Характеристика стихийных бедствий, аварий, катастроф в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:59, реферат

Описание работы

Человек живет в таких условиях, когда опасности подстерегают его на каждом шагу. Жилище несет в себе угрозу обрушения, пожара, загазованности и
т. п. На производстве опасность представляют химические, радиоактивные вещества, электромагнитные поля, вибрация, на улице – движение транспорта и дорожные происшествия.
На Земле природные стихийные бедствия имеют место с незапамятных времен. К таким катаклизмам можно отнести падение крупных космических тел, наступление ледниковых периодов, изменение климата, нашествие вредителей (саранчи, грызунов), засухи, заморозки в начале лета.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях 6
Основные определения, источники опасности 6
Классификация чрезвычайных ситуаций 9
Глава 2. Чрезвычайные ситуации природного характера 10
2.1. Общие положения 10
2.2. Землетрясения 12
2.3. Обвалы, оползни и сели 14
2.4. Бури, ураганы, смерчи 17
2.5. Наводнения 21
2.6. Лесные и торфяные пожары 22
2.7. Инфекционные заболевания людей и животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями 24
Глава 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 25
3.1. Общие положения 25
3.2. Транспортные аварии и катастрофы 27
3.3. Пожары и взрывы 28
3.4. Аварии с выбросом химически опасных веществ 33
3.5. Аварии с выбросом радиоактивных веществ 37
3.6. Гидродинамические аварии 42
Глава 4. Чрезвычайные ситуации экологического характера 44
4.1. Общие положения 44
4.2. Загрязнения атмосферы, литосферы и гидросферы 46
Глава 5. Чрезвычайные ситуации социального характера 51
5.1. Общие положения 51
5.2. Боевые свойства ядерного оружия 52
5.3. Поражающее действие ядерного оружия 54
5.4. Боевые свойства и поражающее действие химического оружия 60
5.5. Боевые свойства и поражающее действие биологического оружия 62
Глава 6. Организация защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды в чрезвычайных ситуациях 64
6.1. Системы обеспечения безопасности населения в Республике Беларусь 64
6.2. Государственная политика в области гражданской обороны 66
6.3. Основные принципы и мероприятия по защите населения 67
6.4. Основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях 68
Заключение 71
Литература 72

Работа содержит 1 файл

чрезвычайные ситуации.doc

— 607.00 Кб (Скачать)

Кроме того, поражение  происходит из-за снижения концентрации кислорода в воздухе, теплового  и токсического воздействия. Энергия  взрыва газовоздушной смеси (ГВС) значительно  превышает энергию взрыва обычного взрывного вещества той же массы. Так как ГВС проникает в негерметичные защитные сооружения, помещения и складки местности, то защиту искать там бесполезно.

После сбрасывания кассеты  боеприпаса объемного взрыва происходит ее разделение на составляющие. Падение каждой из них замедляется парашютом. При ударе о землю вытяжного удлинителя происходит разрушение тонкостенного цилиндра корпуса боеприпаса с образованием облака ГВС диаметром до 30 м и высотой до 5 м. Затем производится подрыв облака ГВС детонатором замедленного действия. Вызываемые взрывом разрушения огромны и сравнимы с разрушениями от ядерного взрыва малой и средней мощности. Так, например, при применении в Бейруте (Ливан) такого боеприпаса от находящегося в эпицентре взрыва 8-этажного здания осталась груда обломков высотой, не превышающей 3 м.

 

 

 

 

 

Глава 6

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

6.1. Системы обеспечения безопасности населения в Республике Беларусь.

 

Вопросами обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в республике занимаются различные службы: гражданской обороны (ГО), министерства по чрезвычайным ситуациям и др.

Гражданская оборона Республики Беларусь является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение специальных мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Она представляет собой совокупность органов управления, служб и формирований, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению безопасности населения республики при возникновении различных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического и природного характеров, а также по заблаговременной подготовке к действиям в военное время.

Основными задачами ГО республики являются:

    • защита населения от последствий стихийных и экологических бедствий, крупных аварий и катастроф, применение противником в военное время современных средств поражения:
    • координация деятельности органов управления республики по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в очагах поражения;
    • создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
    • специальная подготовка руководящих кадров и сил ГО, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени:
    • участие в осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в экстремальных условиях мирного и военного времени.

