Терроризм и религоизный экстремизм в Кыргызстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи научного исследования. Цель курсовой работы заключается в изучении терроризма и религиозного экстремизма как социального явления, его проявления в современном мире. Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
- исследовать историю, понятия терроризма, их сущность идейные истоки, религиозного экстремизма;
- рассмотреть экстремизм и терроризм в условиях глобализации;
-факторы, порождающие экстремизма и терроризма в Центральном Азии;
-появления религиозного экстремизма в Кыргызстане.

Содержание

Введение
Глава I Понятия и сущности религиозного экстремизма и терроризма.
1.1 Понятия и сущность экстремизма и терроризма
1.2 Современный терроризм религиозных экстремистов и проблемы противодействия.
Глава II Терроризм и религиозный экстремизм в Центральной Азии и КР.
2.1 Терроризм в Центральной Азии.
2.2 Религиозный экстремизм в Кыргызстане.
Заключение
Список использованный литературы

Работа содержит 1 файл

Актуальность темы исследования.docx

— 76.52 Кб (Скачать)

Актуальность  темы исследования. В XXIвеке терроризм и религиозный экстремизмпревратились в одну из самых сложных социальных проблем,став частью политики иинструментом проведения     внешнеполитической деятельности для достижения геополитических целей отдельных держав, сил и движений на мировой арене. Уже по этой причине актуальность настоящей   курсовой работы не вызывает никаких сомнений.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена и многими другими  обстоятельствами:

- до сих пор не выработано  общепринятое определение терроризма  и религиозного экстремизма, что  порождает много путаницы, недоразумений  и непонимание при анализе  этих проблем и формулировании  практических выводов, вытекающих  из этого анализа;  

- в исследуемой литературе по  этой проблеме существует большой  разброс точек зрения, не позволяющий  адекватно трактовать ее сущность  и способ решения. Поэтому анализ  этих точек зрения и разработка  единой социально-философской концепции  настоящей проблемы является  актуальнейшей задачей общественно-гуманитарной  науки вообще, философской в частности;

- анализ факторов, порождающих  терроризм и религиозный экстремизм  в условиях эпохи глобализации, приобретает особое значение. Ибо  само собой разумеется, что сущность  современного терроризма и религиозного  экстремизма нельзя объяснять  исходя из факторов прошлых  эпох. Такой подход завел бы  научные исследования и их  практическое применение в тупик  и не стал бы путеводной  нитью, столь важной для решения  накопившихся сложных социально-политических  и культурно-идеологических проблем;

- в условиях глобализации терроризм  и религиозный экстремизм стали  наиболее опасными явлениями  в связи с современными рисками,  вызовами и новыми разработками  оружия массового поражения. Поэтому  представляется крайне важным  выработка теории и практики, метода и методологии

противостояния им, а также социально-политического  и культурно-идеологического предупреждения, преодоления и искоренения терроризма и религиозного экстремизма;

Актуальность темы исследования усиливается тем, что на рубеже XXи XXIвв. проблемы терроризма, религиозного экстремизма и противодействия этим явлениям стали одними из важнейших как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Это объясняется масштабами и    характером террористических акций последнего времени, свидетельствующих о том, что они, изменив свою сущность, из частночеловеческого и частнонационального превратились в общечеловеческое и общепланетарное явление. В этой связи необходимо четко выяснить сущность современных форм проявления терроризма и религиозного экстремизма, чтобы выработать адекватные методы преодоления этих явлений.

Объектом исследования является феномен терроризма как источника угрозы насилия с целью наведения страха и ужаса, религиозный экстремизм,  возникающий в процессе радикализации ислама.

Предмет исследования –проявления терроризма и религиозного экстремизма в общественно-политической жизни современных обществ. 

Цель и задачи научного исследования. Цель курсовой работы заключается в изучении терроризма и религиозного экстремизма как социального явления, его проявления в современном мире. Достижение этой цели предполагает решение  следующих  основных  задач:

- исследовать  историю, понятия терроризма, их  сущность идейные истоки, религиозного  экстремизма;

- рассмотреть   экстремизм и терроризм в условиях  глобализации;

-факторы,  порождающие экстремизма и терроризма  в Центральном Азии;

-появления  религиозного экстремизма в Кыргызстане;  

Методологическую основу курсовой работы, прежде всего, составляет сравнительный анализ, так как без сопоставительного анализа различных направлений и толков терроризма и религиозного экстремизма почти невозможно понять и интерпретировать сущность этих явлений и разработать адекватную концепцию их предупреждения, нейтрализации и преодоления. Сравнительный анализ в свою очередь дополняется историческим анализом, ибо для лучшего понимания современных идеологий терроризма и религиозного экстремизма необходим определенный экскурс в их историю. Поэтому при анализе всех вопросов автор использовал исторический подход.

