Александр Сергеевич Пушкин

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:49, реферат

Описание работы

(1799 - 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

Содержание

I. Биография.
1) Детство и лицей.
2) Петербург.
3) На юге.
4) Михайловское.
5) Конец двадцатых годов.
6) Болдинская осень.
7) Тридцатые годы.
II. Народность сказок Пушкина.
1) Вступление.
2) Беднота.
3) Уклад жизни на Руси.
4) Русская изба.
5) Обороты русского языка.
6) Тема добра и зла.
7) Душевные качества человека.
8) Вымысел и романтизм в сказках Пушкина
9) Вывод

Работа содержит 1 файл

Александр Сергеевич Пушкин.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

Все рассматриваемые  персонажи сказок Пушкина, как несимпатичные  и злые, так и добрые и справедливые - все они являются как бы собирательными образами народности сказок Пушкина, очень  понятными читателю любого возраста, любой социальной направленности. А  разве это не показатель? 

Еще одним важным фактором сказок Пушкина является вымысел  и романтическое настроение, а  также сюжеты, навеянные услышанными  русскими сказками. Все это так  искусно переплетено, что задумываться, где быль или небыль, не хочется. А хочется читать, и верится, и  представляется, что действительно: 

"Бочка по морю  плывет. 

Словно горькая  вдовица, 

Плачет, бьется в  ней царица; 

И растет ребенок  там 

Не по дням, а по часам". 

или 

"Лишь ступил  на двор широкой 

Что ж? Под елкою  высокой, 

Видит белочка при  всех 

Золотой грызет орех, 

Изумрудец вынимает, 

А скорлупку собирает, 

Кучки равные кладет, 

И с присвисточкой  поет 

При честном при  все народе: 

Во саду ли, в огороде. " 

Как же мягко воспринимаются чудеса и волшебные персонажи  в сказках А. С. Пушкина, но, самое  интересное, что воспринимаются они  как действительно живые, физически  ощутимые: и тридцать три богатыря "в чешуе, как жар, горя": 

"Все красавцы  удалые, 

Великаны молодые, 

Все равны как  на подбор 

С ними дядька Черномор". 

или царевна-лебедь 

"Встрепенулась,  отряхнулась, 

И царевной обернулась: 

Месяц под косой  блестит, 

А во лбу звезда горит; 

А сама-то величава, 

Выступает будто  пава, 

А как речь-то говорит, 

Словно реченька журчит. " 

а зеркальце? 

"Ей в приданное  дано 

Было зеркальце  одно; 

Свойство зеркальце  имело: 

Говорить он умело. " 

В русских сказках  были волшебные зеркала, но такого обаятельного и справедливого зеркала не встречалось  раньше: 

"Ах ты мерзкое  стекло! 

Это врешь ты мне  на зло. " 

"Зеркальце в  ответ: 

А царевна все  ж милее 

Все ж румяней  и белее" 

В сказках Пушкина  разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны) , "золотой петушок", "золотая рыбка", черт и бесенок. Все говорящие волшебные персонажи  в сказках Пушкина добры, гуманны, благородны. Град на острове Буяне  воспринимается сознанием действительно  существующим, таким же, как и  описан: за белыми стенами маковки  церквей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты. 

Остров Буян - это  такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо. Похоже, что и сам  Пушкин, душою отдыхал, воображая  этот остров и город на нем. 

Все рассмотренные  элементы сказок А. С. Пушкина дают возможность  сделать вывод "Им присуща народность". 

ВСЕМИРНОСТЬ ПУШКИНА. 

В свое время В. Г. Белинский в силу присущей ему  способности исторического мышления счел нужным ограничительно определить социальную значимость своих оценок художественных произведений. Он писал о Пушкине: "Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего". 

В 1859 году Ап. Григорьев  писал о Пушкине: "Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего  нашего душевного, особенного, такого, что остается нашем душевным, особенным  после всех столкновений с чужим, с другим миром. Пушкин - пока единственный полный очерк народной личности,... полный и целый, но еще не красками, а  только контурами набросанный образ  нашей народной сущности... Сфера  душевных сочувствий Пушкина не исключает  ничего до него бывшего и ничего, что после и будет правильного  и органически нашего". 

Вокруг имени Пушкина  создается атмосфера своего рода обожествления носителя и выразителя основных свойств "национальной души". Пушкина в меру уровня культурности господствующих классов дореволюционной  России - усиленно изучают, издают, на нем "воспитывают" подрастающие поколения. 

Чтобы показать, какое  содержание нередко вкладывали в  понятие "национальный поэт", приведем один пример. В торжественной речи, произнесенной в 1891 году на празднике  памяти Пушкина в одной из гимназий, учащимся сообщались следующие истины: "Идеал пушкинского политического  устройства такой: свободная преданность  долгу внизу, но милосердное могущество наверху... Пушкин был убежден, что  православие есть основа нашего национального  характера, нашей народности, что  монахам мы обязаны нашей историей, следовательно, и просвещением"* 3 Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет  тому назад дал французский критик М. де Вогюе в своей книге о  русском романе. 

В главе, посвященной  русскому романтизму и пушкинской поэзии М. де Вогюе пишет: "Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в  целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это романтик, проникнутый  духом, воодушевлявшим в то же самое  время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские  темы; но национальную жизнь он созерцает  извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого  влияния расы. 

