Терроризм и религоизный экстремизм в Кыргызстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи научного исследования. Цель курсовой работы заключается в изучении терроризма и религиозного экстремизма как социального явления, его проявления в современном мире. Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
- исследовать историю, понятия терроризма, их сущность идейные истоки, религиозного экстремизма;
- рассмотреть экстремизм и терроризм в условиях глобализации;
-факторы, порождающие экстремизма и терроризма в Центральном Азии;
-появления религиозного экстремизма в Кыргызстане.

Содержание

Введение
Глава I Понятия и сущности религиозного экстремизма и терроризма.
1.1 Понятия и сущность экстремизма и терроризма
1.2 Современный терроризм религиозных экстремистов и проблемы противодействия.
Глава II Терроризм и религиозный экстремизм в Центральной Азии и КР.
2.1 Терроризм в Центральной Азии.
2.2 Религиозный экстремизм в Кыргызстане.
Заключение
Список использованный литературы

Работа содержит 1 файл

Актуальность темы исследования.docx

— 76.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

1.2 Современный терроризм религиозных экстремистов и проблемы противодействия.

Религиозный терроризм - одно из наиболее ранних в  человеческой истории направлений  терроризма, которое уже  на протяжении весьма длительного времени используется в противоборстве различных по характеру  и организации социально-политических сил, в том числе религиозно-фанатических группировок разного масштаба и  направленности, клерикальных кругов и организаций, политических и этнических элит, общественно-политических объединений, отдельных государств.

 Религиозный  терроризм с характерными для  него в полной мере основными  признаками терроризма как общественно-опасного  социально-политического явления,  которые присущи и другим его  направлениям (этно-национальному,  т.н. идеологическому и др.), на  всех исторических этапах его  существования обладал вместе  с тем и определенной спецификой. Прежде всего, в таких аспектах, как идеологические основы, социальная  база, организация и др. Это находит  свое выражение, прежде всего  в обосновании религиозного терроризма  преимущественно религиозной аргументацией,  в принадлежности организаторов  и участников структур религиозного  терроризма к соответствующим  конфессиям, в преимущественно религиозной  мотивации участников упомянутых  структур, в очень высоком уровне  консолидации последних, в существовании  относительно устойчивой социальной  базы движений и организаций  религиозного терроризма в кругах  единоверцев и др.15

В определенных исторических условиях эти особенности  обеспечивали формирование мощного  потенциала религиозного терроризма, позволяли создать серьезный  ресурс религиозно-экстремистских движений и организаций для их эффективной  деятельности на протяжении нередко  весьма длительного времени и  выдвигали религиозный терроризм  на ведущее место в общем спектре  различных направлений терроризма. При этом следует подчеркнуть, что  понятие «религиозный терроризм» имеет  достаточно условный характер, поскольку  основные религии мира в их традиционном каноническом содержании, и это утверждается многими специалистами, не совершают  терроризма, не призывают к нему, провозглашая, наоборот, целый ряд  высоконравственных постулатов Ю.Иванич, например, касаясь этого вопроса, вполне справедливо отмечает, что авраамические религии, в том числе ислам, поддерживают базовые духовные или общечеловеческие ценности. Исследуя проблемы ислама Г.И.Мирский неоднократно подчеркивал, что ислам, как таковой, не является верованием, которому внутренне присущи экстремистские и тем более террористические интенции.16

Тем не менее, религия как наиболее массовая идеология, оказывающая в определенных исторических условиях наиболее глубокое - по сравнению  с другими видами идеологии - влияние  на широкие слои населения, в каждую историческую эпоху с большей  или меньшей активностью использовалась различными социально-политическими  силами, в том числе экстремистской направленности, для реализации их целей, нередко весьма далеко выходящих  за рамки религиозного.

Наиболее  известной и к тому же весьма масштабной и продолжительной во времени  является террористическая практика под  религиозными знаменами, существовавшая во времена инквизиции, религиозных  войн  в Европе и крестовых  походов на Ближний Восток, в период создания и крушения мировых колониальных империй, в годы действия мандатов ряда европейских стран после  Первой мировой войны на Ближнем Востоке, а также в период формирования независимых национальных государств в этом и ряде других регионов после  Второй мировой войны. Все более  усиливающийся терророгенный потенциал, в значительной степени с религиозной  окраской, формулируется и остро  проявляет себя в настоящее время  в связи с целым рядом негативных процессов, характерных для происходящей глобализации.17

Сравнительное изучение истории различных направлений  терроризма показывает, что, если периоды  существования левацкого, крайне правого  и некоторых других течений терроризма могут быть определены в несколько десятилетий или столетий и в основном отнесены к постфеодальному этапу человеческой истории, то именно религиозный терроризм является тем направлением, которое существует, грубо говоря, столь же долго (хотя и со значительными по времени взлетами и падениями его активности в различное время), сколько существует религия. Причины этого заключаются во многом, в особенностях религии, как идеологии, и ее специфике воздействия на общество.