Степень научной разработанности  темы. Существует большое количество литературы, посвященной проблеме  терроризма  и религиозного  экстремизма. Среди авторов фундаментальных работ хотелось бы назвать в первую очередь следующих исследователей: М.П.Требина, исследовавшего понятие терроризма, его религиозное, геокультурполитическое измерение, угрозы и вызовы этого феномена странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Африки;1 Е.П.Кожушко, анализировавшего основные направления терроризма (левый и правый, ультраправый, националистический, исламский), деятельность наиболее известных исламистских  террористических  организаций и движений («Хезболлах», «Хамас», «Аль-Кайда», Талибы и ваххабиты и т.д.);В.И.Василенко, изучавшего терроризм как социальное явление, исследовавшего такие его формы как политический, сепаратистский, националистический, религиозный, государственный и криминальный, а также рассматривавшего проблему профилактики этого негативного явления;2И.П.Добаева, В.И.Немчину, анализировавших угрозы и вызовы терроризма США, Западной Европе, «исламского» терроризма на Юге России, а  также  неоваххабизма, как  идеологии  религиозно-политического  экстремизма и терроризма. Наряду  с  этим, эти  авторы  предлагают   ряд  мер  по  борьбе  с  терроризмом;  Ю.С.Горбунова, изучавшего  генезис  терроризма, его  зарождение, активизации   в  условиях  глобализации, о  структуре террористической деятельности, вопросы правовых  квалификаций  этого  феномена,  сотрудничество  государств  в  противодействии  терроризму3. Заслуживает интерес монография  «Современный  терроризм: взгляд  из  Центральной Азии», выпущенный  учеными казахского  института стратегических  исследований4, где рассмотрены такие аспекты как истоки, сущность   религиозного  экстремизма и терроризма, распространение этих  негативных  явлений в странах центральноазиатского  региона.

Научная новизнакурсовой работы  состоит в следующем:

- предпринятокомплексное  исследование в центральноазиатском регионе проблемы терроризма и религиозного  экстремизма как проблемы международного характера;

- установлено,  что сущность терроризма сводится к активному  использованию устрашения для принуждения людей к действиям, то есть  устрашение есть основная сущностная характеристика терроризма, его  смысл;

- впервые  подвергнуты социально-философскому  анализу факторы, порождающие  терроризм, религиозный экстремизм, и на этой основе  выяснено, что терроризм – это общеисторическое  явление, но в каждую определенную  эпоху оно приобретает разные  формы проявления;

- доказано, что разные формы проявления  терроризма порождаются  социально-экономическими  условиями жизни людей, резким  падением  жизненного уровня, социальной  и личной нереализованностью, неполнотой  бытия, нетерпением любого инакомыслия,  национальным гнетом. Социальную базу экстремизма  и терроризма составляют маргинальные слои, представители националистических, сепаратистских, религиозных движений, недовольных, не имеющих равного доступа к ресурсам развития общества;

- показано, что в современном мире наряду  с внутренними факторами часто  причины проявления разных форм  терроризма объясняются тем, что  они активно провоцируются сильными  государствами для реализации  своих национальных интересов  за пределами своих политических  границ;

- установлено,  что если раньше терроризм  имел индивидуальный характер, форму  проявления, то в эпоху глобализации  он приобретает надындивидуальный,  наднациональный характер;

Источниковая базакурсовой работы представлен  научными  изданиями, вышедшими из-под пера востоковедов, исламоведов, правоведов, историков, политологов, конфликтологов, террологов(А.В.Малащенко,  Горбунов Ю.С, А.Г.Косиченко, М.С.Ашимбаев, Василенко В.И,

В.Ф. Пилипенко, Хлобустов О.А, Ю.А.Иванич, Морозов Г.И, Авдеев Ю.И,В.Н.Кудрявцев и.т.д.)

