Тактика тушения пожаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель разработки этого документа – дать основные направления действий личного состава пожарно-спасательных подразделений авиапредприятия и взаимодействующих организаций в условиях возможного послеаварийного пожара на ВС, эксплуатируемых в данном аэропорту. Оперативный план по тушению пожаров разрабатывает начальник подразделений пожарной охраны предприятий ГА, утверждает или согласовывает с начальником гарнизона пожарной охраны данного региона, а так же с ГУПС МЧС и утверждается начальником авиапредприятия ГА.

Работа содержит 1 файл

основа.docx

— 123.53 Кб (Скачать)

где R – нормативный расход воды и пенообразователя, Т – время подачи. Q2- количество воды и пенообразователя для охлаждения и ликвидации пожара.

Расчетное время тушения ґр = 180 с.

      Одновременно с тушением необходимо  обеспечивать охлаждение фюзеляжа  и крыла пеной, что позволит  предотвратить прогорание обшивки  конструкции, а также уменьшить  опасность взрыва топливных баков.   Интенсивность подачи охлаждающего  огнетушащего состава Iр = 0,08 л/(м2с). 

     Определим требуемый расход огнетушащего состава  qтр. туш. на тушение разлитого топлива, требуемый расход qтр. охл. огнетушащего состава на охлаждение фюзеляжа и топливных баков, общий требуемый расход qтр , минимально необходимый запас огнетушащего состава на тушение Qтуш. и охлаждение Qохл., а также общий минимальный запас огнетушащих веществ Qзап. для самолета Airbus-319.

                 Fп =550 м2

Требуемый расход огнетушащего состава на тушение  составит:

               qтр. туш = Iр • Fп = 0,137 л/ (м2 с) • 550 м2 = 75.35 л/с;

Минимально  необходимый запас огнетушащих  веществ на тушение :

                Qтуш = qтр. туш  • ґр = 75.35 л/с • 180 с = 13563 л.

Возможную площадь охлаждения (Fо) примем как площадь проекции фюзеляжа (FФ ) и крыльев ( Fк) самолета Airbus-319, данные для расчета принимаем из РТЭ :

                 Fо = FФ + 2 Fк = 132  + 2 • 180 = 492 м2;

Требуемый расход огнетушащих составов на охлаждение:

                  qтр.охл = Iр • Fо = 0.08 л/ (м2 с) • 492 м2 = 39.4 л/с;

Минимально  необходимый запас огнетушащих  составов на охлаждение:

                  Qохл.,= 39.4 л/с • 180 с = 7092 л. 

Общий требуемый расход на тушение и  охлаждение составит:  

                   qтр  = qтр. туш  + qтр.охл = 75.35 л/с + 39.4 л/с = 114.75 л/с; 

Общий минимальный запас огнетушащих  веществ составит:

                              Qзап.= Qтуш+ Qохл = 13563 л + 7092 л =20655  л.

Согласно  тому, что аэропорт «Воронеж» имеет 8 категорию УТПЗ, это значит что

                      qтр =180 л/с; Qзап  =32130 л.

Мы можем  сделать вывод, что мы сможем обеспечить силами аэропорта тушение разлитого  авиатоплива с одновременным  охлаждением фюзеляжа.

       В реальных условиях на формирование  площади разлитого топлива Fп  будут иметь влияние многие факторы (характер повреждения и разрушения баков, трубопроводов, остаток топлива в баках, положение и состояние фюзеляжа и плоскостей, рельеф местности, характер поверхности, на которую вытекает авиатопливо (твердый или рыхлый грунт, бетон, снег и т.п.), метеоусловия (направление и сила ветра, температура воздуха), поэтому для определения  расчетных параметров путей эвакуации в дипломной работе принимаются следующие условия:

    • Количество эвакуационных выходов соответствует половине общего количества аварийных выходов из ВС;
    • Длина пенного прохода не менее 10м, а ширина не менее 6м.
    • Со стволом РСК-50 по условиям техники безопасности на уровне земли работает один человек, со стволом РС-70 - два человека (ствольщик и подствольщик), со стволом ГПС-600 – 2 человека;
 

     Количество  стволов для защиты путей эвакуации  определяется исходя из нормативной  интенсивности подачи ОТС на охлаждение     I = 0,09 л/ (м2•с) и производительности ствола. При использовании для защиты путей эвакуации ствола РСК-50 площадь тушения составит:

                     FT = q/I = 2,7 л/с : 0,09 л/ (м2•с) = 30 м2.

