Условия труда трактористов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:13, доклад

Описание работы

Профессия тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства (механизатора) в настоящее время, несмотря на численное сокращение работающих и парка машин, является одной из основных и наиболее массовых в сельскохозяйственном производстве.

Работа содержит 1 файл

Условия труда трактористов.docx

— 45.97 Кб (Скачать)

Условия труда трактористов-машинистов и их состояние  здоровья

Технологии 

Профессия тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства (механизатора) в настоящее время, несмотря на численное сокращение работающих и парка машин, является одной из основных и наиболее массовых в сельскохозяйственном производстве.

От создания разрозненных машин ученые и машиностроители  переходят к разработке взаимосвязанных  комплексов и сложных многооперационных  самоходных машин. Сложность обслуживания машин и управления ими, интенсификация рабочих процессов не только изменяют условия труда, но и предъявляют  повышенные требования к человеку, управляющему машиной.

Кроме того, из-за несовершенства эксплуатируемой  сельскохозяйственной техники по большинству параметров, определяющих состояние условий труда, ее не только морального, но и физического износа механизаторы подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов, среди которых определяющими являются низкочастотная общая и средне-частотная локальная вибрация, вынужденная рабочая поза со значительным физическим и статическим мышечным напряжением на фоне неблагоприятного микроклимата, повышенные уровни запыленности и шума.

Управление  машинами

На многих тракторах и самоходных сельскохозяйственных машинах система органов управления не соответствует эргономическим требованиям. Наиболее часто не соответствуют требованиям стандартов высота расположения рычагов управления над уровнем подушки сиденья, расстояние от плоскости симметрии сиденья до педалей, от нижней точки штурвала до подушки сиденья и от рычагов управления до сиденья. Эти показатели обычно занижены. Длинахода педалей, высота их над уровнем пола, величина рабочего хода рукояток рычагов поворота и т.д. превышают допустимые величины. Эти недостатки снижают эффективность и рациональность рабочих движений, вынуждают делать лишние движения, наклоняться при пользовании органами управления или включать педали согнутой в коленном суставе ногой, что повышает энергозатраты и трудоемкость обслуживания машин.

Не на всех машинах  унифицирована система органов  управления. Так, на ряде серийно выпускаемых  в странах СНГ комбайнов и других машинах педали управления движением машины вперед и назад расположены на том месте, где на автомобилях и тракторах находится педаль тормоза. Ввиду того, что в период полевых работ механизаторам приходится последовательно в соответствии с циклом полевых работ менять трактор на зерно-, силосо- или кукурузоуборочный комбайн, этот конструктивный недостаток усложняет освоение машин.

Рабочая поза механизаторов  на тракторах в основном рациональная. Однако в некоторых случаях, например, при выполнении работ, требующих высокой точности вождения, при неправильной регулировке положения сиденья в зависимости от роста или при неправильном выборе ориентира движения механизатор занимает вынужденную, без возможности смены положения рабочую позу, характеризующуюся статическим напряжением.

Температурные режимы

Современная сельскохозяйственная техника используется круглый год практически во всех почвенно-климатических зонах страны при температурах от +40 до -30°С и более низких. Естественно, без надлежащей защиты металлическая кабина может стать мощным источником тепла или холода.

В течение сезона полевых работ дискомфортные  микроклиматические условия на рабочих  местах в общей сложности составляют на весенних полевых работах 5-1 2%, летних - 53-76 и осенних -12-22% рабочего времени.

В период летних полевых работ температура воздуха  в кабинах, оборудованных для  нормализации микроклимата только вентиляцией  без применения средств тепловой защиты, может превышать наружную на 8-19°С, а температура поверхностей достигать 40-53°С. Время работы в условиях теплового дискомфорта в наиболее жаркий период равно 6-7 ч за рабочий день. Большую часть рабочего времени механизаторы для снижения температуры воздуха в кабинах вынуждены открывать окна и двери, а это увеличивает запыленность воздуха.

