Александр Сергеевич Пушкин

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:49, реферат

Описание работы

(1799 - 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

Содержание

I. Биография.
1) Детство и лицей.
2) Петербург.
3) На юге.
4) Михайловское.
5) Конец двадцатых годов.
6) Болдинская осень.
7) Тридцатые годы.
II. Народность сказок Пушкина.
1) Вступление.
2) Беднота.
3) Уклад жизни на Руси.
4) Русская изба.
5) Обороты русского языка.
6) Тема добра и зла.
7) Душевные качества человека.
8) Вымысел и романтизм в сказках Пушкина
9) Вывод

Работа содержит 1 файл

Александр Сергеевич Пушкин.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

А перед нею разбитое корыто. " 

Не сумел уйти от расплаты и поп: 

"Бедный поп 

Подставил лоб: 

С первого щелка 

Прыгнул поп до потолка; 

Со второго щелка 

Лишился поп языка; 

А с третьего щелка 

Вышибло ум у старика. 

А Балда приговаривал с укоризною: 

"Не гонялся  бы ты, поп, за дешевизною. " 

Невыполненное обещание царя Додона привело его не только к своей гибели, но и к гибели мудреца: 

Старичок хотел  заспорить, 

Но с царями плохо  вздорить; 

Царь хватил его  жезлом 

По лбу: тот упал ничком 

Да и дух вон. Вся столица 

Содрогнулась - А  девица 

Хи-хи-хи да ха-ха-ха! 

Не боится, знать, греха. 

Царь тот был  встревожен сильно, 

Усмехнулся ей умильно 

Вот - въезжает в город  он... 

Вдруг раздался легкий звон 

И в глазах у всей столицы 

Петушок вспорхнул  со спицы, 

К колеснице полетел, 

И царю не темя сел. 

Встрепенулся, клюнул в темя 

И взвился... И в  то же время 

С колесницы пал  Додон 

Охнул раз - и умер он... " 

В "Сказке о мертвой  царевне и семи богатырях" злая мачеха царица погибла от собственной  злобы, узнав, что жива царевна: 

"В двери прямо  побежала 

И царевну повстречала. 

Тут тоска ее взяла 

И царица умерла. " 

Не только в "Сказки о царе Салтане... " зло было не наказано, и ткачиху, и ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху отпустил царь Салтан домой. О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о  любви к прекрасному, о выдумке  и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет  в своих сказках. 

Если в сказке "О золотом петушке" царь Додон  за добро отплатил мудрецу, убив его, то в "Сказке о царе Салтане... " за добро добром отплачивает царевна  Лебедь, так как должно быть: "И  царевичу потом Молвит русским языком: 

Ты, царевич, мой спаситель, 

Мой могучий избавитель, 

Не тужи, что за меня 

Есть не будешь ты три дня, 

Что стрела пропала  в море; 

Это горе - все не горе. 

Отплачу тебе добром, 

Сослужу тебе потом" 

И сдержала Лебедь свои обещания, и каждый раз, когда Гвидону  хотелось увидеть отца, помогала ему  и чудо увидеть и осуществить, тоже помогала. Как прекрасно описана  сцена у Пушкина, когда царевна-Лебедь соглашается стать женой Гвидона, и он, любящий сын, ведет ее к  своей матушке. Это так красиво, романтично и волнующе: 

"Князь царевну  обнимает, 

К белой груди  прижимает 

И ведет ее скорей 

К милой матушке  своей. 

Князь ей в ноги, умоляя: 

"Государыня-родная! 

Выбрал я жену себе, 

Дочь послушную  тебе. 

Просим оба разрешенья, 

Твоего благословенья: 

Ты детей благослови 

Жить в совете и любви". 

Над главою их покорной 

Мать с иконой чудотворной 

Слезы льет и говорит, 

"Бог вас, дети, наградит". 

Все мысли царевича Гвидона устремлены к отцу, царю Салтану. Все его посещения отца в виде комара, шмеля и мухи имели  лишь одну цель: заставить царя Салтана  посетить "дивный остров" и соединить  сердца отца и матери и свое с  ними. Его усилия даром не прошли: 

"Князь Гвидон  тогда вскочил, 

Громогласно возопил: 

"Матушка моя  родная! 

Ты, княгиня молодая! 

Посмотрите вы туда: 

Едет батюшка сюда". 

"К морю сам  идет Гвидон, 

Там царя встречает  он 

С поварихой и  ткачихой, 

С сватьей бабой  Бабарихой; 

В город он повел  царя, 

Ничего не говоря. 

Показав все чудеса острова царевич Гвидон представляет свою жену царевну Лебедь, а та: 

И свекровь свою ведет. 

Царь глядит и  узнает... 

В нем взыграло ретивое! 

"Что я вижу? что такое? 

Как! " и дух  в нем занялся... 

