Техногенные катастрофы в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Двадцатый век. Век машин и высоких технологий. Век невероятного технического прогресса. Век прорыва в развитии человечества. Век великих открытий и изобретений, изменивших нас. За последние сто лет мы прошли больше, чем наши предки за несколько веков. Мы достигли того, о чем древние даже и не мечтали. В двадцатом веке человек поднялся в воздух, шагнул в космос, подчинил себе энергию атома.

Содержание

Введение 3
1.Техногенные катастрофы и их классификация. 4
2. Классификация аварий и катастроф в зависимости от причин их возникновения. 4
3.Основные причины техногенных катастроф. 6
4. Примеры техногенных катастроф в современном мире 8
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

техногенные катастрофы.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

      Многие  современные потенциально опасные  производства спроектированы так, что  вероятность крупной аварии на них  весьма высока и оценивается величиной риска 10 и более. Статистические данные показывают, что более 60% аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала.

      В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.

4. Примеры техногенных катастроф  в современном мире

      26 апреля 1986 года в результате разрушения 4-го энергоблога Чернобыльской  АСЭ произошел взрыв ядерного  реактора и выброс радиоактивных веществ в атмосферу и воду. 336 тысяч человек были переселены с постоянных мест обитания. Количество погибших в результате аварии — в первые дни ядерного взрыва составляет 57 человек. Из 600 тысяч человек, участвовавших в разное время в ликвидации последствий аварии, 4 тысячи умерли от рака. Общие расходы на устранение последствий, эвакуацию населения и компенсации пострадавшим оцениваются приблизительно в 200 миллиардов долларов США.

      1 февраля 2003 года во время возвращения  на Землю взорвался космический шаттл «Колумбия». Причиной аварии стал отлетевший фрагмент обшивки термозащиты. Стоимость самого шаттла составляла 2 миллиарда долларов США. На расследование катастрофы была потрачена сумма в 500 миллионов долларов США, что сделало это расследование самым дорогостоящим в истории авиации. Общая стоимость катастрофы, согласно данным NASA, составила 13 миллиардов долларов США.

      13 ноября 2002 года во время сильного  шторма у берегов Испании нефтяной  танкер «Престиж», перевозивший 77 000 тонн горючего, получил повреждения. Капитан танкера попросил у властей Испании, Франции и Португалии разрешения пристать к берегу для облегчения спасательных работ, однако ему отказали. В результате шторма «Престиж» сломался пополам, и 20 миллионов галлонов (более 75 тысяч кубических метров) мазута вылились в море. Устранение последствий этой катастрофы обошлось в 12 миллиардов долларов США.

      28 января 1986 года, на 73-ей секунде после  старта, в результате повреждения  твёрдотопливного ускорителя взорвался  космический шаттл «Челленджер». На момент катастрофы цена шаттла составляла 2 миллиарда долларов США. Расследование обошлось еще в 450 миллионов долларов США. Общая сумма финансовых потерь оценивается NASA в 11 миллиардов долларов США.

      6 июля 1988 года в результате ошибки технического персонала, занимающегося проверкой и заменой предохранительных клапанов, на нефтяной платформе «Пайпер Альфа» произошел взрыв и пожар. В течение 2 часов платформа была объята пламенем. В результате катастрофы погибли 167 рабочих, а компания «Оксиден петролеум» понесла ущерб в 3,4 миллиарда долларов США.

      24 марта 1989 года капитан танкера  «Эксон Вальдес» ненадолго оставил  управление, в результате чего  танкер врезался в риф, и  в море вылилось 10,8 млн. галлонов  нефти (более 30 тысяч кубических  метров). Данный разлив нефти не был самым большим, с точки зрения количества нефти, однако на стоимость уборки нефтяного пятна повлияла удаленность места катастрофы от берега. В итоге на нее было потрачено 2,5 миллиарда долларов США.

      23 февраля 2008 года произошел самый дорогой несчастный случай в истории авиации. «B-2 Spirit» (Stealth Bomber) рухнул на землю вскоре после вылета с военной базы на острове Гуам. Следователи пришли к выводу, что причиной аварии стал сбой в системе управления полетом, произошедший из-за попадания влаги. Всего на вооружении ВВС США осталось 20 таких самолетов. Оба пилота успешно катапультировались.

      12 сентября 2008 года в Калифорнии  пассажирский поезд компании  «Метролинк» столкнулся с грузовым  составом компании «Юнион Пасифик». Причиной аварии стала невнимательность машиниста «Метролинк», отвлекшегося на SMS, из-за чего поезд проехал на красный свет. В результате 25 человек погибло, а денежные потери компания «Метролинк» составили 500 миллионов долларов США, включая выплаты родственникам погибших пассажиров.

      26 августа 2004 года на мосту в  Германии автомобиль столкнулся  с бензовозом, который перевозил  32 тысячи литров топлива. В  итоге бензовоз вылетел на  ограждение, упал с высоты 90 футов  и взорвался, повредив мост. Ремонт  моста обошелся в 40 миллионов долларов США, а на его полную замену понадобилась сумма в 318 миллионов долларов США.

