Александр Сергеевич Пушкин

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:49, реферат

Описание работы

(1799 - 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

Содержание

I. Биография.
1) Детство и лицей.
2) Петербург.
3) На юге.
4) Михайловское.
5) Конец двадцатых годов.
6) Болдинская осень.
7) Тридцатые годы.
II. Народность сказок Пушкина.
1) Вступление.
2) Беднота.
3) Уклад жизни на Руси.
4) Русская изба.
5) Обороты русского языка.
6) Тема добра и зла.
7) Душевные качества человека.
8) Вымысел и романтизм в сказках Пушкина
9) Вывод

Работа содержит 1 файл

Александр Сергеевич Пушкин.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

И тихонько улеглась"

(Сказка о мертвой  царевне)

Создается объем  большого, светлого, надежного жилища и очень русского: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы и стол в доме всегда ставили  под святыми.

Город на старой Руси также описан в сказках:

"И дивясь перед  собой,

Видит город он большой,

Стены с частыми  зубцами

И за белыми стенами

Блещут маковки  церквей

И святых монастырей"

Сказки народны  также и потому, что А. С. Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей  в России того времени:

- "И пустили  в Окиян"

- "Девицу в живых  оставил"

- "Чародея подстрелил"

- "Лебедь тешится  моя"

- "Мать и сын  идут ко граду"

- "И Ответ держать  велит"

- "За морем житье  не худо"

- "Не привальный, не жилой"

- "Чуду царь  Салтан дивится"

- "Обмерла и  окривела"

- "Чудо-чудное  завесть"

- "Свет о белке  правду бает"

- "При честном  при всем народе"

- "Злыми жабами  глядят"

- "Молит князь:  душа де просит, Так и тянет  и уносит... "

- "У моря искать  дичины"

- "Со креста  шнурок шелковый"

- "Смотрит видит  дело лихо: Бьется - лебедь средь  зыбей"

- "Молвит он: коль  жив я буду"

- "К нам он  в гости обещался А доселе  не собрался"

- "С сватьей  бабой Бабарихой;"

- "И засеян двор  большой Золотою скорлупой"

- "В нем взыграла  ретивое! "

- "... и дух в  нем занялся... Царь слезами залился"

- "Их нашли насилу  там"

Все эти строки взяты  из сказки А. С. Пушкина "Сказка о  царе Салтане, о сыне его, славном  и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной Царевне  Лебеди". В других сказках Пушкина  безусловно можно найти еще достаточно много подтверждений тому, что  общение с крестьянами и его  интерес к их песням и сказкам  породили такое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик  персонажей на языке таком близком  и знакомом им. И хотя мы живем  в XX веке, читая все эти строки, отдаешь дань восхищениям русскому языку, его многообразию, певучести  и красоте, а А. С. Пушкину - память в сердце.

Мысль о правде, о  справедливости, о добре и зле  глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как  бы ни сильны и наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в  конце концов сами себя накажут, а  правда рано или поздно возьмет свое. Правда Пушкин видел, что в жизни  это бывает реже, чем в сказке, но тем приятнее было писать эти  сказки.

Образно Пушкин показывает чувство сестер царицы и сватьи Бабарихи в сказке "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной Царевне Лебеди":

"В кухне злится  повариха

Плачет у станка ткачиха

И завидуют оне

Государевой жене. "

"А ткачиха с  поварихой,

С сватьей бабой  Бабарихой,

Извести ее хотят

Перенять гонца  велят"

И добиваются своими злодеяниями результата, устраивающего  их:

"Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней  пришли толпой

Объявили царску волю

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух  указ,

И царицу в тот  же час

В бочку с сыном  посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян -... "

Тема зависти также  прослеживается в "Сказке о мертвой  царевне и семи богатырях":

"На девичник  собираясь,

Вот царица, наряжаясь,

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с  ним:

"Я ль, скажи  мне, всех милее,

Всех румяней и  белее? "

Что же зеркальцо  в ответ?

"Ты прекрасна,  спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и  белее. "

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку  замахнет,

Да по зеркальцу  как хлопнет,

Каблучком-то как  притопнет!...

"Ах, ты мерзкое  стекло!

Это врешь ты мне  на зло.

Как тягаться ей со мною? 

Я в ней дурь-то успокою 

Вишь какая подросла! 

И не диво, что бела: 

Мать беременной сидела, 

Да на снег лишь и  глядела! 

Но скажи: как можно  ей 

Быть во всем меня милей? 

Признавайся: всех я  краше, 

Обойди все царство  наше, 

Хот весь мир; мне  ровной нет 

Так ли? " Зеркальцо  в ответ: 

"А царевна все  ж милее, 

Все ж румяней  и белее". 

Делать нечего. 

Она Черной зависти  полна, 

Бросив зеркальце  под лавку, 

Позвала к себе Чернавку, 

И наказывает ей, 

Сенной девушке  своей, 

Весть царевну в  глушь лесную 

И связав ее, живую, 

Под сосной оставить там 

На съедение волкам. 