Царь слезами залился, 

Обнимает он царицу 

И сынка, и молодицу, 

И садятся все  за стол; 

И веселый пир  пошел. " 

О преданности, такой  характерной для любящих женщин в "Сказке о мертвой царевне  и о семи богатырях" Пушкин несколько  грустно и печально рассказывает: 

"Царь с царицею  простился, 

В путь-дорогу снарядился, 

И царица у окна 

Села ждать его  одна. 

Ждет-пождет с утра до ночи, 

Смотрит в поле, инда очи, 

Разболелись глядичи 

С белой зори до ночи, 

Не видать милого друга! 

Только видит: вьется вьюга, 

Снег валится на поля, 

Вся белешенька земля. 

Девять месяцев  проходит, 

С поля глаз она не сводит. 

Вот в сочельник  в самый, в ночь 

Родила царица дочь. 

Рано утром гость  желанный, 

День и ночь так  долго жданный, 

Издалече, наконец, 

Воротился царь-отец. 

На него она взглянул, 

Тяжелехонько вздохнула, 

Восхищенья не снесла, 

И к обедне умерла. " 

И когда семь богатырей, обнаружив у себя в избе царевну, через некоторый промежуток времени  предложили ей выбрать себе мужа, но царевна дает очень лаконичный отказ, оставалась преданной и верной своим  чувствам и данному слову: 

"Ой вы молодцы  честные, 

Братцы вы мои  родные", 

Им царевна говорит: 

"Коли лгу, пусть  бог велит 

Не сойти живой  мне с места. 

Как мне быть? ведь я невеста. 

Для меня вы все равны, 

Все удалы, все умны, 

Всех я вас люблю  сердечно; 

Но другому я  навечно 

Отдана. Мне всех милей 

Королевич Елисей". 

Не так часто  любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках любовь персонажей проходит через многие испытания, так  и в этой сказке произошло: 

"За невестою  своей Королевич Елисей 

Между тем по свету  скачет. 

Нет как нет! Он горько плачет, 

И кого не спросит  он, 

Всем вопрос его  мудрен; 

Кто в глаза ему  смеется, 

Кто скорее отвернется; 

К красну солнцу наконец 

Обратился молодец. 

"Свет наш солнышко! ты ходишь 

Круглый год по небу, сводишь 

Зиму с теплою весной, 

Всех нас видишь под собой. 

Аль откажешь мне  на свете? 

Не видало ль где  на свете 

Ты царевны молодой? 

Я жених ей". 

Ни солнышко, ни месяц  не смогли помочь королевичу, и только ветер буйный указал лишь место, где  искать царевну: 

"Там за речкой  тихоструйной 

Есть высокая гора, 

В ней глубокая нора; 

В той норе во тьме печальной, 

Гроб качается хрустальный 

На цепях между  столбов. 

Не видать ни чьих следов 

Вкруг того пустого  места 

В том гробу твоя невеста". 

И в этой сказке (а  в жизни порой так хочется, чтобы это осуществилось наяву) чудо тоже произошло, а самое большое  чудо - это любовь Елисея к царевне: 

"И о гроб  невесты милой 

Он ударился всей силой. 

Гроб разбился. Дева вдруг 

Ожила. Глядит вокруг 

Изумленными глазами; 

И качаясь над  цепями, 

Привздохнув, произнесла: 

"Как же долго  я спала! " 

Достает она из гроба... 

Ах!.. и зарыдали оба. 

В руки он ее берет 

И на свет из тьмы несет, 

И беседуя приятно, 

В путь пускается  обратно, 

И трубит уже молва: 

Дочка царская жива! " 

Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих нужду, всегда бескорыстно помогут  в беде. Так и старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" показан как  человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать  ее или воспользоваться ее предложением, но не смог этого сделать: 

"Отпустил он  рыбку золотую 

И сказал ей ласковое слово: 

"Бог с тобою,  золотая рыбка! 

Твоего мне откупа не надо; 

Ступай себе в  синее море, 

Гуляй там себе на просторе". 

"Не посмел я  взять с нее выкуп; 

Так пустил ее в синее  море" 

Еще один очень симпатичный, добрый, умный сильный и задорный по характеру персонаж был задуман  Пушкиным в роли Балды, мастера на все руки: 

"Живет Балда  в поповом доме, 

Спит себе на соломе, 

Ест за четверых, 

Работает за семерых; 

До светла у него все пляшет, 

Лошадь запряжет, полосу вспашет, 

Печь затопит, все  заготовит, закупит, 

Яичко испечет да сам и облупит. 

Попадья Балдой ненахвалится, 

Поповна о Балде  лишь и печалится, 

Попенок зовет его: тятей;" 

Справедливость весело и празднично торжествует в "Сказке о попе и о работнике его  Балде". С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал  возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам, хотя данные персонажи находились на разных социальных лестницах. "Сказка о попе и о работнике его  Балде" не могла быть разрешена  цензурой при Пушкине и была напечатана только после его смерти. 

Информация о работе Александр Сергеевич Пушкин