Ценным материаломв  деле исследования религиозного экстремизма и  терроризма, различных элементов идеологических доктрин являлись труды,  высказывания идеологов исламского радикализма Ибн Ханбала, Аль-Умара, стенограммы речей, интервью Усамы бен Ладена, В.Хаддада, С.Хаввы,  Сулеймана ат-Тамими  и других.

Источниковая  база курсовой работы представлена также официальными  документами (Законы о борьбе с терроризмом в КР,США, Российской  Федерации, Республике Казахстан, Закон РФ о противодействии терроризму  и т.д.), многочисленными информационно-аналитическими материалами.

Научно-практическая  значимость  работы.

Научно-практическая значимость курсовой работы состоит в том, что комплесно определена сущность терроризма, религиозного экстремизма, выявлены их идеологические, мировоззренческие, социальные, социокультурные основания, раскрыто  содержание политической  практики  во  многих  регионах  мира.

Теоретические обоснования причин терроризма и  религиозного  экстремизма могут  быть использованы для дальнейшего  исследования этих  негативных явлений.

Материалы курсовой могут быть использованы при разработке  учебных планов и программ, а также спецкурсов по дисциплинам –исламоведению, религиоведению, этнополитике, юридической психологии, конфликтологии, политологии, социальной философии и т.д.

Структура курсовой работы определена поставленной целью и задачами. Курсовая работа состоит из  введения, двух глав, каждая глава состоит из двух параграфов. В первой главе раскрывается сущность и понятия религиозного экстремизма и терроризма, каковы эго воздействия на современную обществу и угрозы безопасности для всего глобализационного мира. Во второй главе рассматривается появления религиозного экстремизма и терроризма в Центральной Азии и причины появления этих явлении в регионе. Как действуют и насколько проник это явления в сознания общество в ЦА и какими  темпами растет это угроза в Кыргызстане. Появления религиозных групп таких как; «Хизбут-Тахрир»и их деятелность в Кыргызстане и ЦА. Заключения и списка литератур.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Понятия и сущности религиозного экстремизма и терроризма.

1.1Понятия и сущность экстремизма и терроризма

Теоретическое определение понятия экстремизм, а также классификация его разновидностей вызывает серьезные затруднения в отечественной и зарубежной науке.

Анализ  имеющихся публикаций показывает, что  хотя проблемам терроризма и экстремизма  посвящена значительная литература, на сегодняшний день отсутствует  единая общепринятая трактовка этих понятий. Исследователи относят их к наиболее неоднозначным и многоплановым понятиям, что объясняется сложностью, многогранностью, исторической изменчивостью, динамизмом  этих явлений.

В научных  исследованиях отмечается, что под  экстремизмом зачастую понимаются разнородные  явления: от разнообразных форм классовой  и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм (от лат.  extremus - крайний, последний) как  специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых  или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким  же крайним методам их реализации,  отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и  стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.5

Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных  установок и теоретических воззрений (крайне левых, крайнеправых,национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелигитимной основе для достижения преимущественно политических целей.

В связи с  многообразием толкования некоторые  исследователи предлагают рассматривать  понятие экстремизм в самом широком  смысле как социально-политическое явление, включающее систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий общественных групп, политических партий и движений, отдельных граждан, направленных на использование насилия или угрозы его применения по отношению к  органам государственной власти, обществу в целом, международным  и национальным организациям с целью  изменения существующего государственного строя, разжигания национальной и социальной вражды.

В Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года)  экстремизм расценивается  как деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание  власти, а также на насильственное изменение конституционного строя  государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в  вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие  в них.6

Настоящим Законом в целях защиты прав и  свобод человека и гражданина, основ  конституционного строя, обеспечения  целостности и безопасности Кыргызской Республики определяются правовые и  организационные основы противодействия  экстремистской деятельности, устанавливается  ответственность за ее осуществление.

Закон КР О противодействии экстремистской деятельности от 17 августа 2005 года N 150

Для целей  настоящего Закона применяются следующие  основные понятия:

экстремистская  деятельность (экстремизм):

1) деятельность  общественных объединений или  религиозных организаций либо  иных предприятий, организаций  и учреждений, а также средств  массовой информации независимо  от форм собственности, либо  физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению  действий, направленных:

на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности  Кыргызской Республики;

Информация о работе Терроризм и религоизный экстремизм в Кыргызстане