Эргономические основы безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Эргономика (от греческого ergon – работа и nomos – изучение, измерение, организация труда) – научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным, в то же время обеспечивают человеку комфорт и безопасность труда.

Содержание

Введение
Глава I. Эргономика как наука
Понятие «эргономика» и этапы ее развития.
Направления эргономики.
Проблемы и цели эргономики.
Глава II. Функционирование системы «человек-машина-среда».
2.1. Виды совместимости системы ЧМС.
2.2. Системный подход в изучении системы ЧМС.
2.2.1. Психология труда.
2.2.2. Гигиена труда.
2.2.3. Физиология труда.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по безопасности и жизнедеятельности. Лысов Д.Л..docx

— 52.15 Кб (Скачать)

      Совершенно  очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек—техника—среда» должны учитываться реальные возможности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлять размер допустимых физических. интеллектуальных, эмоциональных затрат, которых потребует работа с конкретной технической системой, и в соответствии с этим корректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.

      Первой и главной целью эргономики является повышение эффективности СЧТС, под которой понимается способность СЧТС достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством. Снижение эффективности СЧТС свидетельствует в первую очередь о том, что она не в полной мере выполняет свое назначение. В этом случае ее производительность и качество производимого продукта оказываются ниже расчетных, а материальные, энергетические и психические затраты на обеспечение ее функционирования — выше запланированных.

10

      Эффективность СЧТС невозможна без высокой работоспособности  и надежности человека-оператора, которые  строго определены в эргономике и  за обеспечение которых несет  ответственность эргономист. Работоспособность — это свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени. Надежность — это свойство, характеризующее способность человека-оператора безотказно выполнять деятельность в течение определенного интервала времени при заданных условиях.

      Эргономист  должен поддерживать трудовые затраты  человека-оператора при взаимодействии с технической системой на таком  уровне, который позволял бы обеспечить оптимальные работоспособность  и надежность оператора. В одних случаях эти трудовые затраты необходимо понижать за счет специального проектирования деятельности оператора, в других, наоборот, повышать их, чтобы поддержать готовность безошибочного и мгновенного реагирования на аварийные ситуации.

      Безопасность труда является второй целью эргономики. В соответствии с трудовым правом охрана труда гарантирована совокупностью правовых норм, устанавливающих систему мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях народного хозяйства. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы: Госгортехнадзор, Госэнерго-надзор, Госсаннадзор и др. Кроме них. эту работу ведут профсоюзы и состоящая в их ведении техническая инспекция труда. Служба надзора и контроля опирается

11

на научно обоснованные, проверенные опытом технические требования, которые безусловно обеспечивают безопасность труда работников.

      В последние годы распределение причин несчастных случаев в промышленности изменилось. Так, среди причин тяжелых несчастных случаев 22% приходятся на нарушения технологического процесса самими работниками, 19% — на грубое нарушение правил техники безопасности пострадавшим, 16% — на плохую организацию рабочего места, 7% — на неисправность оборудования и 4,3% — на плохую обученность. Субъективные причины травматизма в промышленности (ошибки человека) начали доминировать над объективными (неисправности техники).

      Деятельность  человека-оператора стала столь  сложна, что именно в ее организации  и исполнении оказались сконцентрированными  основные причины опасных ошибок, приводящих к травме. Во многих случаях  действия человека-оператора являются опасными из-за невозможности их правильного и своевременного выполнения, из-за того что при проектировании технических устройств не учитывался человеческий фактор.

      Деятельность  человека в СЧТС является таким же предметом изучения и проектирования, как и ее техническая часть. Эргономист должен принимать во внимание: возможности психических процессов человека по приему, переработке информации и принятию правильного решения в конкретных условиях функционирования СЧТС; психические свойства и особенности оператора, проявляющиеся в склонности к более или менее рискованному поведению; его способность работать в состояниях утомления, эмоционального стресса, психической напряженности и т. д.

      Третьей целью эргономики является обеспечение условий для развития личности трудящегося в процессе труда. Основным путем ее достижения

12

служит  постепенное органическое соединение физического и умственного труда в производственной деятельности. Оно включает: — последовательное повышение содержательности труда всех профилей, повышение его интеллектуальной насыщенности на основе совершенствования техники и технологии; — повышение общеобразовательной и профессиональной подготовки работников; — вовлечение трудящихся с учетом их знаний, интересов и склонностей в управление производством, общественными делами; создание оптимальных условий для сочетания профессионального труда с техническим творчеством в производственной и непроизводственной обстановке.