На тракторах, выпускаемых промышленностью стран СНГ, применяется комплекс мер по тепловой защите рабочего места механизатора. Поверхности кабин окрашиваются в светлые тона, экранируются и теплоизолируются микропористыми веществами, мастиками, картоном, что уменьшает теплопоступление от солнечной радиации. Для защиты от тепла, выделяемого двигателем и трансмиссией, кабины покрывают рифленым резиновым ковриком с подложкой из малотеплопроводного материала. Кабины оборудуются испарительными кондиционерами, а вместо обычных стекол применяются тонированные, которые задерживают часть теплового спектра солнечной радиации.

Используемые  на тракторах отопители позволяют поддерживать температуру воздуха в кабинах 14-20°С при температуре наружного воздуха до -20°С.

Из недостатков  используемых конструкций необходимо отметить отсутствие возможности плавной  регулировки температуры воздуха  в кабине, а также большой перепад  температуры в кабине по высоте (до 10°), так как теплый воздух подается в верхнюю часть кабины.

Содержание  пыли

Наиболее существенными  факторами, определяющими содержание пыли в рабочей зоне механизаторов, являются влажность и структура почвы, расположение рабочего места относительно пылеобразующих факторов, направление и скорость ветра относительно движения агрегата, скорость движения агрегата.

Оборудование  рабочих мест на тракторах кабинами снизило содержание пыли в зоне дыхания на работах с наибольшим пылеобразованием в 5-8 раз. Однако общее время работы в условиях запыленного воздуха увеличилось, так как периодическое массированное попадание пыли в кабину поддерживает уровень запыленности в кабине даже при отсутствии внешнего пылеобразования от рабочих органов.

В кабину пыль проникает  через неплотности пола и нижних частей стенок кабины, а также может нагнетаться приточными вентиляторами при отсутствии или неудовлетворительной работе системы очистки. Проникая в кабину, пыль скапливается и оседает на различных элементах кабины; при работе вследствие вибрации она поднимается в воздух и может создавать в зоне дыхания значительные концентрации.

Все механизированные сельскохозяйственные работы по содержанию пыли в рабочей зоне можно разделить на три группы.

К первой группе работ, при выполнении которых пылеобразование  наиболее значительно, относятся  комбайновая уборка сахарной свеклы и картофеля, уборка гороха, работа зерновых комбайнов с измельчителем, предпосевная культивация и сев озимых. Вторую группу работ с содержанием пыли до нескольких десятков и сотен миллиграммов составляют сев технических культур, междурядная обработка, уборка зерновых без измельчителя, осенняя пахота. К третьей группе работ с содержанием пыли в десятки миллиграммов относятся транспортные работы, весенняя пахота, задержание влаги, весенний сев зерновых, внесение удобрений и др.

Запыленность  рабочей зоны механизаторов в течение рабочего дня характеризуется периодичностью, которая определяется цикличностью всех видов сельскохозяйственных работ. В течение сезона запыленность зоны дыхания механизаторов колеблется в широких пределах. Периоды максимальной запыленности рабочей зоны не только обусловлены видами сельскохозяйственных работ, но и связаны с периодами наименьшего выпадения осадков.

Шум

Энергонасыщенные тракторы создают шум, намного превышающий допустимый уровень. Уровень шума на рабочем месте механизатора колеблется в зависимости от нагрузки на двигатель. Но эти колебания незначительны, так как общий уровень определяется относительной величиной составляющих шума, которые при падении нагрузки изменяются неравнозначно. Уровень шума на рабочем месте во многом зависит от расположения рабочего места относительно источников шума. Поэтому на маломощных тракторах механизатор часто оказывается ближе к двигателю, что обусловливает относительно более высокий уровень шума на рабочем месте.

Источником внешнего шума тракторов является в основном шум выхлопа двигателя, для снижения которого разработаны и устанавливаются высокоэффективные и простые по конструкции глушители.

Как правило, вследствие недостаточной звукоизоляции кабины и близкого расположения ее от двигателя  шум на рабочих местах большинства  тракторов превышает допустимый уровень в значительных пределах (на 8-14 дБА). Уровень внешнего шума на колесных тракторах колеблется в пределах 84-87 дБА (при ПДУ = 80 дБА).

При сравнении  уровня шума на тракторах и сельхозмашинах, выпускаемых в странах СНГ и развитых странах Запада, существенных различий не наблюдается. А на некоторых мощных зарубежных тракторах, например, "Массей Фергюссон", шум даже выше, чем на отечественных.