    Поскольку глубина тушения ручным стволом  РСК-50 составляет 5м, то ширина площади  тушения составит:

              bT = 30 м2/ 5 м = 6 м.

    Таким образом, при использовании ствола РСК-50 для защиты путей эвакуации, ширина фронта защиты составит 6 м. Для  защиты пути эвакуации длиной 10 м. потребуется 2 ствола РСК-50, один ПА типа АА-40 (131), 2 пожарных.

    Примерную схему тушения данного вида пожара приведена на рисунке 1. 

    

Рисунок 1. Схема тушения пожара разлитого  авиатоплива

1 - АА  – 40, лафетный ствол + ствол  СВП–4; 2 – АА-60, лафетный ствол  + ствол СВП-4; 3 – АА-60, лафетный  ствол + ствол СВП-4; 4 – пути  эвакуации пассажиров; 5 – зона  горения.

      3.2. Тушение пожаров  внутри фюзеляжа  ВС

     Данный  вид пожара относится к пожарам  в замкнутых объектах, следовательно, для тушения в первую очередь, должны применяться огнетушащие  составы объемного тушения –  газы, пена, порошок. Одновременно с  тушением проводится охлаждение обшивки  фюзеляжа водой и участков поверхности  смежных с горящим отсеком. При  расчете следует учитывать, что  на самолете внутрифюзеляжное пространство условно делятся на обитаемые  и необитаемые отсеки. В обитаемых  отсеках при наличии там людей  тушение может проводиться распыленной  водой или водным раствором ПО, поскольку все объемные средства тушения опасны для человека. Исходя из средней нормативной интенсивности  подачи огнетушащего состава, равной 0,08 л/(м2с), при пожаре внутри пассажирских салонов на тушение должны подаваться один ствол РСК – 50 на 10 м. длины фюзеляжа аварийного ВС,или один ствол РС-Б на 12 м. или один ствол с насадкой НРТ-5 на 15 м.

     При тушении пожаров в обитаемых  отсеках при отсутствии там людей, а так же в необитаемых отсеках  применяются средства объемного  тушения. Максимальный объем, который  можно тушить газообразной двуокисью  углерода, составляет 3000 м3, поэтому ее можно применять для тушения пожаров объемным методом практически на любом из ВС, включая самолет Airbus 319, объем пассажирских салонов которого около 400 м3.

В таблице 3 представлены значения потребного количества огнетушащих составов для тушения  пожаров внутри фюзеляжа ВС различного УТПЗ.

Таблица 3. Минимально необходимое количество ОТС для тушения пожара внутри фюзеляжа ВС различного УТПЗ.

    Категория самолета по УТПЗ Тип огнетушащего состава
    Вода  или ПО, кг Углекислый  газ, кг
    1 2 3
    1 200 20
    2 200 20
    3 200 20
    4 600 90
    5 720 110
    6 1170 180
    7 1410 210
    8 2130 320
    9 2800 410

  

     Проведем  расчет сил и средств для тушения  пожара внутри фюзеляжа Airbus 319, имеющего длину фюзеляжа 33,8 м. и ширину 4,6 м.

     Тушение пожара в пассажирском салоне предлагаю  проводит раствором ПО, подаваемого  через стволы РСК-50 , которые имеют  ряд преимуществ пред другими  стволами. Исходя из средней нормативной  интенсивности подачи ОТС, равной 0,08 л/(м2с), при пожаре внутри пассажирских салонов на тушение должен подаваться один ствол РСК-50 на 10 м. длины фюзеляжа. Количество стволов принимаем – 4 шт. Личный состав по условиям техники безопасности проникает на борт аварийного ВС в СИЗОД и ТОК в составе звеньев ГДЗС. Количество звеньев – 4. Состав звена – 2 человека. По условиям ТБ для каждого звена необходим пост безопасности – 1 чел. Общая численность личного состава составит 12 человек.

