А.И. Солженицын «В круге первом»: нравственный выбор героев и писателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Первый вариант (96 глав, так называемый «Круг-96») был написан в 1955—1958 годах на основе автобиографического материала. В 1948—1949 годах Александр Исаевич работал в Марфинской шарашке. Прообразами главных героев романа стали сам Александр Солженицын (Глеб Нержин) и его знакомые по «шарашке»: Льва Рубина — литературовед (германист) и диссидент Лев Копелев, Дмитрия Сологдина — инженер-конструктор и философ Дмитрий Панин. Идеологически крайне острый роман был написан Солженицыным в литературном подполье, без надежды на публикацию. В 1965 году вместе с другими произведениями был конфискован КГБ.

Содержание

1.История создания
2. Сюжет
3. композиционная особенность романа.
4. заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

 

                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

 

по предмету:  «Отечественная литература»

Студентки   ___ІІ ____ курса       28 «Б» (ССО) группы

КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум

                                       (наименование учебного заведения)

Ф.И.О.(полностью): Киряковой Елены Валентиновны

Домашний адрес: 662130, Красноярский край, Бирилюсский район, д. Дорохта, ул. Лесная, 2.

Место работы: МУК ЦБС Бирилюсского района, филиал №3

Должность:      библиотекарь                                                    

А.И. Солженицын «В круге  первом»: нравственный выбор героев и писателя.

История создания

Первый вариант (96 глав, так называемый «Круг-96») был написан  в 1955—1958 годах на основе автобиографического материала. В 1948—1949 годах Александр Исаевич работал в Марфинской шарашке.

Прообразами главных героев романа стали сам Александр Солженицын (Глеб Нержин) и его знакомые по «шарашке»: Льва Рубина — литературовед (германист) и диссидент Лев Копелев, Дмитрия Сологдина — инженер-конструктор и философ Дмитрий Панин.

Идеологически крайне острый роман  был написан Солженицыным в литературном подполье, без надежды на публикацию. В 1965 году вместе с другими произведениями был конфискован КГБ.

В 1964 году Солженицын переделал роман, надеясь напечатать его легально. В новой редакции роман состоял из 87 глав («Круг-87»); неприемлемые для цензуры места были изъяты или сглажены. В результате этого «облегчения» изменена была, помимо прочего, завязка, формирующая композиционный центр романа: желая хоть как-то увеличить шансы романа на публикацию, писатель изменил сюжет, заимствовав его из расхожего фильма конца 1940-х годов: его герой, врач, нашедший лекарство от рака, передавал его французским врачам и обвинялся за это в измене родине. В «облегчённом» варианте Иннокентий Володин звонил не в американское посольство, а этому врачу, желая предупредить его о грозящей опасности. Даже в изменённом виде роман напечатан не был, распространялся в самиздате. В 1968 году был опубликован на Западе. В том же году Солженицын восстановил первоначальную версию романа с небольшими изменениями. В СССР «В круге первом» был опубликован только в 1990 году.

Сюжет

Действие происходит в Москве в течение трёх декабрьских  дней 1949 года. Советский дипломат, служащий Министерства иностранных дел СССР, Иннокентий Володин звонит в посольство США и сообщает о том, что советской разведкой готовится похищение сведений, касающихся производства атомной бомбы. Работники МГБ, прослушивающие телефоны посольства, записывают разговор на магнитную ленту. Для установления личности звонившего ленту передают в «шарашку» Марфино — секретный институт, где работают заключённые инженеры.

Основная тема Марфинского института — разработка «Аппарата секретной телефонии», которую ведут в «шарашке» по личному указанию Сталина. Побочная тема исследований — это распознавание человеческого голоса. Лаборатории, где работают заключённые Лев Рубин и Глеб Нержин, поручают выяснить, кому принадлежит голос звонившего в посольство.

