Система управления качеством при выполнении геодезических работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:50, реферат

Описание работы

В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов, которые иногда представляют в виде пяти звезд качества.
Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять.

Содержание

Введение...................................................................................................................
Глава 1. История развития систем управления качеством..................................
1.1. Влияние системы управления на конкурентоспособность продукции и предприятий...............................................................................
Глава 2. Методология и терминология управления качеством...........................
Глава3. Управление качеством при выполнении геодезических работ.............
Заключение...............................................................................................................
Список используемой литературы......................................................................

Работа содержит 1 файл

мой реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

Землеустроительный  факультет

 

Кафедра геодезии и дистанционного зондирования

 

Специальность 120101.65 «Прикладная геодезия»

 

Реферат на тему:

 «Система  управления качеством при выполнении  геодезических работ».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила: ст. 51 гр. Борисенко М.О. 

                                                            Проверила: ст. препод. Шерстнева С.И.

 

 

 

Омск 2012

Содержание

 

Введение...................................................................................................................

Глава 1. История развития систем управления качеством..................................

1.1. Влияние системы управления на конкурентоспособность продукции и предприятий...............................................................................                          

Глава 2. Методология и терминология управления качеством...........................

Глава3. Управление качеством при выполнении геодезических работ.............

Заключение...............................................................................................................

Список  используемой литературы......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития систем управления качеством

В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов, которые иногда представляют в виде пяти звезд качества.

Первый  этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению,  когда появилась первая система —  система Тейлора  (1905  г). Организационно она предполагала установление технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять.Эта система устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в видеполей допусков и вводила определенные шаблоны,  настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры.Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества —  инспекторы  (в России  —технические контролеры).  Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак,  а также увольнение.  Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия (детали).

Второй  этап.  Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия  (деталь,  сборочная единица).  Однако продукция –  это результат осуществления производственных процессов, и вскоре стало ясно, что управлять надо процессами. В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р.Л.  Джонса,  заложившая основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт,  выполненные В.  Шухартом,  первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом,  ставшие началом статистических методов управления качеством,  которые в последствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.  Деминг выдвигает идею об отмене оценки заданий и результатов16 выполнения работы, т. к. по его мнению, они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в работу,  игнорируя долгосрочные задачи,  и разрушают работу в командах. Опираясь на точку зрения Э. Деминга и развивая ее,  Д.  Джуран ввел термин качества в духе  «соответствия требованиям потребителя», в значительной степени ориентированный на требования потребителей, («Fitness for use»). Он показал ответственность менеджмента за хронические последствия несоответствий и дополнил статистические методы контроля качества систематическими методами решения проблем качества.  В прил. 1  и  2 приведены известные 14  принципов повышения качеством Деминга и 10  этапов повышения качества по Джурану. Более сложной стала мотивация труда, т. к. теперь учитывалась точность настроенности процесса,  анализ тех или иных контрольных карт,  карт регулирования и контроля.  К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа,  регулирования и контроля.  Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы и статистический приемочный контроль.

Третий  этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего)  контроля качества – TQC (Total Quality Control). Ее автор, американский ученый А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством».  К главным задачам TQC  относятся прогнозированное устранение потенциальных несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки,  проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов,  а также управление производством,  развитие службы сервисного обслуживания и надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству.  Фейгенбаум призвал обратить внимание на вопросы изучения причин несоответствий и первым указал на значение системы учета затрат на качество. Поскольку на качество влияет множество факторов,  то идея этого подхода заключается в выделении основных из них. Кроме того, нужно также17 учитывать взаимосвязь факторов,  чтобы воздействуя на один из них, предвидеть реакцию других.  Для обеспечения комплексности контроля и управления качеством необходимо учитывать все этапы производства, четкую взаимосвязь подразделений,  участвующих в решении проблем качества.

Четвертый этап.  В 80-е гг.  начался переход от тотального контроля качеством (TQC)  к тотальному менеджменту качества (TQM).  В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.),  оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.  В 1994  г.  вышла новая версия этих стандартов,  которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам. Специфика тотального управления качеством состоит в том,  что если раньше на предприятиях принимались компромиссные решения по таким параметрам,  как объем выпускаемой продукции,  сроки поставки,  затраты и качество,  то теперь на первый план выдвигается качество продукции,  и вся работа предприятия подчиняется этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия организуется исходя из интересов качества. Этот переход сравнивают с переходом от системы Птоломея к системе Коперника, имея в виду что не Солнце (потребитель) вращается вокруг Земли (производителя), а наоборот. Если TQC —  это управление качеством с целью выполнения установленных требований,  то TQМ —  еще и управление целями и самими требованиями.  В TQМ включается также и обеспечение качества,  которое трактуется как система мер,  вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQМ (рис. 1.4) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества,  минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно,  но к этому надо постоянно стремиться,  не останавливаясь на достигнутых результатах.  Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement). В системе TQM  используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.21 Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе,  продолжают работать дома.  Появляется новый тип работников – трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным,  сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности.  Существенно изменяются формы обучения,  становясь более активными –  используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера,  имеет преимущества в карьере.  Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников. На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов

Для успешной работы предприятий на современном рынке  наличие у них системы качества,  соответствующей стандартам ИСО серии 9000,  и сертификата на нее является,  может быть,  не совсем достаточным,  но необходимым условием.  Поэтому и в России уже имеются десятки  предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000,  устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной,  чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала. Появляются и корпоративные системы управления качеством,  которые ставят своей целью усиление требований международных стандартов и учитывают специфику таких корпораций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Влияние системы управления  на конкурентоспособность продукции и предприятий

Рыночная экономика  в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка.  Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще. С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности.

Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом  понятие конкурентоспособности применяют как к товарам  (услугам),  так и к предприятиям,  фирмам и другим организациям.

Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности,  а во- вторых,  по затратам на удовлетворение этой потребности.  Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

− полезностью (качество, эффект от использования  и т.п.);

− определяющими  затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия  (затраты на приобретение,  использование,  техническое обслуживание,  ремонт, утилизацию и т.п.);

− конкурентоспособностью предложения  (способ продвижения продукции на рынок,  условия поставки и платежа,  каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).Параметры конкурентоспособности продукции  подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями,  законодательству),  технические (технологические свойства товара,  определяющие область его применения,  надежность,10 долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение,  потребление и утилизацию товара,  т.е.  цена потребления)  и организационные  (система скидок,  комплектность поставок,  сроки и условия поставок и пр.). Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке,  опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара,  т.е.  не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения,  связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей  маркетинговой политикой.

Категории  «конкурентоспособность товара»  и  «конкурентоспособность производителя»  взаимозависимы.  Предприятие не может быть конкурентоспособным,  если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам,  не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).

Будучи тесно  взаимосвязанными,  категории конкурентоспособности товара и предприятия имеют и существенные различия:

 1) конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале,  соответствующем жизненному циклу товара,  а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени,  соответствующий периоду функционирования предприятия;

2) конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду,  а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;

3) анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим,  а оценка конкурентоспособности товара  – прерогатива потребителя.

По своей  структуре конкурентоспособность  предприятия значительно сложнее конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения –вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Конкурентоспособность предприятия определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности. 

 

Глава 2. Методология и терминология управления качеством

Одной из основных проблем,  стоящих сегодня перед российскими предприятиями,  является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции.  В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.  В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции.  Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.  Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Информация о работе Система управления качеством при выполнении геодезических работ