный размер наказания предусмотрен за нарушение правил пожарной безопасности в лесах – штраф до 30000 рублей.

 

Глава II Правовые формы использования земель лесного фонда.

 

Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда  гражданам и юридическим лицам  предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда, границы  которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Оборот лесного фонда  не допускается. Купля-продажа, залог  и совершение других следок, которые  влекут или могут повлечь отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено ст. 5 Лесного кодекса РФ, отношения  в области использования и  охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством  Российской Федерации.

В структуре земель лесного  фонда среди нелесных земель выделяются сельскохозяйственные угодья. В настоящее время их общая площадь по состоянию на 1 января 2001г. составляет 4 456,1 тыс. га. По данным государственного учета земель среди этих земель пашня занимает 202,7 тыс. га, залежь - 9,6 тыс.га, многолетние насаждения - 12,1тыс.га, кормовые угодья - 4 231,7 тыс.га1. Эти статистические данные показывают, что виды сельскохозугодий, расположенные в границах земельного фонда лесов, ничем не отличаются от видов сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозназначения.

В лесном фонде сельскохозяйственные угодья использовались и используются для сельскохозяйственного производства. Статья 80 ЛК к побочному лесопользованию  относит виды деятельности, которые  можно признать сельскохозяйственным производством (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек).

Правоудостоверяющими  документами на участок лесного  фонда являются:

  • зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) договор аренды участка лесного фонда;
  • зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) договор безвозмездного пользования участком лесного фонда;
  • зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) договор концессии участка лесного фонда;
  • протокол о результатах лесного аукциона, имеющий силу договора и не нуждающийся в государственной регистрации.

Кроме того, лесопользователи в установленных случаях для  реализации полученного права лесопользования  обязаны получать также лесорубочный билет, ордер или лесной билет.

 

2.1 Право собственности  на земли лесного фонда, сервитуты.

 

ЛК РФ 1997г. закреплял нахождение лесного фонда и расположенных  на землях обороны лесов в федеральной  собственности. Положение о том, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, установлено в п.1 ст.8 действующего ЛК РФ и ст.3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ». Статья 10 указанного Закона предусматривает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 12 Лесного кодекса РФ оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

Согласно пп.2 п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда  ограничиваются в обороте. Это означает, что указанные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст.ст.129, 260 ГК РФ)1.

И хотя М.Ю. Тихомиров одним  из положительных моментов нового Лесного Кодекса РФ называет установление федеральной собственности на лесные участки земель лесного фонда2, из текста ЛК РФ следует, что право частной собственности на лесные участки из земель лесного фонда вовсе не исключено.

Во-первых, лесной участок из состава земель лесного фонда может быть приватизирован, по мере изменения его целевого назначения и перевода в иную категорию земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений перевода земель лесного фонда в земли других категорий.

Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к договору аренды лесного  участка применяются положения  об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст.624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков - а такого запрета нет - в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены1.

Подобная скрытая приватизация лесов в пределах земель лесного  фонда возможна при условии изменения  целевого назначения (категории земель).

Для предупреждения подобных ситуаций необходимо сформулировать некоторые ограничения частной собственности на леса. Во-первых, определить перечень лесов, помимо расположенных на землях лесного фонда, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. К таковым отнести, дополнив пункт 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ: «участки, занятые лесами земель обороны и безопасности, лесами водоохранных зон, защитными лесами, зелеными зонами населенных пунктов».

Во-вторых, в  законе должны быть названы конкретные виды лесопользования, для которых лесные участки могут предоставляться в частную собственность. В-третьих, могут быть введены лесохозяйственные ограничения частной собственности, например, изъятие лесного участка в случае его нецелевого использования (сведения на нем леса в целях застройки), запрещение возведения строений в защитных лесах, расположенных в водоохранных зонах и вокруг городов. В-четвертых, может иметь место запрет на приватизацию лесных участков, служащих традиционными местами отдыха населения, сбора даров леса для личного потребления. В-пятых, общественные интересы в лесопользовании могут быть защищены возможностью установления публично-правовых (сервитутного характера) обременений частных лесных участков.

Сервитут – право  ограниченного пользования чужим  лесным участком назван в ст.9 ЛК РФ наряду с правом аренды, правом постоянного (бессрочного) пользования и правом безвозмездного срочного пользования  лесным участком.

Право ограниченного  пользования чужими земельными участками (сервитут) предусмотрено ст.ст.274-277 ГК РФ.

Объектом сервитута  может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и  иной земельный участок (фактическое пользование которым возможно и необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут (п.1 ст.274 ГК РФ)1. Законодательство различает частные и публичные сервитуты.

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования  и распоряжения этим участком2.

Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном  для регистрации прав на недвижимое имущество3. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст.274 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или  иным нормативным правовым актом  РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ). Публичный сервитут регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимости1.

По смыслу ст.23 ЗК РФ сервитут может устанавливаться  только в отношении участков, находящихся  в собственности.

2.2 Право  постоянного (бессрочного) пользования  и безвозмездного срочного пользования.

 

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным  участком относится к числу вещных прав и предусмотрено в ст.ст. 216, 268, 269 ГК РФ.

Содержание  указанного права определено в ст. 269 ГК РФ. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Указанное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью1.

В соответствии с п.1 ст.268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным  участком, находящимся в государственной  предоставляется юридическим лицам  на основании решения государственного органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

ЗК РФ в ст.20 ограничил круг юридических лиц, которым земельные участки могут  быть предоставлены на указанном  праве. Установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные  участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Данный перечень следует считать исчерпывающим. Одновременно п.2 ст.20 ЗК РФ в императивной норме ввел запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Информация о работе Правовые основы земель лесного фонда