В тот же день выясняется, что разработка секретной телефонии находится  на грани срыва, Абакумов устанавливает руководству института критические сроки для получения первых практических результатов. Директор института вызывает Нержина и требует, чтобы он переключился от отвлечённых лингвистических исследований на разработку математического аппарата секретной телефонии.  Перед Нержиным стоит тяжёлый выбор. Работать на систему, которая противна его духу, либо покинуть сытную шарашку и отправиться на периферию ГУЛАГа.

Центральное место в повествовании  занимает идейный спор героев романа Глеба Нержина и Сологдина  с Львом Рубиным. Все они прошли войну и систему ГУЛАГа. При этом Рубин остался убеждённым коммунистом, считающим, что нечеловеческие трудности и кажущаяся несправедливость государства к своим гражданам искуплена высокими целями. «Исторический материализм не мог перестать быть истиной из-за того только, что мы с тобой в тюрьме», — оправдывает он систему. В отличие от него Нержин уверен в порочности самой её основы. В прошлом сам сторонник коммунистической системы, он пережил полный крах своих убеждений: Я с болью сердечной расставался с этим учением! Ведь оно было — звон и пафос моей юности, я для него всё остальное забыл и проклял! Я сейчас — стебелёк, расту в воронке, где бомбой вывернуло дерево веры.

Осознанный нравственный выбор  Глеба Нержина, который предпочёл  сомнительному счастью шарашки  парадоксальную свободу тюремного  этапа, — лейтмотив романа. Тема очищения и внутреннего освобождения человека за решёткой проходит через центральные произведения Александра Солженицына и ярко проявляется в романе «В круге первом».

Читая роман А.И.Солженицына  «В круге первом», каждый человек  узнает для себя очень много важных вещей. Во-первых, конечно, мы знакомимся с обстановкой, царящей в то время не только в стенах шарашки, но и во всей стране − этот роман открывает нам историю России с новой стороны, думаю, что даже люди, помнящие те времена, узнали много нового со страниц этого романа, так как говорить об этих событиях тогда запрещалось. Спускаясь вместе с автором вниз по ступеням ада, мы узнаем лагерную жизнь во всех реальных подробностях, описанных человеком, который пережил это. Многие герои романа − умные и образованные люди, нам интересно следить за ходом их мыслей в постоянных спорах. Злодеи же у Солженицына такие же обычные люди, что и первые, просто в момент выбора они пошли на поводу у алчности и страха перед вышестоящими, поэтому теперь им приходится постоянно прогибаться и делать то, что им велят, без промедления. Это повиновение снимает с них самих всякую ответственность и позволяет думать, что они живут ради великого дела, одновременно с этим система сковывает их, так как в любой момент они могут лишиться всех своих материальных благ.

композиционная особенность  романа

Надо заметить, что этот роман  имеет довольно интересную композиционную особенность: все действия, затрагивающие  множество лиц, происходят в течение  трех дней, этот принцип временного сжатия объяснен самим Солженицыным. Размышляя о Марфинской шарашке, своего рода научно-исследовательском институте, где живут и работают заключенные «враги народа», писатель вспоминал: «Я там жил три года. Описывать эти три года? Вяло, надо уплотнять. Очевидно, страсть к такому уплотнению сидит и во мне, не только в материале. Я уплотнил — там, пишут, четыре дня или даже пять, — ничего подобного, там даже нет трех полных суток, от вечера субботы до дня вторника. Мне потом неуютно, если у меня просторно слишком. Да может быть, и привычка к камерной жизни такова. В романе я не могу, если у меня материал слишком свободно располагается» [5, С.73].