Виды, объемы и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач ГО, определяются правительством, министерствами и ведомствами исходя из экономического и оборонного значения отдельных населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Общее руководство ГО в Республике Беларусь осуществляет ее Президент, непосредственно министр внутренних дел. который является и начальником ГО страны.

Основным звеном системы ГО является объект народного хозяйства. На объекте  выполняется весь комплекс мероприятий  по защите рабочих и служащих, по обеспечению устойчивости работы объекта в военное время, в чрезвычайных ситуациях, по подготовке сил и средств к ведению спасательных и других неотложных работ.

Руководящими органами Республиканской  системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) являются:

    • республиканская Комиссия по ЧС:
    • комиссии исполкомов соответствующих местных Советов по ЧС;
    • ведомственные комиссии по ЧС, создаваемые при необходимости руководителями министерств и ведомств.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

    • штабы ГО всех уровней;
    • дежурно-диспетчерские службы министерств и ведомств.

Руководящие органы и органы повседневного  управления образуют систему управления РСЧС.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) всех уровней проводят по своим планам мероприятия, направленные на предупреждение возникновения экстремальных ситуаций, а в период ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий привлекают для этих целей необходимые транспортные, спасательные, пожарные, медицинские, восстановительные, другие силы и средства, расположенные на их территории, а также материально-технические ресурсы, сети связи и информации.

Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения привлекаются необходимые силы и средства. Силы ГО состоят из войсковых частей, невоенизированных формирований, специально создаваемых подразделений аварийно-спасательной службы, штатных дежурных и специализированных формирований предприятии, учреждений, организаций, министерств и ведомств.

Войска ГО — это мобильная  часть сил, которая, как правило, первая приступает к ликвидации последствий катастроф, аварий и прочего, обеспечивает ввод невоенизированных формирований в очаги поражения, выполняет наиболее сложные и трудоемкие задачи на важнейших объектах.

Основу сил ГО составляют и невоенизированные  формирования гражданской обороны (НФГО) — это группы людей, которые сформированы согласно штату в отряды, команды, группы, бригады, оснащенные специальной техникой и имуществом, обученные ведению спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Специальными являются формирования; разведывательные, связи, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, материального обеспечения, технического обеспечения, зашиты сельскохозяйственных растений и животных, автомобильные и др.

 

6.2 Государственная политика в области гражданской обороны

 

Основными направлениями государственной  политики в области гражданской обороны являются:

    • создание законодательной и нормативно-правовой базы в сфере защиты, безопасности и жизнеобеспечения населения в условиях вооруженных конфликтов, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, обучения населения, подготовки руководящего состава органов управления и сил ГО;
    • разработка нормативных правовых основ по введению в системе ГО Республики Беларусь различного рода служб ГО, по их профессиональной деятельности;
    • разработка и реализация комплекса мероприятий по созданию мобильной и эффективной группировки сил ГО, включающей профессиональные подразделения и гражданские формирования;
    • разработка нормативной правовой базы деятельности сил ГО, предусматривающей оптимальное их количество, численность, повышение уровня готовности, а также дополнительные моральные и материальные стимулы для личного состава;
    • реконструкция систем оповещения и связи, повышение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля;
    • разработка комплекса мероприятий по созданию организационных, технических и нормативных основ решения задач жизнеобеспечения пострадавшего населения;
    • принятие эффективных мер по сохранению имеющегося фонда защитных сооружений, поддержанию их в готовности к использованию по основному предназначению; проведение градостроительных, инженерно-технических, экономических и иных мероприятий в рамках инвестиционной политики государства с учетом интересов обеспечения защиты населения и территорий;
    • активное сотрудничество с зарубежными странами, общественными объединениями в области гражданской обороны. Всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности Союза России и Беларуси, стран СНГ, в том числе созданию единой системы ГО.

 

 

6.3. Основные принципы и мероприятия по защите

населения

 

Защита населения в чрезвычайных ситуациях — одна из главных задач гражданской обороны. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить или максимально снизить поражение людей. Объем и характер защитных мероприятий определяется особенностями соответствующих объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сложиться в результате стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф или применения противником современного оружия.

К основным принципам защиты населения  относятся:

защита населения на всей территории страны;

дифференцированная защита населения  с учетом размещения производительных сил и объектов государственного значения:

заблаговременное планирование и  проведение защитных мероприятий:

увязка плана защитных мероприятий  с планом экономического и социального развития Республики Беларусь.