      Авария  на Саяно-Шушенской ГЭС — индустриальная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Работа станции по производству электроэнергии приостановлена. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследования непосредственной причиной аварии было названо усталостное разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, что привело к её срыву и затоплению машинного зала станции.

      Авария  на данный момент является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объекте России и одной из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики. «Авария уникальна, — сказал, в частности, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу. — Ничего подобного в мировой практике не наблюдалось». Тем не менее, оценка последствий катастрофы в экспертном и политическом сообществе неоднозначна. Некоторые специалисты и организации, в том числе тот же Сергей Шойгу, сравнивали Саяно-Шушенскую аварию по её значимости и влиянию на экономические и социологические аспекты жизни России с аварией на Чернобыльской АЭС. Другие эксперты утверждали, что эти аварии несравнимы по масштабам. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев высказывал мнение, что не следует излишне драматизировать ситуацию и делать «апокалиптические» комментарии. Авария вызвала большой общественный резонанс, став одним из самых обсуждаемых в средствах массовой информации событий 2009 года.

      26 апреля 1986 года произошла печально известная катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Из-за нарушений персоналом станции режимов работы (вот он, "человеческий фактор"), произошел взрыв реактора с выбросом более ста тонн горящего урана. На тушение и ликвидацию последствий взрыва были мобилизована авиация и военные. Развороченный реактор и пылающий уран, буквально светящиеся от излучения, тушили сотни людей, на которых не было специальной защитной одежды. Тогда они еще не знали, что уже обречены. Многие умерли в течение нескольких дней.  
Те, кто выжил в том аду, долгие годы страдали от последствий облучения и врачи были бессильны чем-то помочь. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! И все же пожар подавили, реактор начали замуровывать, чтобы отрезать его от внешнего мира. Параллельно шла дезактивация местности и спешный вывоз населения с территории примерно в 200000 квадратных километров. Однако, чудовищные масштабы катастрофы стали проявляться позже. Радиоактивное облако прошло не только по территории СССР, но и над всей Европой, заразив землю, животных и растения. С годами начало расти число онкологических заболеваний. В первые годы умерли тысячи ликвидаторов аварии и местных жителей. До сих пор многие районы Украины и России объявлены зоной заражения. Расплата за ошибки растянулась на десятилетия.

      Авария  на АЭС Фукусима I.  11 марта 2011 года в результате сильнейшего за время наблюдения землетрясения в Японии произошла радиационная авария с локальными последствиями, по заявлению японских авторитетных лиц — 4-го уровня в момент начала аварии по шкале INES.Впоследствии степень тяжести аварии был повышена до 5 уровня (18 марта, авария с широкими последствиями[9]), а затем до 7 уровня (12 апреля, крупная авария) по шкале INES.

      На  атомной электростанции «Фукусима-1»  три работающих энергоблока были остановлены действием аварийной  защиты, все аварийные системы  сработали в штатном режиме. Однако спустя час было прервано электроснабжение (в том числе от резервных дизель-генераторов), предположительно из-за последовавшего за землетрясением цунами. Электроснабжение необходимо для охлаждения остановленных реакторов, которые активно выделяют тепло в течение существенного времени после остановки. Сразу после потери резервных дизель-генераторов владелец станции компания TEPCO заявила правительству Японии об аварийной ситуации.

      По  состоянию на июль 2011 года, ликвидация последствий аварии всё ещё продолжалась. По планам компании ТЕРСО, со временем, над блоками № 1, № 3 и № 4 должны появиться защитные бетонные саркофаги, которые будут воспрепятствовать утечкам радиации в атмосферу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      В заключение отметим, что причины  технологических катастроф требуется  исследовать и изучать, это поможет  свести к минимуму последствия этих катастроф. Учитывая, что вся техносфера – это творение рук человека, можно полгать, что эта созданная им сфера не должна причинять вред или таить в себе опасность, но это, увы, не так.

      Технологические катастрофы становятся все более  масштабными, их количество и ущерб от них растет.

      Мировой опыт свидетельствует, что причины  техногенных катастроф коренятся  не в технических параметрах, а  в социальных. Наиболее опасные события  происходят из-за того, что принимаются  ошибочные решения, и люди неправильно действуют в сложных ситуациях. Так было и в Чернобыле, где, как известно, неоправданное экспериментаторство вылилось в неуправляемую ядерную реакцию, и на заводе в индийском городе Бхопале, где была нарушена элементарная техника безопасности, и т.д.

      Аварии и катастрофы весьма частые явления, каждому присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Знание причин возникновения и ЧС техногенного характера позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Арнольд В.И. Теория катастроф. – М.: Наука, 1990, 128с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.Ф. Козьяков,     В. Ильницкая. Исправ. и допол.- М.: Высш.шк.; 2006, 318с.
  3. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов/ А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева: Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 750с.
  4. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие/ В.Д. Маньяков – СПб.: Политехника, 2005, 551с.

Информация о работе Техногенные катастрофы в современном мире