Виды налогов и сборов в РФ

Автор: Елена А, 06 Ноября 2010 в 23:26, доклад

Описание работы

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А.Смит (1723-1790) определял налог как бремя, накапливаемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.
Современные определения налога делают акцент на принудительном характере налогообложения и на отсутствии прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории. На установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства».
Налоговый кодекс РФ дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им в праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Под сбором в первой части Налогового кодекса РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей – реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и сборами.

Содержание

Введение ……………………………………………………… 2
Понятие «налог» ……………………………………………... 3
Понятия «пошлина» и «сбор» ………………………………. 9
Виды налогов и сборов в РФ ……………………………..… 12
Заключение ………………………………………………….. 18
Список литературы …………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

кр налоги.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, налог - обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный, обеспеченный государственным принуждением, не носящий  характера наказания и контрибуции платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 
 

      ПОНЯТИЯ «ПОШЛИНА» И «СБОР» 

      Кроме налогов, существуют такие понятия, как "пошлина" и "сбор".

      Пошлины и сборы не имеют финансового  значения, присущего налогам. При  уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и  специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Естественно, что данный принцип не всегда соблюдается на практике. Не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа.

      Сходство  сборов и налогов состоит в том, что и те и другие носят принудительный характер, различия же заключаются в следующем.

      1. Уплачивая налоги, налогоплательщик не получает от государства никакого эквивалента, кроме общих удобств жизни в государственном союзе. Вслед за уплатой сбора следует непременно какое-либо специальное одолжение плательщику со стороны государства.

      2. Налоги сообразуются (по крайней мере должны) с податной способностью каждого; сборы, уплачиваемые в случае нужды в услугах государства, соразмеряются со степенью пользования государственными учреждениями.

      3. Взимая налог, государство не  имеет в виду прямой выгоды  плательщика; взимая сбор - обязывается произвести известные для плательщика действия.

      К несомненным достоинствам сборов следует отнести:

      - ничтожность расходов по взиманию  сборов, ибо они взимаются учреждениями, которые, строго говоря, должны были бы существовать независимо от всяких фискальных интересов;

      - легкость и простоту контроля  за точной уплатой сборов;

      - необременительность для плательщика,  так как сопровождается приобретением  известных услуг от государства.

      Недостатками  сборов и пошлин является то, что они часто не сообразуются ни с доходом, ни с имуществом плательщика и нарушают основной принцип обложения. В некоторых странах сборы и пошлины также затрагивают капитал, например, пошлины с наследства.

      Размер  пошлины или сбора должен быть обоснован. При его определении нельзя исходить только из финансовых соображений - суммы необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены данные платежи. Кроме того, размер сбора не должен ограничивать возможность использования гражданами основных конституционных прав, получения от государственных органов тех или иных услуг, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения платежей.

      Согласно  положениям Таможенного кодекса  РФ при перемещении товаров через  таможенную границу Российской Федерации  уплачиваются таможенные платежи, перечень которых включает:

      - НДС;

      - таможенную пошлину;

      - акцизы;

      - сборы за выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному  оформлению и возобновление действия  аттестата;

      - таможенные сборы за таможенное  оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров;

      - плата за информирование и  консультирование, принятие предварительного  решения, участие в таможенных  аукционах.

      Таким образом, в таможенном законодательстве под таможенным платежом понимаются как налоги, так и сборы.

      В СССР разграничение понятий пошлины  и сбора проводилось в зависимости  от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если они поступали в  бюджет независимо от того, кому они непосредственно уплачивались, такие платежи являлись пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой уплачивался, его называли сбором.

      В НК РФ понятие "сбор" имеет собирательное  значение. Оно охватывает как собственно сборы, так и пошлины. Это можно  объяснить тем, что в таком  же значении понятие "сборы" употреблено в ст.57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

      Повторюсь, что в соответствии со ст.8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

      Взнос может быть внесен как денежными  средствами, так и в иных формах. Поэтому в дефиниции сбора, закрепленной ст.8 НК РФ, какое-либо упоминание о денежной форме платежа отсутствует.

      Перечень  сборов определен ст.ст.13 - 15 НК РФ. Однако указанные статьи вводятся в действие со дня признания, утратившим силу Закона об основах налоговой системы и до указанного срока должны будут уплачиваться сборы, предусмотренные и введенные в соответствии со ст.ст.19 - 21 Закона об основах налоговой системы.

      Вместе  с тем часть налоговых платежей, определенных как сборы, из установленного перечня не подпадает под определение  сбора, данное в НК РФ.