Вибрация

Мощные двигатели  современных машин могут создавать  значительную высокочастотную вибрацию. Однако, как правило, на рабочем месте  механизатора как на старых марках тракторов, так и на новых уровень ее не превышает допустимых величин. Уровень высокочастотной вибрации на органах управления и рабочей площадке машин также не превышает допустимых величин.

При измерении  вибрации в идентичных условиях выявлено, что на частотах, близких к резонансной  частоте тела человека, величина вибрации превышает допустимый уровень. Наибольшее превышение наблюдается на гусеничных тракторах, так как гусеница хуже, чем пневматическое колесо, гасит колебания. К тому же подвеска сиденья на этих тракторах менее совершенна.

Химические  соединения

Механизатор в работе соприкасается со многими химическими соединениями разной степени токсичности. Основные из них -выхлопные газы, пестициды, гербициды, минеральные удобрения и т.д.

Выхлопные газы содержат многие химические соединения, основным токсичным компонентом  в них является окись углерода. При некоторых условиях, например, сильном встречном ветре, выхлопные  газы могут поступать в кабину через вентиляционные устройства и  кондиционеры, а также зимой при  зачехлении двигателя.

Наибольшее количество выхлопных газов проникает в  кабину при изменении режима двигателя, т.е. когда создаются условия для  неполного сгорания топлива. Попадание  выхлопных газов в кабину сельхозтехники отмечается только при некоторых экстремальных условиях, чаще всего через вентиляционные устройства.

В кабинах машин  с двигателями, удаленными от рабочего места, оксид углерода обнаруживается в редких случаях. Наибольший непосредственный контакт с пестицидами у механизаторов наблюдается при приготовлении растворов, заправке машин, техническом или технологическом обслуживании их. Кабины надежно защищают механизатора от воздействия пестицидов, за исключением южных районов, где из-за высокой температуры воздуха концентрация их в зоне дыхания может превышать допустимые величины.

Заболевания и травмы механизаторов

В России отмечаются высокие показатели общей и профессиональной заболеваемости, производственных травм  механизаторов, особенно с инвалидным исходом. И все это имеет место на фоне высокой текучести из-за неблагоприятных условий и режимов труда, пиками которой являются возрастные группы 25-29 и 40 лет и старше при стаже работы соответственно 5-9 и 20 лет и более. Наиболее объективным критерием оценки состояния условий труда являются показатели профессиональной заболеваемости работающих, формирующейся под непосредственным влиянием на них неблагоприятных производственных факторов. Поэтому вполне объяснимо "лидирующее" положение механизаторов среди работников сельского хозяйства по показателям профессиональной заболеваемости. Так, 53,4% всех регистрируемых в отрасли профессиональных заболеваний и отравлений приходится на механизаторов, а интенсивный показатель частоты выявляемое™ профпоражений среди них в 3,8 раза превышает среднеотраслевой уровень.

Структура профессиональной заболеваемости механизаторов формируется  в основном за счет вибрационной болезни (56,2%), заболеваний опорно-двигательного  аппарата (22,4%), органов дыхания (9,8%) и слуха (7,5%).

Вибрационная  патология у механизаторов начинает формироваться уже в первые пять лет работы на сельскохозяйственной технике (0,1% выявляемых случаев вибрационной болезни) и достигает максимума  при стаже более 25 лет (67,3%).

Поражения опорно-двигательного  аппарата проявляются преимущественно  в виде пояснично-крестцовых радикулитов. Распространенность их возрастает по мере увеличения стажа и достигает  пика к 20 годам работы на машинно-тракторных агрегатах (МТА).

Заболеваемость  хроническими бронхитами проявляется  обычно после 5 лет работы на МТА. Частота  этих заболеваний у механизаторов  со стажем работы 10-14 и 15 лет и более  соответственно в 3,1 и 4,5 раза выше, чем  при стаже до 10 лет. Причем среди  механизаторов, постоянно работающих на уборке зерна, хронические бронхиты выявляются в 2 раза чаще. Это обстоятельство можно объяснить воздействием на них высоких концентраций пыли, особенно зерновой, обладающей фиброгенным, аллергизирующим и токсическим действием.

Информация о работе Условия труда трактористов