Эргономические основы безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Эргономика (от греческого ergon – работа и nomos – изучение, измерение, организация труда) – научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным, в то же время обеспечивают человеку комфорт и безопасность труда.

Содержание

Введение
Глава I. Эргономика как наука
Понятие «эргономика» и этапы ее развития.
Направления эргономики.
Проблемы и цели эргономики.
Глава II. Функционирование системы «человек-машина-среда».
2.1. Виды совместимости системы ЧМС.
2.2. Системный подход в изучении системы ЧМС.
2.2.1. Психология труда.
2.2.2. Гигиена труда.
2.2.3. Физиология труда.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по безопасности и жизнедеятельности. Лысов Д.Л..docx

— 52.15 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский  государственный гуманитарный университет» 

Юридический факультет  
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Безопасность  жизнедеятельности»

на  тему «Эргономические  основы безопасности жизнедеятельности» 
 
 
 

                Выполнил  Лысов Денис Леонидович

                группа  ЮрД-1

                Руководитель: В.А.Оборин

                Дата  сдачи на проверку:26.11.2011 
                 
                 
                 

Киров

2011

Содержание 

Введение

Глава I. Эргономика как наука

    1. Понятие «эргономика» и этапы ее развития.
    2. Направления эргономики.
    3. Проблемы и цели эргономики.

Глава II. Функционирование системы «человек-машина-среда».

2.1.     Виды совместимости системы ЧМС.

2.2.     Системный подход в изучении системы ЧМС.

      2.2.1. Психология труда.

      2.2.2. Гигиена труда.

      2.2.3. Физиология труда.

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Глава I. Эргономика как наука. 

    1. Понятие « эргономика» и этапы ее развития.

      Безопасность  жизнедеятельности является комплексной  дисциплиной, опирающейся на разработки и достижения разных наук. Одной  из таких наук является эргономика. Термин "эргономика" впервые ввел польский естествоиспытатель В. Ястшембовски в 1857 году, а в начале XX века российские учёные В. Бехтерев и В. Мясищев обосновали необходимость создания научной  дисциплины - "Эргонологии".

      Эргономика (от греческого ergon – работа и nomos –  изучение, измерение, организация труда) – научная дисциплина, изучающая  функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях  создания для него оптимальных условий  труда, т.е. таких условий, которые, делая  труд высокопроизводительным, в то же время обеспечивают человеку комфорт  и безопасность труда.

      Более широкое определение эргономики, принятое в 2010 году Международной Ассоциацией Эргономики (IEA), звучит так: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

      Эргономика  возникла в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в Великобритании, США и Японии.

4

      Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

      Эргономика  претерпела существенные изменения  за эти десятилетия. Так, если 20 лет  назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в  последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности  труда, интерфейса "человек-компьютер". Биомеханика и физиология труда  не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный  с расстройствами опорно-двигательного  аппарата, обусловленный ростом части  людей, работающих на компьютеризированных местах.                    
 Брайн Шакер  характеризует развитие эргономики по десятилетиям как:  
1950-е - военная эргономика,  
1960-е - промышленная эргономика,  
1970-е - эргономика товаров широкого потребления,  
1980-е - интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения,  
1990-е - когнитивная и организационная эргономика.

    1. Направления в эргономике.

      К концу ХХ века выделились три главных  направления внутри эргономики:

5

      1. Эргономика физической среды,  рассматривающая вопросы, связанные  с анатомическими, антропометрическими,  физиологическими и биомеханическими  характеристиками человека, имеющими  отношение к физическому труду.  Наиболее актуальные проблемы  включают рабочую позу, обработку  материалов, расстройства опорно-двигательного  аппарата, компоновку рабочего места,  надежность и здоровье.  
 
 2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.  
 
 3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

      Предметом эргономики является трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами и в условиях существенного влияния на него факторов внешней среды.

      Эргономика  изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой  техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная  эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

6

      Микроэргономика - занимается исследованием и проектированием  систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики.

  Система "человек-машина" - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации. Система «человек-машина» является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики.

      Мидиэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда. 

      Макроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная и надежная работы всей системы, "как единого организма".

    1. Проблемы и цели эргономики.

      Первой, наиболее существенной проблемой развития эргономики является недостаточная эффективность СЧТС (система «человек — техника — среда»), которая часто оказывается ниже расчетной, ожидаемой. Во многих случаях человек-оператор не в состоянии полностью использовать весь потенциал СЧТС по множеству причин. К ним относятся: несогласованность

7

параметров  оборудования и возможностей человека работать в условиях дефицита времени и информации, мощного воздействия внешних факторов (шум, вибрация, излучения, микроклимат и пр.); недооценка заинтересованности человека в использовании новой техники, уровня его интеллектуального и нравственного развития и др. Незнание или игнорирование разработчиком и конструктором этих причин, образующих человеческий фактор, приводило к тому, что производительность новых СЧТС повышалась не более чем на 25−30%. В результате возникло значительное отставание роста производительности труда от роста мощности применяемой техники.

      Второй проблемой СЧТС является феномен роста травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте и в быту. В целом, если учесть все несчастные случаи в мире, связанные с использованием машин, оборудования, технических устройств, то число ежегодно страдающих от них составит более 10 млн. человек, причем около полумиллиона из них погибает.

      Анализ  причин травматизма показывает, что  он часто обусловлен ошибочными действиями людей, связанными с недостатками в  конструкции техники, средств отображения  информации, органов управления машин  и механизмов. Например, очень частая ошибка оператора — неправильная интерпретация показаний приборов — предопределяется плохой их читаемостью, подачей информации не в тот момент, когда она необходима, отсутствием сведений у оператора о том, включен ли прибор, подачей информации, требующей мысленного перевода в другие единицы, и пр. Причиной ошибки и аварии СЧТС может быть отсутствие четкой фиксации органа управления, неестественные направления движения педалей и ручек их неправильное расположение, неудобная для захвата форма рукояти и др.

8

      Многочисленность  и вариативность причин аварий в  СЧТС свидетельствуют о необходимости их специального изучения и разработки научно обоснованных методов их предотвращения.

      Третья проблема трудовой деятельности человека в СЧТС связана с высокой кадровой нестабильностью. Это означает, что какое-то время простаивают рабочие места, работник, подбирающий себе новое место, не участвует в общественном производстве, осуществляются дополнительные затраты на его переподготовку на новом месте работы и пр. В настоящее время эргономисты отмечают усиливающуюся тенденцию к отказу рабочих от тяжелой, опасной, грязной работы. Более половины работающих в СЧТС ориентировано на творческие моменты в труде. Исследования показывают, что малоквалифицированный, неинтересный, физически тяжелый труд не стимулирует развития личности работника, ограничивает его стремление к духовному росту и нередко сопряжен с асоциальными формами поведения.

      Современные высокоэффективные техника и  технологии приблизили решение этой задачи. Предполагалось, что это  потребует от рабочего более глубоких знаний, навыков быстрого решения  сложных задач. Но оказалось, что  внедрение самой современной, в  том числе роботизированной, техники  не ведет автоматически к появлению и расширению творческих функций и нередко даже способствует их исчезновению. Так, эксплуатация станков с числовым программным управлением снижает требования к квалификации станочника, сводит его деятельность к полупассивному контролю за технологическим процессом. Персонал гибких производственных систем, роботизированных комплексов и других современных технологий отреагировал на новые СЧТС способом, который получил название «психологического барьера».

9

      Четвертая проблема современных СЧТС связана с ростом числа нервно-психических   заболеваний, вызванных   так   называемым «индустриальным стрессом». По мнению специалистов, в современных условиях увеличилось воздействие на центральную нервную систему на производстве, в быту, на отдыхе факторов, часто имеющих стрессогенный характер. Значительная часть этих заболеваний обусловлена темпами и особенностями организации современного производства. Симплификация труда и конвейерный способ производства, рост «цены ошибки» работника, ситуации неопределенности, внезапности, новизны, заложенные в технологический процесс, являются причинами индустриального стресса и его последствий — роста нервно-психических заболеваний.

Информация о работе Эргономические основы безопасности жизнедеятельности