      Вполне  справедливо полагать, что от статуса  налогового платежа зависят и  налоговые последствия. Так, неуплата сбора не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ. Однако неуплата обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, поименованного "сбор", но попадающего под определение налога, при наличии указанных в ст.122 обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей.

      В заключение хотелось бы подчеркнуть  необходимость определения правового  статуса сборов, взимаемых как  с юридических, так и с физических лиц, поскольку согласно ст.57 Конституции РФ, ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. 

      ВИДЫ  НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      Налоговая система включает различные виды налогов и сборов. Группировка налогов и сборов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов и сборов, позволяющую устанавливать их сходства и различия. Отдельные группы налогов и сборов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

      По  мере развития систем налогообложения  изменялся принцип классификации  налогов и сборов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.

      В бюджетной практике разных стран  наибольшее распространение получила классификация налогов и сборов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по установлению налогов и сборов и управлению налоговыми платежами. Такую группировку налогов и сборов называют еще статусной классификацией, предполагающей разделение налогов и сборов на государственные (федеральные и региональные) и местные.

      В Российской Федерации систему налогов  и сборов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов (ст. 12 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ).

      Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок  формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.

      К федеральным налогам и сборам относятся:

  • Налог на добавленную стоимость (ст. 164 НК РФ) – ставки налога – 0%; 10%; 18%; 9,09%; 15,25%;;
  • Акцизы – налоговые ставки в зависимости от вида подакцизных товаров (ст. 193 НК РФ);
  • Налог на доходы физических лиц (ст. 224 НК РФ) – ставки налога – 13%; 35%; 30%; 15%; 9%;
  • Единый социальный налог. Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями), за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по налоговым ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК, применяются следующие налоговые ставки:

        - до 280 000 - 26,0%;

      - от 280 001 руб. до  600 000  руб. -  72 800 руб. + 10,0% превышающей 280 00 руб.;

      - свыше 600 000 руб. – 104 800 руб. + 2,0% с суммы превышающей 600 000 руб.

  • Налог на прибыль организаций (ст. 284 НК РФ) – ставки налога – 24%; 20%; 10%; 9%; 15%; 0%;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ст. 333.3 НК РФ);
  • Водный налог (налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и по экономическим районам в соответствии со ст. 333.12 НК РФ);
  • Налог на добычу полезных ископаемых (ст. 342 НК РФ);
  • Государственная пошлина  (гл. 25.3 НК РФ);
  • Сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Размеры сборов за выдачу лицензий зависят от конкретного вида лицензируемой деятельности и вида продукции, на которые испрашивается лицензия и которые указаны в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

      Сборы взимаются за следующие лицензируемые  виды деятельности и в следующих размерах:

      1) производство, хранение и поставки  произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) - 3 000 000 руб.;

      2) производство, хранение и поставки  произведенной алкогольной продукции  (за исключением вина) - 3 000 000 руб.;

      3) производство, хранение и поставки  произведенного вина - 250 000 руб.;

      4) производство, хранение и поставки  произведенной спиртосодержащей  пищевой продукции - 250 000 руб.;

      5) производство, хранение и поставки  произведенной спиртосодержащей  непищевой продукции (в том числе денатурированной) - 250 000 руб.;

      6) закупку, хранение и поставки  алкогольной продукции - 250 000 руб.;

      7) хранение этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей пищевой продукции  - 250 000 руб.;

      8) закупку, хранение и поставки  спиртосодержащей продукции - 250 000 руб.

        Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. Законодательные органы определяют налоговые ставки в соответствии с НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности. Кроме того, региональный законодатель правомочен также вводить налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами.

      Региональные  налоги и сборы включают:

  • Транспортный налог (ст. 361 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства;
  • Налог на игорный бизнес (ст. 369 НК РФ) – налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах – за 1 игровой стол – от 25 000 до 125 000 руб.; за 1 игровой автомат – от 1 500 до 7 500 руб.; за 1 кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы – от 25 000 до 125 000 руб. Если ставки налогов не определены Законами субъектов РФ, они устанавливаются в следующих размерах: за 1 игровой стол – 25 000 руб.; за 1 игровой автомат – 1 500 руб.; за 1 кассу тотализатора или 1 кассу букмекерской конторы – 25 000 руб.
  • Налог на имущество организаций (ст. 380 НК РФ) – налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признанного объектом налогообложения.

Информация о работе Виды налогов и сборов в РФ