Практически каждый из героев Солженицына  совершает нравственный выбор. Лагерная жизнь, отнявшая у них семейное счастье, только закалила их характеры, и теперь они совершают свой выбор, практически не раздумывая. Бобынин в разговоре с Абакумовым ведет себя очень вольно и открыто рассуждает на тему свободы человека. Он говорит: «Свободу вы у меня давно отняли, а вернуть её не в ваших силах, ибо её нет у вас самих. Лет мне отроду сорок два, сроку вы мне отсыпали двадцать пять, на каторге я уже был, в номерах ходил, и в наручниках, и с собаками, и в бригаде усиленного режима — чем ещё можете вы мне угрозить? Чего еще лишить? ... Вообще, поймите и передайте там, кому надо выше, что вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не все. Но человек, у которого вы отобрали все, — уже не подвластен вам, он снова свободен”. Руська Доронин тоже делает свой нравственный выбор: он начинает «подыгрывать» системе, соглашается быть стукачом, но на самом деле и на минуту не отказывается от своих принципов. Стать стукачом – значит заслужить доверие начальства и укрепить своё положение на шарашке, с другой стороны, вести такую сложную игру, на которую решается Руська, очень опасно и последствия разоблачения могут быть очень плачевным. Солженицын пишет, что Руська “утомился от бездеятельности”. Он действительно еще юн, к тому же ему присущ дух авантюриста. Руська действовал очень последовательно, и поэтому, выйдя из кабинета майора Шишкина, он направился к самым влиятельным зэкам, исповедовался им и уверил, что поступил так лишь на благо всем заключенным. Он разоблачает стукачей изнутри, а также передает начальству те сведения, которые хотели передать сами заключенные. Но вскоре все обнаружилось, и его вместе с Нержиным посылают по этапу.

Солженицын рассказывает о жизни  своих героев и дает возможность   нам поразмышлять над их судьбой и выбором. Он не уравнивает между собой людей, служащих системе, давая нам понять, что и среди них тоже есть разные люди, многие из них достойны сочувствия. Так, автор описывает талантливого учёного Яконова, стремящегося удержаться на плаву и не пострадать снова от системы. Солженицын пытается донести до нас, что не стоит судить людей, в которых страх пересилил совесть. Их рассудит сама жизнь.

Завязкой романа является звонок Иннокентия Володина в американское посольство с сообщением о том, что советский  разведчик Георгий Коваль получит  в магазине радиодеталей в Нью-Йорке важные технологические подробности производства атомной бомбы. Этот звонок не производит никакого впечатления на атташе американского посольства, зато завязывает тугой узел вокруг Иннокентия, потому что, когда он произнес в трубку слова атомная бомба, в 194-й комнате XI отдела 6-ого управления МГБ  включился на запись магнитофон и записал отрывок этого разговора. Затем эту запись отправляют в исследовательскую лабораторию Марфинской шарашки, где высококлассные физики и математики пытаются определить по магнитофонной ленте звонившего.

«Иннокентий», т.е. «невинный», появляется в московском мире романа со своим судом совести, словно с  луны свалившийся, а точнее, приезжает  из-за границы…». Иннокентий меняется на протяжении всего романа, дома он боится каждого звонка, на улицах с опаской косится на прохожих,  едет в деревню к дяде, чтобы разобраться в себе и в том, правильно ли он поступил. Он находит дневник своей матери и читает: «Что же дороже всего в мире? – Оказывается, сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть не через тебя». Эти строчки помогли Володину посмотреть на свой поступок с новой стороны. Он понимает, что система не только старается задавить человека, но и заставляет его действительно чувствовать себя в чем-то виновным.

Мне кажется, что мотивы Володина абсолютно бескорыстны. У  него ведь был шанс продать информацию достаточно дорого и без столь  высокого риска, предложив её в тот  момент, когда окажется за границей, но он этого не делает. Думаю, Володин не является непосредственным борцом против сталинской государственной системы. Однако он искренне желает предотвратить попадание атомной бомбы в руки Сталина, и его поступки продиктованы не минутным порывом, а долгими внутренними размышлениями.

В результате действий Володина в  тюрьму посадили не его одного, а  ещё и вовсе неповинного человека, который, по мысли начальства, тоже мог совершить звонок в посольство с этим сообщением. Финал романа рассказывает нам о том, как началось пребывание Иннокентия в тюрьме. Мы видим, как из человека выбивают всякую волю и индивидуальность, вынуждают беспрекословно  подчиняться тупым указаниям надзирателей. Это позволяет нам до конца понять систему, которая долгие годы держала героев романа и самого Солженицына за решёткой.

