Виды налогов и сборов в РФ

Автор: Елена А, 06 Ноября 2010 в 23:26, доклад

Описание работы

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А.Смит (1723-1790) определял налог как бремя, накапливаемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.
Современные определения налога делают акцент на принудительном характере налогообложения и на отсутствии прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории. На установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства».
Налоговый кодекс РФ дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им в праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Под сбором в первой части Налогового кодекса РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей – реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и сборами.

Содержание

Введение ……………………………………………………… 2
Понятие «налог» ……………………………………………... 3
Понятия «пошлина» и «сбор» ………………………………. 9
Виды налогов и сборов в РФ ……………………………..… 12
Заключение ………………………………………………….. 18
Список литературы …………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

кр налоги.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

      Введение  ………………………………………………………   2

      Понятие «налог» ……………………………………………...   3

      Понятия «пошлина» и «сбор» ……………………………….  9

      Виды  налогов и сборов в РФ ……………………………..…   12

      Заключение  …………………………………………………..   18

      Список  литературы ………………………………………….   20

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

        Налог – одно из основных  понятий финансовой науки. Его  следует рассматривать одновременно  как экономическое, хозяйственное  и политическое явление.

      А.Смит (1723-1790) определял налог как бремя, накапливаемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.

      Современные определения налога делают акцент на принудительном характере налогообложения и на отсутствии прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории. На установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства».

      Налоговый кодекс РФ дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им в праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

      Под сбором в первой части Налогового кодекса РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

      В России существование отдельно налоговых  и неналоговых платежей – реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и сборами.

      ПОНЯТИЕ «НАЛОГ» 

      Главная черта налога - односторонний характер его установления. Налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. С этой позиции налог является индивидуально безвозмездным. Государство, взимая налоги, не дает за них непосредственного вознаграждения плательщику. Именно поэтому из понятия «налог» следует исключить всякий элемент взаимности услуг. Отметим, что налог является экономической категорией. Следовательно, необходимо учитывать, что данные односторонние, индивидуально безвозмездные пожертвования являются экономическими.

      Налог является не только экономической, но и финансовой категорией. Любая финансовая категория (например, процент по кредиту) характеризуется тем, что движение стоимости происходит на безвозвратной основе. Следовательно, налог как финансовая категория должен удовлетворять условию безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, но данные условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

      Не  все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.

      Правовым  регулированием экономических общественных отношений занимается гражданское право. Если налог относится не ко всем экономическим отношениям, а к финансовым, подлежат ли данные отношения регулированию гражданским законодательством? В соответствии с п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, налоговые отношения в отличие от частноправовых имеют властный характер. Принципы данных отношений полностью противоположны принципам гражданского оборота. Согласно абз.1 ст.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

      В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты.

      Следовательно, такие нормы-принципы гражданского права, как «неприкосновенность собственности» и «свобода договора», не применяются в налоговом законодательстве. «О налогах не договариваются» - главный принцип налогового права. Исключением можно считать используемые в сфере налогообложения некоторые договорные формы. Речь идет о соглашениях, связанных с изменением срока уплаты налогов и сборов, а также с залогом и поручительством как средствами обеспечения исполнения налоговой обязанности. Таким образом, методом налогового права является метод властных предписаний. Приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

      Возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в НК РФ (налоговые агенты, наследники налогоплательщика, правопреемники по реорганизуемым организациям), и осуществляется исключительно за счет имущества самого налогоплательщика. Какие-либо соглашения об уступках или переводе налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими лицами - так называемая налоговая оговорка - являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

      Налог определяет для налогоплательщика  меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных требований казны.

      Законодательное определение налога дается с целью  указать признаки данного платежа и ограничить возможности органов власти самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Были случаи, когда органами власти вводились обязательные платежи, которые были налоговыми по сути, но неналоговыми по названию. Такие платежи называются «поборами». Оспорить законность таких поборов при отсутствии четкого определения понятия «налог» достаточно сложно.

      Плательщиком  налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических потенциалов.

      Следует отметить, что в данном определении собственность отчуждается у юридических и физических лиц. В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ под организацией в налоговом праве понимается не только юридическое лицо, но и иностранные юридические лица, их филиалы и представительства, а под «лицом» - организация и (или) физическое лицо. Таким образом, собственность отчуждается у организаций и физических лиц. Так будет корректнее.

      В определении отмечается, что налог  обеспечивает платежеспособность субъектов  публичной власти. Воздействие на поведение налогоплательщика для получения социально значимого результата не может быть основной целью налога. Строго говоря, любой налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого устанавливаются налоговые льготы либо ужесточается режим налогообложения. Принципиальное отличие платежей, которые воздействуют на поведение плательщика (иногда их называют "регулирующими налогами"), состоит в том, что они побуждают его отказаться от занятия деятельностью, подрывают собственную базу, сокращают число плательщиков, снижают доходы бюджета. Поскольку такие платежи не имеют финансовой цели, они не являются налогами в строгом смысле слова.

      До  вступления в силу части первой НК РФ (1 января 1999 г.) различий между налогами, сборами и пошлинами законодательство не признавало. Статья 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон об основах налоговой системы) устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Далее законодатель указывал, что совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

      Включение «других платежей» в сферу правового регулирования налогового законодательства не оставляло сомнения в их налоговом характере. Примечательно, что в тексте указанного Закона все вышеперечисленные платежи охватывались понятием «налог», используемым как обобщающая категория. Таким образом, действовавшее до принятия НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.

      С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были нормативно отделены от иных (неналоговых) платежей. В частности, п.1 ст.41 БК РФ четко разграничены налоговые и неналоговые платежи. При этом к налоговым доходам отнесены все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

      В настоящее время термином «налоговые платежи» охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

      В действующем налоговом законодательстве также закреплено определение налога (см. выше).

      В определении уточнено, что налог  взимается с организаций и  физических лиц и форма платежа  обязательно является денежной. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

      Применительно к специальным налоговым режимам  предусматривается натуральная  форма. Следует сразу отметить, что  любой специальный налоговый  режим налогом не является и не входит в налоговую систему России. Согласно п.2 ст.13 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" по согласованию сторон налог на прибыль может уплачиваться инвестором в натуральной или стоимостной форме. Подобная система налогообложения при выполнении концессионных договоров и соглашений о разделе продукции относится к специальным налоговым режимам, закрепленным в ст.18 НК РФ.

      Согласно  п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Смысл заключается в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

      В действующем определении налога отсутствует положение относительно регулярности налогового платежа, однако именно данным элементом любой налог  отличается от такого понятия, как «сбор».

      В определении налога, приведенном  в ст.8 НК РФ, не указано, что налог должен быть установлен в законодательном порядке, что является недостатком данного определения.

      В последнее время становится модным говорить о первичности права  собственности перед налогообложением. Однако, если рассматривать налоговые отношения не изолированно, а вкупе с бюджетными, становится очевидным, что налогоплательщику противостоит здесь не только (и не столько) государство, устанавливающее и взимающее налоги, а бюджетополучатель - конечная инстанция налоговых платежей. Иными словами, праву собственности частного лица противостоит право другого частного лица на определенный уровень жизни, обеспечиваемый бюджетным финансированием. Итак, право собственности в аспекте налогообложения ограничивается в конечном счете правами других лиц (бюджетополучателей) получать свою долю национального дохода посредством перераспределения.

Информация о работе Виды налогов и сборов в РФ