Античные образы и сюжеты в средневековой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я ставлю вопрос о том, как интерпретировалось, трансформировалось и трактовалось это наследие в средневековой культуре.

Моя цель – выявить основные тенденции и закономерности в средневековых интерпретациях античных образов и сюжетов.

Содержание

I Введение…………………………………………………………………………………………………………3

II Основная часть:
Средневековое отношение к античности………………………………………………3
Античные образы в средневековой литературе……………………………………5
Сюжет о троянской войне в средневековой культуре………………………….8
Античные образы в средневековом театре…………………………………………..10
Античные образы в «Божественной комедии» Данте………………………….12

III Заключение…………………………………………………………………………………………………..20

IV Библиография……………………………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 55.26 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории  театра и кино 
 
 
 
 

Научный руководитель- 
 
 
 

АНТИЧНЫЕ  ОБРАЗЫ И СЮЖЕТЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ  КУЛЬТУРЕ

Курсовая  работа 
 
 

Ореховой  П. Д

1 курс, группа 094 
 
 
 
 

Москва – 2010 г.

Содержание:

I Введение…………………………………………………………………………………………………………3

II Основная часть:

  1. Средневековое отношение к античности………………………………………………3
  2. Античные образы в средневековой литературе……………………………………5
  3. Сюжет о троянской войне в средневековой культуре………………………….8
  4. Античные образы в средневековом театре…………………………………………..10
  5. Античные образы в «Божественной комедии» Данте………………………….12

III Заключение…………………………………………………………………………………………………..20

IV Библиография……………………………………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Эпоха античности оказала  огромное влияние на развитие европейской  культуры. К античным образам и  сюжетам обращались писатели и поэты  всех времён. Но прямой наследницей  культуры этого периода стала  эпоха Средневековья.

В своей курсовой работе я ставлю вопрос о том, как  интерпретировалось, трансформировалось и трактовалось это наследие в  средневековой культуре.

Моя цель – выявить  основные тенденции и закономерности в средневековых интерпретациях античных образов и сюжетов.  

Основная  часть

Глава 1. Средневековое отношение к античности

Прежде чем приступить к вопросу о жизни античных мифологических образов и сюжетов в культуре Средних веков, стоит обратить внимание на проблему средневекового восприятия античности вообще. Эпоха Средневековья стала прямой наследницей античной культуры. Однако отношение к этому наследию имело свои особенности.

М.Е. Грабарь-Пассек в книге «Античные формы и мотивы в западноевропейской литературе» выделяет три периода в истории литератур Западной Европы:

1) Конец V – вторая половина XI веков : медленное постепенное освоение античного наследия.

2) XII-XIIIвв. – активная переработка этого наследия в оригинальных специфически средневековых формах и интерпретациях.

3) XIV-XVвв. – в странах Европы, кроме Италии, последние попытки ассимиляции античности в её средневековом аспекте, обширная переводческая деятельность. В Италии – широкая реставрация подлинной античной литературы1.

В 359 г. Христианство становится официальной религией Римской  империи. В IV-V вв. начинается период патристики. В это время складываются основы учения отцов церкви, христианского мировоззрения. Встаёт вопрос и о создании принципиально новой культуры, роль её зачинателей взяли на себя христианские книжники. Безусловно, им пришлось задуматься о том, как поступить с искусством предшественников. В этом вопросе мнения разделились. Одни предлагали решительно отвергнуть античную культуру как языческую. Другие придерживались более лояльной точки зрения. Они считали, что знакомство с античной философией и литературой необходимо. Это мнение разделяли Августин Блаженный, Иоанн Хрисостом (Златоуст), Иероним и многие другие. Они предопределяли античной литературе в христианской культуре две роли. С одной стороны, в комбинациях с библейской историей она могла служить для ознакомления с историей мира и человечества. С другой стороны, античные сюжеты использовались в качестве материала для аллегорических толкований. Примером первого подхода могут служить семь книг «Истории против язычников» Орозия, примером второго – «Мифология» Фульгенция. Как и заявлено в заглавии, цель произведения Орозия на материале античной культуры и истории доказать превосходство христианства над язычеством. Цель Фульгенция – нравоучение. Используя обширное богатство мифологических сюжетов античности, он пытается аллегорически трактовать каждый из них с позиций христианских ценностей и христианской морали. Зачастую толкования Фульгенция кажутся надуманными, а смысл, приписываемый им тому или иному сюжету, искусственно вчитанным в него.