В число  религиозных канонов, часто используемых в межконфессиональном (и внутриконфессиональном) и политическом противоборстве в  том числе для оправдания массовых репрессий, религиозных войн, акций  религиозного терроризма и т.д.), входят положения об отношении к неверным, к иноверцам, а также различные  толкования зла, добра и справедливости. Ю.Иванич, например, справедливо подчеркивает, что во всех авраамических мировых  религиях существуют понятия борьбы за утверждение или очищение «истинной» веры, которые могут толковаться  по-разному. «Принятие, - отмечает он, - так или иначе, «правильно» или  «неправильно» истолкованных постулатов в практику действия приводило и  приводит к войнам, к преследованию  «отступников», к террористическим действиям».18

Г.И.Мирский  по этому поводу пишет: «В исламе, как  и во всякой религии, сочетаются религиозные, не всегда вроде бы совместимые ценностные установки, есть немало противоречивого. И в Коране при желании можно  найти высказывания, могущие быть истолкованными как воинственные. Например, многие сейчас толкуют о джихаде, интерпретируя этот термин как «священная война против неверных», что якобы  дает мусульманам право и даже вменяет в обязанность вести  борьбу против немусульманского мира всеми средствами вплоть до террора... Это одностороннее и неверное толкование».19

В современных  условиях происходит длящийся с конца XX столетия процесс возрастания  роли религиозного терроризма в общем  комплексе различных направлений  терроризма, усиление опасности религиозного терроризма для глобальной, региональной и национальной безопасности.

Вышеупомянутый  процесс в значительной степени  связан с качественными изменениями  в мире, прежде всего с распадом и трансформацией сообщества социалистических стран  и его ядра - Советского Союза, глубоким кризисом коммунистической идеологии и коммунистического  движения в мире, неудачами социально-экономического строительства в государствах третьего мира по либеральной и социалистической моделям, с формированием однополюсного  мира, ускорением развития глобализации на основе западных стандартов, вступления многих ее аспектов в острые противоречия с национальными интересами суверенных государств, особенно развивающихся  стран, со стороны правящих или оппозиционных  кругов которых выдвигаются обвинения  в неоколониализме в адрес  стран Запада и рядом других факторов. В этих условиях и в связи с  ними происходят глубокие изменения  на самой «террористической сцене». Так называемый идеологический терроризм, особенно левацкий, утратил свое прежнее  лидирующее место в международном  и внутреннем (национальном) терроризме, этно-национальный существенно сократился в масштабах и активности (пик  его подъема приходится на период распада мировых колониальных империй  после Второй мировой войны и  образования независимых национальных государств), а религиозный терроризм  вновь начинает играть первые роли в современной террористической практике. Отмеченный выше процесс  подчеркивается  многими специалистами. Американский исследователь П.Пробст замечает: «в целом, мы рассматриваем религиозно мотивированный терроризм как усиливающуюся тенденцию, а терроризм с политической мотивировкой как идущий на убыль».20

Подчеркивая возрастающую роль религиозного терроризма и касаясь его особенностей другой американский ученый М.Юргенсмайер  вообще утверждает, что его (религиозного терроризма) увеличивающиеся масштабы, стратегические цели, особо разрушительные средства свидетельствуют о появлении  так называемого нового терроризма. Ученый относит резкую активизацию  религиозного терроризма   и рост его опасности, свидетельствующие  о появлении «нового терроризма», к 80 - 90 годам XX  века. Рассматривая в  качестве основных его субъектов  исламские экстремистские движения, американских «активистов христиан», радикальные организации сикхов и индусов, еврейские террористические группы  в Израиле  (и ряд  других экстремистских организаций), М.Юргенсмайер  особо отмечает реальную угрозу и  непредсказуемость религиозного направления  терроризма.