Снаружи фюзеляж должен охлаждаться водой  с интенсивностью подачи 0,08 л/(м2с),  площадь охлаждения 33,8х4,6=155,5 м2.

     Требуемый расход составит: 155,5х0,08=12,4 л/с. Такой расход могут обеспечить 2 ствола РС-70(6,6 л/с): 2х6,6=13,2 л/с. По условиям ТБ со стволом РС-70 должно работать 2 человека, таким образом, количество личного состава на охлаждение составит – 4 человек.

Общее количество пожарных для тушения  и охлаждения составит – 16 человек.

Служба  ПАСОП аэропорта обеспечивает состав пожарно-спасательного расчета в  количестве 25 человек в смену. Следовательно, штатный пожарно-спасательный расчет аэропорта может сформировать 6 звеньев  ГДЗС, и 7 человек на охлаждения что  соответствует норме.

Примерная схема тушения пожара внутри фюзеляжа ВС рисунок 2.

 

Рисунок 2.Схема тушения пожара внутри фюзеляжа.

1 – АА –  40 2 ствола внутрь фюзеляжа для  тушения. 2 – АА – 60 4 ствола  внутрь фюзеляжа для тушения. 3 – АА – 60 лафетный ствол  на охлаждение снаружи. 4 – пути  эвакуации пассажиров. 5 – зона  горения.

3.3. Тушение пожаров  силовой установки

     Пожары  силовых установок (двигателей) обычно возникают и развиваются в  закрытом пространстве мотогондол. Поэтому  для их ликвидации в первую очередь  необходимо использовать огнетушащие  составы объемного тушения: углекислый газ, хладон, состав СЖБ.

     Минимально  потребное количество таких составов определяется из суммарного объема свободного пространства мотогондолы по формуле:

Q = K ·g· V

где Q – количество газового огнетушащего состава, кг

        g – нормативная огнетушащая концентрация, кг/м3

        К – 1,4 – потеря состава  из-за утечек

Нормативная огнетушащая концентрация, кг/м составляет:

Углекислый  газ – 0,7

Хладон 114В2 – 0,35

Хладон 13В1 – 0,3

Состав  СЖБ – 0,45

ВМП низкой кратности – 3х кратное заполнение объема.

Минимальное количество ОТС для тушения СУ Airbus-319 представлено в таблице 4.

Таблица 4. Минимальное количество ОТС для  тушения СУ

Тип ВС Объем мотогондолы, м3 ОТС Нормативная концентрация, кг/м3 Количество  ОТС, кг
Airbus-319 20,3 Углекислый  газ

Хладон 114В2

Хладон 13В1

Состав  СЖБ

0,7

0,35

0,3

0,45

16,77

7,38

6,33

9,49

     Одновременно  с применением средств объемного  тушения, подаваемых внутрь СУ, необходимо охлаждать капот этой установки  и прилегающие к ней конструктивные элементы ВС с интенсивностью подачи охлаждающего состава не менее 0,08 л/(м2с). Охлаждение можно проводить распыленными струями воды или ПО, подаваемыми через ручные стволы РСК -50,РС-70, а так же через лафетные стволы.

     Общее количество личного состава будет  зависеть от предложенного способа  тушения и охлаждения. При этом надо учитывать высоту расположения двигателей, так как это может потребовать дополнительные средства и личный состав. При расчете личного состава рекомендуется принимать следующие значения:

  • Снятие с ПА, доставка к месту пожара, подготовка к работе и применение огнетушителей – 2 человека;
  • Охлаждение двигателя из лафетного ствола ПА – 1 человек;
  • Охлаждение через ствол СВП – 2 человек;
  • Работа  со стволом РС-70 по охлаждению – 2 человека;
  • Работа со стволом РСК – 50 по охлаждению конструкций – 1 человек.

Информация о работе Тактика тушения пожаров