"... Разве это  значит умалить Пушкина, похитив  его у расы для того, чтобы  отдать человечеству? Я этого  не думаю. 

"... Случайность,  заставившая его родиться в  России, могла бросить его в  любую другую страну; его творчество  от этого нисколько бы не  изменилось, оно бы осталось тем,  что оно есть, простым и верным зеркалом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, принятой около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, воспевающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для англичанина, француза или итальянца. 

"... Если прекрасно  быть сыном Рюрика, то еще более  прекрасно быть сыном Адама;  и если, как это иные думают, является большей заслугой быть  понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга,  заставлять думать, плакать и  улыбаться повсюду, где дышит  человек; и Пушкину это удалось". 

Пушкин родился  и жил в эпоху величайших социальных, политических, культурных сдвигов и  потрясений. Великая французская  революция своим влиянием захватила  многие страны и тем как бы связала  всю Европу, если не весь мир, в единое целое. 

В 1836 г. Пушкин писал: Припомните, о други... 

Чему свидетели  мы были! 

Игралища таинственной игры, 

Металися смущенные  народы, 

И высились, и падали цари; 

И кровь людей  то славы, то свободы, 

То гордости багрила  алтари. 

Или в 1830 г. в послании "К вельможе": 

Все изменилося. 

Ты видел вихорь бури, 

Падение всего, союз ума и фурий, 

Свободой грозною  воздвигнутый закон, 

Под гильотиною Версаль  и Трианон 

И мрачным ужасом смененные забавы. 

Преобразился мир  при громах новой славы 

Давно Ферней умолк. Приятель твой Вольтер, 

Превратности судеб  разительный пример, 

Не успокоившись и в гробовом жилище, 

Доныне странствует  с кладбища на кладбище. 

Барон д'Ольбах, Морле, Гальяни, Дидерот, 

Энциклопедии скептический причет, 

И колкий Бомарше, и  твой безносый Касти, 

Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти 

Забыты для других. Смотри: вокруг тебя 

Все новое кипит, былое истребя. 

Свидетелями быв  вчерашнего паденья, 

Жестоких опытов сбирая поздний плод, 

Они торопятся с  расходом свесть приход. 

Вот в этой "всемирности" диапазона чувств и мысли, пронизавшей  все творчество Пушкина, мы найдем ключ к определению меры значения его  наследия для нас. В плане национальном Пушкин - первый и русский поэт - европеец. С его поэзией русская культура стала одним из аспектов культуры европейской с ее сложными и глубокими  противоречиями великой исторической эпохи перехода от средневековья  феодализма к буржуазным отношениям нового времени. С Пушкиным окончательно вошли в русскую жизнь тематика и тональность "всемирности". И  вполне естественно поэтому, что  пушкинский показ действительности, Пушкинская постановка вопросов эпохи  имеют значение не только как узко-национальные, на узко-национальном материале данные, но и как общеевропейские. Недаром  пушкинские поэтические показания  о жизни начала прошлого века могут  быть использованы для характеристики европейской жизни. Очень остроумно  и удачно, например, использовал  пушкинского "Евгения Онегина" один из немецких эссеистов, изучавший "общественность Западной Европы" начала прошлого века (Глейхен - Руссвурм) . Он целыми страницами цитирует в своей  книге "Евгения Онегина", характеризуя жизнь верхних слоев общества Парижа, Лондона, Вены начала XIX века. 

В плане европейском  Пушкин - первый великий европейский  поэт русской нации, на новом языке, в новых образах и звуках отразивший новый российский участок европейской  действительности своей эпохи. 

Постольку ли он в  европейском, мировом масштабе, как  Гете, Шекспир, Данте, - это уже вопрос не меры гения Пушкина, а меры "всемирности" той России, в которой жил и  творил Пушкин. Поскольку же он был  первым поэтом на новом европейским  языке, поэтом молодой национальной культуры, слагавшейся в соседстве  и во взаимоотношениях с культурами более зрелыми, он был, может быть, больше европейцем, чем русским, в  сравнении хотя бы с Гоголем. 

В то же время Пушкин национален в широчайшем смысле, поскольку  его творчество отразило русскую  действительности эпохи, ее буржуазное становление со всеми присущими  ей противоречиями. 

Пушкин - человек  нового, послереволюционного времени, чувствующий и мыслящий строго исторически, и его "гражданство всего мира" - на историческом мировоззрении основанное сознание единства человеческой культуры - делают его участником страданий  и радостей культурного европейца  своего времени. 

Как "европеец" Пушкин плохо чувствовал себя в России. Вы помните волнующие стихи "Евгения  Онегина", написанные в Одессе у  моря: 

Придет ли час  моей свободы? 

Пора, пора! взываю к  ней; 

Брожу над морем, жду погоды, 

Маню ветрила кораблей. 

Под ризой бурь, с  волнами споря, 

По вольному распутью моря 

Когда ж начну  я вольный бег? 

Пора покинуть скучный  брег 

Мне неприязненной  стихии... 

Те же настроения и в письмах. 

Вот скорбный вопрос Пушкина в письме к П. А. Плетневу в первой половине декабря 1825 года: "Что мне в России делать? ". 

Или в письме к  П. А. Вяземскому 27 мая 1826 года: "Ты, который  не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь. Мы живем  в печальном веке, но когда воображаю  Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или Парижские  театры..., то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство". В этом же письме родная страна для  него "проклятая Россия". 

Информация о работе Александр Сергеевич Пушкин