Известный исследователь терроризма Брюс Хоффман  также подчеркивает, что при очевидно большом значении активизации исламского  фактора для общего усиления религиозного терроризма, данный процесс происходит на более широкой основе. В частности, он пишет, что с 80-х годов истекшего  столетия возрастание роли религиозного терроризма было связано с большинством мировых религий, а также с  менее значительными сектами и культами. Речь в данном случае идет, прежде всего, о чрезвычайно большом влиянии на процесс увеличения роли и масштабов религиозного терроризма (и в целом - религиозного экстремизма) такого явления, как фундаментализм, особенно интенсивно развивающегося в течение нескольких последних десятилетий. Отнюдь, не будучи новым явлением в религиозной жизни (как впрочем и в политической)[9] фундаментализм (точнее некоторые его направления) в настоящее время очень тесно связан с религиозным терроризмом как серьезный фактор его детерминации. В настоящее время достаточно распространенным является взгляд на религиозный фундаментализм как на феномен, свойственный различным вероучениям: протестантскому, католическому, православному, иудаистскому, буддийскому, исламскому и другим, являющийся ответом на вызовы современности религиозной (национальной, культурной) идентичности посредством возвращения к «первоосновам», «историческим ценностям», догматам религии.21

Возникая  и развиваясь в определенных социальных условиях, испытывая их воздействие, фундаментализм как религиозная  идеология и течение, как правило, хотя и в разной степени, политизируется и используется в политической борьбе с теми социальными субъектами, которые  рассматриваются фундаменталистским движением (идеологами, лидерами, религиозно-политическими  организациями) как носитель угрозы защищаемым этим движением ценностям, интересам, общностям. Как справедливо  отмечает российский  ученый Ю.И.Авдеев в определенных условиях фундаменталистские течения приобретают экстремистскую направленность, порождают религиозный  экстремизм как деструктивное социально-политическое явление (течение, движение), для которого характерна приверженность к крайним  взглядам и методам борьбы (основанным прежде всего на насилии) за провозглашаемые - с использованием религиозных лозунгов - цели.22

Мы согласны с российскими учеными А.В.Дмитриевым и И.Ю.Залысиным в том, что допустимо  употребление термина «религиозный терроризм», но считаем, что более  точно определяет сущность этой разновидности  терроризма формулировка «терроризм религиозных  экстремистов». Она показывает, что идеологической оболочкой террористической деятельности являются не любые религиозные учения, а только экстремистские, антигуманные направления и секты, духовные лидеры которых используют религиозные догмы в качестве средства легитимации терроризма.

Целями  терроризма религиозных экстремистов могут быть: защита своей конфессии; возвращение к фундаментальным  религиозным постулатам, реорганизация  общественной жизни на их основе; создание религиозного государства. Религиозный  терроризм относится к разновидностям политического терроризма в том  случае, если  он затрагивает основы политического строя, стремится  к завоеванию государственной власти или изменению внутренней или  внешней политики. С этой точки  зрения обычные  проявления межконфессиональной  вражды на бытовом уровне не относятся  к политическому терроризму. Исходя из этого, можно дать следующее определение  терроризма религиозных экстремистов. Это устрашение противников с  помощью ничем не ограниченного  насилия с целью защиты или  доминирования определенной конфессии, реорганизации общественно-политической жизни на религиозной основе, создания религиозного государства. Терроризм  религиозных экстремистов относится  к наиболее разрушительным разновидностям террористической деятельности. Когда  терроризм освящается религиозными нормами, его деяния становятся наиболее кровавыми. Уничтожение врагов для  религиозных фанатиков превращается в священный долг, в осуществление  божественной воли. Религия, таким образом, легитимизирует террор. И чем больше жертв приносится во имя бога, тем  лучше, по мнению идеологов терроризма, выполняется миссия «борцов за веру».

В рамках религиозной составляющей терроризма очень важно осознать его связь  с религиозным экстремизмом, фундаментализмом, Религиозный фундаментализм обычно рассматривается  как современный  феномен,  порожденный исторической атмосферой XX  века. Тенденция  к фундаментализму в большей или меньшей степени характерна для всех главных мировых религий: ислама, христианства, иудаизма, индуизма, буддизма, а также для сикхизма и неоконфуцианства. Сложившаяся социально-экономическая, геокультурполитическая  обстановка привела к тому, что одними из наиболее организованных и активных террористических организаций в современном мире являются группировки, которые связывают свою деятельность с исламом. Хотя то, что они творят, не имеет никакой связи ни с Аллахом, ни с Пророком Мухаммадом. Как справедливо отмечает белорусский ученый М.П.Требин, объявляя себя истинными мусульманами, на самом деле они являются квазирелигиозного учения, которое мало что имеет общего с исламом.23

Терроризм - это  особая форма политического  насилия, характеризующаяся жестокостью, целеустремленностью и внешне достаточно высокой эффективностью. На практике, конкретно, это совершение демонстративно деструктивных, разрушительных действий для того, чтобы вызвать страх, запугать своих противников или  же все население, физически уничтожив  их представителей или нанеся значительный материальный ущерб.

Информация о работе Терроризм и религоизный экстремизм в Кыргызстане