Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:24, курсовая работа
В своей курсовой работе я ставлю вопрос о том, как интерпретировалось, трансформировалось и трактовалось это наследие в средневековой культуре.
Моя цель – выявить основные тенденции и закономерности в средневековых интерпретациях античных образов и сюжетов.
I Введение…………………………………………………………………………………………………………3
II Основная часть:
Средневековое отношение к античности………………………………………………3
Античные образы в средневековой литературе……………………………………5
Сюжет о троянской войне в средневековой культуре………………………….8
Античные образы в средневековом театре…………………………………………..10
Античные образы в «Божественной комедии» Данте………………………….12
III Заключение…………………………………………………………………………………………………..20
IV Библиография……………………………………………………………………………………………….20
Вторая линия воспевает подвиги и славу троянских героев, которые выступают теперь в облике неустрашимых рыцарей. Рождение такого направления в трактовках этого сюжета связано с исторической обстановкой в XII-XIII вв. Это время крестовых походов, отважных рыцарей, их захватывающих приключений. Европейцев влекут неведомые земли, покорение востока сулит небывалые богатства и славу. Троянская война окрашивается рыцарским романтизмом, а все сказания об осаде Илиона, в которых видна эта тенденция, приобретают черты куртуазного романа. Средневековье вновь пытается описывать античность в соответствии с собственными ценностями и идеалами. Только теперь это уже идеалы светские.
Примерами подобных произведений могут послужить поэмы Петра Санктонского, Иосифа Исканского, Альберта Стаденского, роман «О разрушении Трои» Гвидо де Колумна.
Бенуа де Сент-Мор вводит в историю о троянской войне повествование о походе аргонавтов как первое столкновение греков и троянцев. Поэта занимают не столько военные подвиги героев, сколько любовная линия. Основной мотив его произведения – история взаимоотношений Троила и Брисеиды, которая в варианте Сент-Мора является дочерью прорицателя Калханта.
Произведение это
вызвало в Германии ряд подражаний,
среди которых можно
Авторы этих поэм всё больше приближаются к общему типу рыцарского романа.
Такими были средневековые
интерпретации мифологического
сюжета о Троянской войне.
Глава 4. Античные образы в средневековом театре
В средневековом театре обращение к мифологическим сюжетам и образам было не столь частым как в литературе. Однако нельзя сказать, что сценическое искусство Средних веков никоим образом не было связано с античностью.
В театральных постановках всё же фигурируют иногда персонажи древнегреческой и древнеримской мифологии.
Как пишет М.Ю. Реутин, немецкие рождественские драмы (Weihnachtspiel) XIII в. неизменно открывались процессией, включавшей в себя ветхозаветных пророков и персонажей античной истории – Сивиллу и Вергилия, которые считались языческими предвестниками Христа.
Сивилла также появляется
в «Игре о герцоге Бургундском»
Почему же в качестве противника Антихриста возникает именно она?
В античной культуре
сивиллы – пророчицы или
Благодаря тому, что
некоторые предсказания сивилл истолковывались
средневековыми книжниками в духе христианства,
образ древнегреческой
Интересным примером
появления античного образа в
средневековом театральном
Среди адской челяди появляются Прозерпина и Астарот. Прозерпина (греческий вариант – Персефона) – это супруга Плутона, владыки подземного царства в римской мифологии. Астарот (или Астарта) – заимствованное греками у финикийцев божество плодородия и чувственной любви. В греческой мифологии она часто отождествлялась с Селеной, Артемидой или Афродитой. Имя Астарта происходит от финикийского имени богини – Иштар.
В фарсе двум этим могущественным богиням античной мифологии отведена роль простых прислужниц в преисподней. Им принадлежит всего лишь несколько реплик.
Возникновение Прозерпины и Астарот в этом представлении можно объяснить особенностями религиозного мышления средневекового человека. Несмотря на то, что христианство распространилось по всей Европе и было официальной и господствующей религией, языческое прошлое не исчезло бесследно, особенно в сознании народном. Одним из пережитков его являлось то, что все языческие божества были обращены в представлениях средневекового христианина в мелких бесов, прислужников дьявола.