Таким образом, человек  Средних веков воспринимал античность через призму христианского мировоззрения, что не могло не сказываться на трактовках мифологических образов  и отношении к ним.

Важно также отметить, что античная культура была унаследована средневековой Европой от Римской  империи и соответственно даже древнегреческие  произведения были известны только по более поздним латинским переводам, изложениям и переработкам.

Раннее Средневековье  полностью переняло лишь некоторых из общепризнанных античных классиков: Вергилия, прославившегося своей IV эклогой, которая трактовалась в Средние века как пророчество о рождении Христа, так как она повествует о Золотом веке, который начнётся с рождения Девой младенца, потомка Юпитера, и сошествием Энея в загробный мир, Овидия, «Метаморфозы» которого на долгое время стали справочником по мифологии, Теренция, чьей главной заслугой почитался «морализующий характер его комедий»2. Как мы видим, всё это – поэты Древнего Рима.

Такими были специфические  черты восприятия культуры античности в Средние века, что во многом повлияло на интерпретации мифологических сюжетов и отчасти предопределило их судьбу. 

Глава 2. Античные образы в средневековой литературе

Какие же основные античные образы привлекали к себе внимание средневековых книжников?

Прежде всего, это, конечно же, целая галерея персонажей – участников  Троянской войны. Интерес к себе вызывали также  многочисленные божества древнегреческого и древнеримского пантеонов, в особенности, боги подземного мира. Кроме того, очень частыми героями средневековых произведений становились реальные исторические лица античной эпохи.

Так, например, одним  из любимых античных героев Средневековья был Александр Македонский. Он становится персонажем многочисленных повествований. Все произведения об Александре Великом преследуют две основных цели: первая – развлечь читателя, вторая, весьма характерная для средневековой литературы, задача – поучение. Повествования об македонском царе, великом завоевателе и покорителе многочисленных земель, пронизаны мыслью о бренности всего земного и суетности жизни

Во всех поэмах важную роль играют черты рыцарского быта. Такой анахронизм был типичен  для средневековых повествований  об исторических личностях античности. Реальный исторический контекст не имеет  принципиального значения. Акцент делается на ярком полуфантастическом образе Александра, его военных подвигах, стремлении полководца выйти за пределы земли.

Интерес к этому  образу вспыхивает в период крестовых  походов и завоеваний Востока, едва лишь они отошли в прошлое, как увлечение средневековых авторов победами Александра постепенно угасает.

Ещё одним любимым  персонажем различных средневековых  произведений становится Вергилий. В Средние века у него сложилась особая репутация. В народных преданиях он выступал как волхв и кудесник. Поэт является частым персонажем историй в «Римских деяниях».

В рассказах этого  сборника часто фигурирует Сократ. Известны многочисленные фаблио об Аристотеле.

Средневековье по-своему истолковывает не только исторические, но и мифологические образы античности.

Средневековые бестиарии  зачастую заимствуют некоторых существ  античной мифологии, к их описаниям  авторы зачастую присоединяют назидательные  толкования. Например, у Гервасия кентавр выступает как образ лицемера, еретика, двоедушного человека, так как он соединяет в себе две природы: животную и человеческую:

Грудь, руки, голова и плечи

У этой твари человечьи

И неприглядный конский  круп.

Кентавр лукав, развратен, груб. 

Примите мой урок на веру:

Кентавр подобен  лицемеру

Благочестивому на вид.

Ханжа в святые норовит3. 

Коварные сирены, пение которых очаровывало моряков, согласно древнегреческой мифологии, в Средневековье интерпретируются как аллегория мирских благ, губящих души. Их внешний облик также переживает метаморфозы. Полуженщинами-полуптицами были сирены в древнегреческой мифологии, такими они изображены у Гомера, такими первоначально и перенимает их Средневековье. Однако постепенно в народном сознании они соединяются с представлениями о русалках и ундинах. С XII в. появляются многочисленные изображения сирен-полурыб, сохраняющих птичьи черты.