А. С. Пушкин вкладывал  в свои произведение душу. Читаешь, и не надо комментировать потому, что  все оживает, оживают мысль и  чувства поэта, воплощенные в  бессмертно прекрасных словах, звуках, образах, воссозданных силой воображения, силой искусства. Образ царицы великолепно  зрим и нагляден в этом отрывке, это  необычайный дар Пушкина так  создать образ, что лучше и  сказать нельзя. 

Ненасытность - как  отрицательное качество человека, отразил  Пушкин в "Сказке о рыбаке и рыбке". По волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в сети к бедному, доброму старику  золотая рыбка и началась у  старика беспокойная жизнь: 

"Дурачина ты, простофиля! 

Не умел ты взять  выкупа с рыбки! 

Хоть бы взял ты с  нее корыто, 

Наше-то совсем раскололось". 

И разворачиваются  события: 

"Дурачина ты, простофиля! 

Выпросил, дурачина, корыто! 

В корыте много ли корысти? 

Воротись, дурачина, ты к рыбке; 

Поклонись, выпроси  уж избу. " 

Чем дальше в лес, тем больше дров. 

"Дурачина ты, прямой  простофиля! 

Выпросил, простофиля, избу! 

Воротись, поклонися  рыбке: 

Не хочу быть черной крестьянкой, 

Хочу быть столбовою  дворянкой. " 

Росли запросы у  ненасытной старухи, и царицей стала, да оставаться не пожелала: 

"Воротись, поклонися  рыбке 

Не хочу быть вольною  царицей, 

Хочу быть владычицей морскою, 

Чтобы жить мне в  окияне море, 

Чтоб служила мне  рыбка золотая, 

И была бы у меня на посылках. " 

И горьким было разочарование  старухи: ненасытность погубила ее. 

О жадности, о невыполнении обещаний расскажут нам сказки "Золотой  петушок" и "Сказка о попе и  работнике его Балде" "Жил  был славный царь Додон. " "Что  и жизнь с такой тревоги! 

Вот он с просьбой о подмоге 

Обратился к мудрецу, 

Звездочету и скопцу. " 

Получив помощь от великолепного  Золотого петушка, царь Додон благодарит: 

"Царь скопца  благодарит, 

Горы золота сулит " 

За такое одолженье", 

Говорит он в восхищеньи, 

"Волю первую  твою 

Я исполню, как мою" 

Помнит царь об обещаньи, но влюбился старый царь в Шамаханскую  царицу и привез ее домой: 

"Всех приветствует  Додон 

Вдруг в толпе  увидел он 

В сарочинской шапке  белой 

Весь как лебедь поседелый 

Старый друг его  скопец, 

"А! здорово,  мой отец", 

Молвил царь ему, "что скажешь? 

Подь поближе; что  прикажешь". 

"Царь", ответствует  мудрец, 

"Разочтемся наконец". 

Помнишь? за мою услугу 

Обещался мне как  другу 

Волю первую мою 

Ты исполнить как  свою. 

Подари ж ты мне  девицу, 

Шамаханскую царицу... " 

Крайне царь был  изумлен. 

"Что ты? " старцу  молвил он, 

"Или бес в  тебя ввернулся, 

Или ты с ума рехнулся. 

Что ты в голову забрал? 

Я конечно обещал, 

Но всему же есть граница. 

И зачем тебе девица? " 

Вывод дальнейших рассуждений  будет в анализе зла и добра. 

А теперь попробуем  посмотреть на жадюгу-попа, к которому Балда нанимается в работники: 

"Жил был поп, 

Толоконный лоб. 

Пошел поп по базару 

Посмотреть кой-какого товару. 

Навстречу ему Балда 

Идет, сам не зная, куда. 

"Что, батька, так  рано поднялся, 

Чего ты взыскался? " 

Поп ему в ответ: 

"Нужен мне работник: 

Повар, конюх и  плотник. 

А где найти мне  такого 

Служителя не слишком  дорогого? " 

Договорились Поп  с Балдой об оплате: 

"В год за  три щелка тебе по лбу". 

Служит Балда исправно: 

"Время идет  и срок уж близенько. 

По не ест, не пьет, ночи не спит: 

Лоб у него заране трещит. " 

Думы думает поп, "как лоб от расправы избавить и Балду без расплаты оставить". Ничто не помогло попу. И хоть в жизни не всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает  зло, но сказки тем хороши, что в  них добро побеждает зло, почти  всегда - счастливое окончание. 

Наказана была старуха  в "Сказке о рыбаке и рыбке": 

"Ничего не сказал  рыбка, 

Лишь хвостом по воде плеснула 

И ушла в глубокое море. 

Долго у моря ждал он ответа, 

Не дождался, к  старухе воротился 

Глядь: опять перед  ним землянка; 

На пороге его  старуха, 

Информация о работе Александр Сергеевич Пушкин