Защита земельных прав граждан и юридических лиц. Порядок разрешения земельных споров. Ответственность за земельные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть порядок разрешения земельных споров и защиту земельных прав граждан и юридических лиц, а также изучить особенности каждой из видов ответственности за земельные правонарушения.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………………3
Глава 1. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения земельных споров………………………………………………..5
1.1. Понятие земельного спора………………………………………………….5
1.2. Защита земельных прав и порядок разрешения земельных споров……5
Глава 2. Ответственность за земельные правонарушения………………11
2.1. Общая характеристика ответственности…………………………………11
2.2. Гражданско – правовая ответственность…………………………………14
2.3. Дисциплинарная ответственность…………………………………………21
2.4. Административная ответственность………………………………………22
2.5. Уголовная ответственность……………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 40.17 Кб (Скачать)

    Земельные споры между предприятиями и организациями рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов РФ. В случае если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, утвержденной Правительством РФ, решение которой может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.                                  

 

Глава 2. Ответственность за земельные правонарушения

 

2.1. Общая характеристика ответственности

    Под земельным правонарушением понимается виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ, иными федеральными законами и законами субъектов РФ земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

    Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, посягающее на существующий земельный правопорядок. Субъектами земельных правонарушений могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства. Часто субъектами земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объектами земельных правонарушений могут быть: порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные или обязательственные права граждан и юридических лиц.

    В качестве основания ответственности выступает наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если закон признает его поведение (действие или бездействие) противоправным.

    Общепризнанными в теории земельного права видами земельных противоправных деяний (исходя из форм юридической ответственности), влекущих юридическую ответственность, являются:

1) дисциплинарный проступок  - противоправное деяние, связанное  с неисполнением работником трудовых  обязанностей или должностных  функций в процессе трудовой  или исполнительно-распорядительной  деятельности в сфере организации  охраны, управления и пользования  земель. Ответственность за его  совершение наступает по нормам  как трудового, так и земельного  законодательства;

2) административный проступок  - виновное противоправное деяние, связанное с нарушением установленного  земельного правопорядка и сфере  управления земельными ресурсами,  а также правил использования  и порядка охраны земельных  ресурсов как основы жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории;

3) преступление - уголовно  наказуемое, общественно опасное  деяние, объектом которого выступают  земельные, а в совокупности  с ними и общественные отношения  (экономические, экологические, управленческие  и др.).

    Действующее законодательство не предусматривает применение мер уголовной и дисциплинарной ответственности к юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям). Применение мер гражданско-правовой ответственности обусловлено фактом наступления полной гражданской дееспособности. Возможность применения мер административной ответственности связана с достижением правонарушителем 16-летнего возраста. Возрастные ограничения уставлены и для граждан, совершивших уголовно-наказуемые деяния.

    В зависимости от форм ответственности за совершение того или иного земельного правонарушения можно выделить следующие виды таких правонарушений.

    В области охраны собственности:

  • самовольное занятие земельного участка;
  • уничтожение межевых знаков;
  • пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией;
  • порча земель путем загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы;
  • самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
  • самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения;
  • самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд;
  • использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования;
  • нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

 

В области охраны окружающей среды и природопользования:

  • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
  • нарушение законодательства об экологической экспертизе;
  • неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина;
  • нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
  • нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
  • нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов;
  • порча сельскохозяйственных и других земель несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению.

    Меры юридической ответственности за нарушение правового режима земельных участков являются его составной частью. С помощью юридической ответственности осуществляется защита прав и интересов собственников и иных правообладателей земельных участков.    Нарушение правового режима земельного участка является основанием юридической ответственности. Возможность применить это основание возникает при наличии в законе указаний о применении соответствующих форм и видов ответственности, т.е. применения санкций, предусмотренных нормами об ответственности в этой области отношений.

    В зависимости от совершенного противоправного деяния выделяют следующие виды ответственности:

1) гражданско-правовая;

2) дисциплинарная;

3) административная;

4) уголовная.

   

2.2. Гражданско-правовая (имущественная)  ответственность

    Гражданско-правовая (имущественная) ответственность заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный и моральный вред, причиненный вследствие земельного правонарушения.

   Общие положения,  касающиеся возмещения вреда,  причиненного собственнику земли,  землевладельцу, землепользователю  или арендатору земельного участка  в результате нарушения земельного  законодательства, определяются нормами  гражданского законодательства.

   В соответствии  со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого  нарушено, может требовать полного  возмещения причиненных ему убытков,  если законом или договором  не предусмотрено возмещение  убытков в меньшем размере.