Филипп Танский изображает сирену так:

На первый взгляд красива….

До пояса она  –

Прекрасная жена,

Но при таком  обличьи –

С когтями лапы птичьи

И длинный рыбий  хвост4.

Автор даёт и аллегорическое толкование образа сирены:

Смысл в этом сокровенный:

Прекрасные сирены –

Прообраз благ мирских,

Погибель душ людских5.

Своим появлением в  средневековых бестиариях и сирены и кентавры обязаны упоминанию в пророчестве Исайи.

Но мифологические образы античности трактуются в средневековой  культуре не только в религиозно-назидательном  ключе.

В середине XII в. появляется «Амфитриониада» Виталия Блуасского, один из первых памятников элегической комедии (в данном случае слово «комедия» употребляется в его средневековом понимании: не как один из драматургических жанров, а как название любого произведения, посвященного  обыденным событиям). По сюжету она восходит к «Амфитриону» Плавта, однако отличается от него тенденцией к воспроизведению действительности в её нарочито сниженных проявлениях. Основное внимание приковывают к себе не Юпитер, Алкмена и Амфитрион, а рабы Гета и Биррия. Типичная для средневековой смеховой культуры тема адюльтера и обыгрывается в «Амфитриониаде» совершенно в духе фарса. Сниженны и образы главных героев. Амфитрион предстаёт не великим полководцем, а обычным школяром, так как у Виталия Блуасского он отправляется не на войну, а на учёбу.

 

Глава 3. Сюжет о троянской войне в средневековой культуре

Одним из самых распространённых в Средние века сюжетов античной мифологии была история о Троянской войне.

Как было сказано  выше, Средневековье в первую очередь  наследовало именно латинской античности. Это повлияло на отношение к участникам войны. Так как древнеримские авторы сочувствовали, конечно же, тевкрам, ведь согласно преданию римляне ведут свой род от Энея, бежавшего из разрушенного Илиона, симпатия средневековых книжников находится так же всецело на стороне троянцев.

Интерес к мифу о  троянской войне в разные периоды  возникал по различным причинам.

Первоначально он был чисто историческим.

Эта война для  многих европейских хроник стала  своего рода точкой отсчёта истории. Подобно тому, как древние римляне  вели свой род от потомков Энея и  связывали основание Рима с бегством героя из-под стен погибшего города, многие европейские народы стремились доказать своё родство с троянцами.

«Продолжение истории  троянских героев после гибели Трои было примышлено с целью создать  родословные новых владык Европы, связать их с древнейшими царскими династиями, какими считались именно династии троянских и греческих  царей, и тем самым обосновать их право господствовать на покорённых ими землях Римской империи». – пишет М.Е. Грабарь-Пассек6.

Хроника VII в. Фредегара связывает появление франков в Европе с гибелью Трои. Их дальнейшая судьба непрерывно переплетается с историей Древнего Рима и войнами между римлянами и германцами.

“Liber historiae Francorum” (VIII в.) также стремится провести связь между франками и тевкрами.

Традиция хронистов  в той или иной форме доказывать родство европейских королевских  династий с троянцами сохранится вплоть до XVI в.

Однако уже с  X-XI вв. в обращении к этому сюжету на первый план выступают новые цели. В трактовках троянского мифа, подобно поэмам об Александре Великом, намечаются две линии.

Первая использует историю гибели Илиона  как пример, наиболее ярко показывающий бренность земного бытия. Произведения с этой тематикой делают акцент на трагическом исходе войны. Падение Трои, её крах и погибель, противопоставляется её былому величию и славе, что должно было рождать в сознании средневекового читателя мысль о быстротечности земной жизни и непрочности мирских благ. Так же трактует миф о суде Париса и Фульгенций. Он считает, что Афродита, которой юноша отдал яблоко, признав её прекраснейшей, является аллегорией неправедной жизни, полной земных радостей и наслаждений. Поддавшись искушению, Парис совершает неверный выбор, что влечёт за собой катастрофу. Это попытка интерпретировать древнегреческий миф с позиций христианской идеологии, несвойственной языческой античности.

Информация о работе Античные образы и сюжеты в средневековой культуре