      На  достижение этой цели существенно влияет автоматизация производства. Чтобы избежать отрицательных социально-психологических и экономических последствий СЧТС, необходимо повышать объем интеллектуальных, творческих операций при работе на ЭВМ, станках с числовым программным управлением, в гибких производственных системах и т. п. в результате целенаправленной деятельности конструкторов и эргономистов. Последние должны исходить из того, что продуктом. СЧТС являются не только детали и расчеты, но и сам человек-оператор, растущий и совершенствующийся в процессе труда. Целью СЧТС является не только производимая ею продукция, но и качества производящего ее человека.

Глава II. Функционирование системы «человек-машина-среда».

2.1. Виды совместимости  системы ЧМС.

      Эргономика  исследует взаимодействие человека с искусственной (технической) средой. При этом человеку свойственны некоторые  ограничения, которые конструктору необходимо принимать во внимание. Сложность исследования связана  с особенностями человека и разнообразием 

13

проектируемых ситуаций, которые следует учитывать. Конструкции, порождающие те или  иные ситуации, могут быть как относительно простые (рукоятки инструментов, вспомогательные  приспособления), так и чрезвычайно  сложные (щиты управления блоками электростанции, приборные панели самолета).

      Эргономика  рассматривает человека в системе  «человек – машина – среда» (ЧМС) как ведущее звено.

      Выделяется  пять видов совместимостей, обеспечение  которых гарантирует успешное функционирование системы: информационная, биофизическая, энергетическая, пространственно-антропометрическая и технико-эстетическая.

      Информационная  совместимость содержит требование соответствия информационной модели машины психофизиологическим возможностям человека. Информационная модель машины включает в себя средства отображения информации (показания приборов, экранов, звуковые сигналы и т. д.) и сенсомоторные устройства (рычаги управления, кнопки, выключатели и т. п.).

      Биофизическая совместимость подразумевает создание такой среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние человека. Решение этой задачи предусматривает защиту человека от опасных и вредных факторов.

      Энергетическая  совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями оператора в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений. 

14

      Пространственно-антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, положения (позы) в процессе работы. При решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны досягаемости и пр.

      Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с машиной, с прибором, с инструментом, со средой обитания. Для решения этой задачи привлекаются художники-конструкторы, дизайнеры.

      Методологическую  базу эргономики  составляет системный  подход Он позволяет использовать в  эргономическом исследовании в том  или ином сочетании методы различных  наук, на стыке которых возникают  и решаются качественно новые  проблемы изучения систем «человек и  машина».

2.2.  Системный подход  в изучении системы  ЧМС.

      Решение проблемы "человек – машина –  среда", "человек – трудовой процесс – среда”, т.е. приспособление условий труда к человеку, связано  с совместной работой инженеров, конструкторов, технологов, специалистов в области охраны труда(ОТ), физиологов, психологов, гигиенистов, антропологов, экономистов и представителей многих других научных дисциплин. Главными из этих дисциплин являются психология, гигиена и физиология труда.

2.2.1. Психология труда.

      Проблемы  аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Часто причиной травматизма выступают  не опасные условия труда, а опасные  действия специалиста. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и  травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские  дефекты, а организационно - психологические  причины: низкий уровень профессиональной подготовки;

15

недостаточное воспитание производственной дисциплины; допуск к опасным видам работ  лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии  утомления или других психологических  состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста. Международный  опыт и наши исследования свидетельствуют, что 50 – 80 % травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.  
В организационном отношении психологию безопасности труда следует рассматривать как неотъемлемую часть управления трудовым процессом. 
 Под психологией безопасности труда понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности труда рассматриваются психологические процессы, психологические свойства, анализируются различные формы психологических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

      Структуру психологии безопасности труда составляют следующие направления. Психология обучения профессии и безопасности труда, психология воспитания в процессе обучения профессиональной осторожности. Знание психологии позволяет разработать  оптимальные режимы труда специалистов в течение дня, недели, по характеру  деятельности и т.п. В структуре  психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и  состояния. Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без  них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают  познавательные, эмоциональные и  волевые психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

  Психологические свойства (качества личности) – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые.

16

Свойства  устойчивы и постоянны. 
Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) и могут положительно или отрицательно сказываться в течение всех психических процессов. Исходя из задач психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие большое значение в организации профилактики аварийности и производственного травматизма. 
 Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения(стресса). Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40...60 % максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности. 
 Запредельные формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачивается живость и координация действий, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый. 
 Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью

Информация о работе Эргономические основы безопасности жизнедеятельности