Кроме того, с целью зашиты населения  проводится всеобщее обязательное обучению способам зашиты. Организуется своевременное оповещение населения о возникшей угрозе чрезвычайной ситуации. Осуществляется защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными веществами. СДЯВ, ОВ и биологическими средствами. Ведется радиационная, химическая и биологическая разведка, а также дозиметрический и лабораторный химический и биологический контроль.

Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия, аварийно-спасательные и

гае неотложные работы (АСиДНР) в очагах поражения, санитарная обработка людей, обеззараживание техники, одежды, обуви, территории, зданий и сооружений.

В Республике Беларусь основные функции  по защите населения в чрезвычайных ситуациях возложены на гражданскую оборону и министерство по чрезвычайным ситуациям.

Защита населения в ЧС включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возможных и ликвидацию возникших последствий аварий, катастроф, стихийных бедствии, применения современного оружия.

Мероприятия по защите населения направлены на решение следующих задач:

1)  современное оповещение о ЧС или угрозе ее возникновения;

2)  проведение профилактических, организационных, технических, гигиенических (противопожарных, противоэпидемических) и других мероприятий;

3)  заблаговременное сооружение  убежищ и укрытий:

4)  обучение способам зашиты;

5) создание систем регионального  наблюдения и контроля за радиационной, химической, бактериологической обстановкой;

6)  организацию и ведение разведки, дозиметрическою, химического, биологического и других видов контроля в случае ЧС;

7) проведение спасательных и других неотложных работ (СиНДР) в очагах поражения;

8)  защиту продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных, объектов окружающей среды от заражения радиоактивными, химически токсичными веществами, бактериальными средствами:

9) санитарную обработку людей, обеззараживание техники, одежды, обуви, территорий, зданий и сооружений.

 

6.4. Основные способы зашиты населения в чрезвычайных ситуациях

 

Основными способами зашиты населения  в ЧС являются:

эвакуация;

укрытие в защитных сооружениях:

обеспечение средствами индивидуальной зашиты.

Эвакуация — организованный вывоз или вывод людей из категорированных городов и других населенных пунктов, опасных районов в загородную зону.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению, из которого планируется эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения, который в зависимости от численности рабочих, служащих и членов их семей может включать один или несколько рядом расположенных населенных пунктов.

Эвакуация осуществляется в случае возникновения ЧС или при угрозе ее возникновения, при стихийных бедствиях, катастрофах, крупных авариях, а также в случае возможного применения противником ядерного оружия.

Население об эвакуации оповещается  заблаговременно через средства массовой информации — местную радиотрансляционную сеть, телевидение, другими способами.

Защитные сооружения предназначены для зашиты населения, размещения пунктов управления, узлов связи, командных пунктов. В зависимости от своих защитных свойств они подразделяются на:

1) убежища:

2)  противорадиационные укрытия (ПРУ).

Убежища - это основной вид укрытий, предназначенный для зашиты укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, химически токсичных веществ, биологических средств, продуктов горения, высоких температур.

В целях зашиты от проникновения  радиоактивной пыли, химически опасных  веществ, продуктов горения и прочего убежище герметизируют, его оснащают фильтровентиляционной установкой, которая может работать в режиме регенерации.

В убежище, в зависимости от вместимости, предусматривается один или несколько входов-выходов, которые оборудуются тамбурами с зашитно-герметичными дверями.

В случае ЧС или угрозы ее возникновения  время переоборудования убежища и подготовки его к приему людей не должно превышать \2 часов.

На АЭС и химически опасных  объектах защитные сооружения должны быть готовы к приему укрываемых постоянно.

Противорадиационные укрытия {ПРУ) в сравнении с убежищами имеют более простое устройство. Они предназначены для зашиты людей от воздействия проникающей радиации, радиоактивной пыли, химически токсичных веществ, биологических средств, светового излучения, частично ударной волны.

В ПРУ предусматриваются помещения  для размещения укрываемых, санитарные посты, медпункт, санузлы, помещения для размещения вентиляционной установки, хранения спецодежды.

Убежища, а также заранее возводимые ПРУ должны размешаться вблизи мест работы или проживания людей.

В качестве защитных сооружений могут  использоваться также простейшие укрытия — щели, горные выработки, транспортные туннели, метрополитен, подземные переходы, гаражи, подвалы и т.д.

Информация о работе Характеристика стихийных бедствий, аварий, катастроф в Республике Беларусь