   Согласно ст. 1064 ГК  РФ, вред, причиненный личности или  имуществу гражданина, а также  вред, причиненный имуществу юридического  лица, подлежит возмещению в полном  объеме лицом, причинившим вред.

   Аналогичные нормы  содержатся в п. 1 ст. 76 ЗК РФ, согласно  которой юридические лица, граждане  обязаны возместить в полном  объеме вред, причиненный в результате  совершения ими земельного правонарушения.

   Причиненный вред  выражается в убытках, под которыми  понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело  или должно было произвести  для восстановления нарушенного  права, утрата или повреждение  его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило  бы при обычных условиях гражданского  оборота, если бы его право  не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило  вследствие этого доходы, лицо, право  которого нарушено, вправе требовать  возмещения наряду с другими  убытками упущенной выгоды в  размере не меньшем, чем такие  доходы.

   Такое понятие убытков  применимо и при регулировании  земельных отношений. Так, согласно  ст. 62 ЗК РФ, убытки, причиненные нарушением  прав собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном  объеме, в том числе упущенная  выгода, в порядке, предусмотренном  гражданским законодательством.  На основании решения суда  лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

   Статья 76 ЗК РФ содержит  положение о том, что самовольно  занятые земельные участки возвращаются  их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных  участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными  в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования  этими земельными участками. Приведение  земельных участков в пригодное  для использования состояние  при их захламлении, других  видах порчи, самовольном занятии,  снос зданий, строений, сооружений  при самовольном занятии земельных  участков или самовольном строительстве,  а также восстановление уничтоженных  межевых знаков осуществляется  юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных  правонарушениях, или за их  счет.

   Убытки возмещаются  в исковом порядке по решению  судов - по спорам между гражданами  и по решению арбитражных судов  - по спорам между юридическими  лицами и предпринимателями без  образования юридического лица.

   Специфика земельных  отношений, условий причинения  вреда и его содержания в  случаях нарушения земельного  законодательства определяют особенности  правового регулирования этих  вопросов. Считается, что содержание  убытков, причиненных в результате  земельного правонарушения, заключается  в следующем. Расходы, которые  лицо, чье право нарушено, произвело  или должно будет произвести  для восстановления нарушенного права, - неиспользованные затраты собственника земельного участка, составляющие его убытки, и подлежащие возмещению. Утрата или повреждение имущества может выражаться в порче земель, невозможности ее обработки и использовании в определенных целях.   Под неполученным доходом (упущенной выгодой) обычно понимается стоимость сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший получил бы со своего участка, если бы его имущественные права не были нарушены.

   Указанные особенности  обусловливают необходимость использования  специальных методов исчисления  размера убытков, причиненных  земле как компоненту (объекту)  природы. Статья 77 Федерального закона  «Об охране окружающей среды»  предусматривает, что юридические  и физические лица, причинившие  вред окружающей среде в результате  ее загрязнения, истощения, порчи,  уничтожения, нерационального использования  природных ресурсов, деградации  и разрушения естественных экологических  систем, природных комплексов и  природных ландшафтов и иного  нарушения законодательства в  области охраны окружающей среды,  обязаны возместить его в полном  объеме в соответствии с законодательством.

   Причиненный субъектом  хозяйственной и иной деятельности  вред окружающей среде возмещается  в соответствии с утвержденными  в установленном порядке таксами  и методиками исчисления размера  вреда окружающей среде, а при  их отсутствии исходя из фактических  затрат на восстановление нарушенного  состояния окружающей среды, с  учетом понесенных убытков, в  том числе упущенной выгоды. Согласно  ст. 78 указанного Закона, вред окружающей  среде, причиненный нарушением  законодательства в области охраны  окружающей среды, компенсируется  добровольно либо по решению  суда или арбитражного суда. Размер  вреда окружающей среде, причиненного  нарушением законодательства в  области охраны окружающей среды,  определяется исходя из фактических  затрат на восстановление нарушенного  состояния окружающей среды, с  учетом понесенных убытков, в  том деле упущенной выгоды, а  также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окающей среды.

   Земельное законодательство  предусматривает случаи возмещения  убытков, причиненных как правомерными  действиями, так и вследствие  правонарушения (незаконными действиями  причинителя вреда).

   Постановлением Правительства  РФ от 07.05.03 г. № 262 утверждены  «Правила возмещения собственникам  земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам  земельных участков убытков, причиненных  изъятием или временным занятием  земельных участков, ограничением  прав собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков  либо ухудшением качества земель  в результате деятельности других  лиц».

Информация о работе Защита земельных прав граждан и юридических лиц. Порядок разрешения земельных споров. Ответственность за земельные правонарушения