Основным разработчиком аппарата являлся Лев Рубин. Он прекрасно  понимал, что работает на тех, кто  посадил его в тюрьму, «не снеся  его талантливости и честности. Именно такие же хряки, только из главной  военной прокуратуры, за четыре года бросили в корзину десяток жалоб-воплей Рубина о том, что он невиновен…»[1, С.257], но, несмотря на все это, он верил, что «надо стать выше своей несчастной судьбы! Спасать – идею. Спасать – знамя. Служить передовому строю…»[1, С.257], для него это было не просто задание МГБ, а шанс сделать, наконец, что-то стоящее: «Рубин курил, жуя и сдавливая мундштук папиросы. Его переполняло, разрывало. Разжалованный, обесчещенный — вот понадобился и он! Вот и ему сейчас доведется посильно поработать на старуху-историю. Он снова — в строю! Он снова — на защите мировой революции!» [1, С.256].

Рубин соглашается участвовать  в разработках и сотрудничать с теми, кто посадил его и  других людей за колючую проволоку не из-за боязни перед вышестоящими, а из идейных соображений. Во всех философских спорах Рубин остается верен марксистским идеям и коммунизму, думаю, что он просто перестал видеть мир таким, кокой он есть на самом деле, из-за своих убеждений. По сути, он предал многих людей, которые впоследствии, с помощью его изобретения, попадут, как и он,  за решётку. Но он согласился на это ради коммунизма! Думаю, он просто запутался и перестал видеть другую, оборотную, строну реальности. Многие люди, слепо стремясь к какой-то цели, не замечают, через что и кого им приходится переступать, -  такими людьми легко манипулировать, если внушить, что все это ради общего и великого дела. К сожалению, Рубин оказался именно таким человеком и поэтому согласился сотрудничать с органами.

В шарашке собраны ученые умы, и  поэтому между ними постоянно происходят споры о решении серьёзных идеологических и философских проблем. Эти споры позволяют нам понять жизненную позицию каждого героя, его жизненные стремления.

Постоянный оппонент Рубина Сологдин, наоборот, является противником советской власти и большевиков. Сологдин −  талантливый инженер, перед ним встает выбор: прогнуться перед столь ненавистной властью или сохранить собственное достоинство и не поддаться провокации. Он после колебаний всё же решается отдать в руки палачей своё изобретение – «шифратор». Он делает это ради досрочного освобождения. Но для того чтобы разобраться, почему же он это сделал и отступил от принципов, обратимся к тексту. В споре с Рубиным Сологдин заявляет, что народ для него – это «общее обозначения совокупности серых, грубых существ, беспросветно тянущих упряжку, в которую они впряжены рождением и из которой их освобождает только смерть» [1, С.506]. В размышлениях о том, стоит ли участвовать в разработке «шифратора», необходимого Сталину,  или же отказаться и на долгие годы остаться в лагере, Сологдин приходит к выводу, что не достоин «этот обезбожевший народ» его жертв: «Еще сто и еще двести лет этот народ будет доволен своим корытом – для кого же жертвовать факелом мысли?» [1, С.578].

Однако нельзя говорить, что Рубин и Сологдин сдались или поддались власти, что они перестали бороться. Нет, они герои-идеологи и действуют во имя своих целей. Целью Рубина является процветание коммунизма, и он считает, что, приняв участие в разработке шифратора, сможет поучаствовать в истории своей страны и доказать тем самым, что он еще на что-то способен. Сологдин же ни к чему не стремится, он просто не видит причин жертвовать собой. Люди для него недостойные создания, они сами не умеют и не хотят бороться за свое счастье и жизнь, и поэтому он не обязан жертвовать собой ради них.

Информация о работе А.И. Солженицын «В круге первом»: нравственный выбор героев и писателя