Наполнение загробного
мира образами античного Тартара
можно показать также на примере
одного из самых масштабных и выдающихся
произведений Средневековой культуры
– «Божественной комедии» Данте,
роли персонажей древнегреческой и
древнеримской мифологии и
Глава 5. Античные образы в «Божественной комедии» Данте
Античные образы, встречающиеся в «Божественной комедии» можно разделить на три группы: реальные исторические лица, эпические герои, а также мифологические существа и чудовища.
Большинство из перечисленных персонажей встречается в «Аду», что вполне объяснимо христианским сознанием поэта, которому противоречило бы появление язычников в раю или даже чистилище, однако в нескольких случаях Данте от этого всё же отступает, о чём будет рассказано ниже.
Рассмотрение античных
образов в «Божественной
О том, как
воспринимался образ этого
Посланный Беатриче Вергилий является перед Данте, заблудившимся в «сумрачном лесу» («Ад», I, 3)8 как муж «от долгого безмолвья словно томный» («Ад»,I, 62-63)9. Автор даёт творчеству Вергилия высокую оценку:
Так ты Вергилий, ты родник бездонный,
Откуда песни миру потекли?
(«Ад», I, 79-80)10
Далее на протяжении путешествия по загробному миру Вергилий будет сопровождать Данте, однако он покинет героя у Земного Рая, куда ему не дозволено войти, так как его души не коснулась благодать, он не познал крещенья.
Данте называет Вергилия отцом, учителем; древнеримский поэт не просто проводник героя, он его наставник.
Первый круг ада – Лимб. Данте и Вергилий попадают туда, переправившись через Ахерон, одну из рек Тартара. Согласно католическому учению в Лимбе покоятся души некрещёных младенцев, Данте помещает сюда также язычников, прославившихся великими делами. Они не испытывают мук, а только скорбят о невозможности достичь Бога. Здесь Данте встречает великих античных поэтов: Горация, Овидия, Гомера, Лукиана, Ювенала, Теренция, Плавта и Еврипида; философов и учёных: Сократа, Платона, Демокрита, Эвклида, Гиппократа, Птолемея и Сенеку; Цицерона, Юлия Цезаря и его дочь Юлию и многих других, здесь же находится и душа Вергилия. Кроме перечисленных исторических лиц, в Лимбе Данте видит и многих мифологических персонажей: Энея, Гектора, царя Латина, Лавинию, Камиллу, Пентесилею, Орфея, Антигону и Исмену. Почему Данте помещает в Лимб Энея и Гектора, а Ахиллу, Одиссею и Диомеду, как мы увидим позже, уготованы более суровые наказания, возможно объяснить, приняв во внимание, что в Средние века античность воспринималась в первую очередь через культуру Древнего Рима. А в римских интерпретациях истории о Троянской войне симпатия авторов неизменно находится на стороне тевкров.
Во втором круге, где мучатся сладострастники, Данте встречает Клеопатру, Париса и Елену. Сюда же поэт помещает душу Ахилла. Понять, почему этот герой наказан именно за прелюбодеяние, сложнее, чем в случае с вышеупомянутыми персонажами. Возможно, Ахилл терпит кару за соблазнение Деидамии.
Следующим кругом, в
котором поэту предстоит
В восьмом круге находятся души обманщиков. Данте встречает здесь Ясона, обманувшего Гипсипилу и Медею. Прорицателей Амфиарая, Тиресия с дочерью Манто и Калханта Алигьери также помещает в этот круг. Важным эпизодом в «Божественной комедии» является встреча Данте с Одиссеем (Улиссом – это имя дано герою в латинской традиции) и Диомедом. Они мучатся в восьмом рве восьмого круга как лукавые советчики. Одиссей рассказывает Данте о своём путешествии, совершить которое влёк Улисса «голод знойный изведать мира дальний кругозор» («Ад», XXVI, 97-98)11. В этом последнем странствии по морским просторам герой и погиб. Легенда об этом путешествии Одиссея возникла в более поздней традиции, согласно ей, покинув остров волшебницы Цирцеи, герой не вернулся домой. Поэт сочувствует Одиссею, стремление которого познать неизведанное вызывает в Данте уважение и симпатию.
Последний круг ада – девятый, здесь находятся души предателей, обречённых на самые тяжкие мучения. В четвёртом поясе, Джудекке, названном так по имени Иуды, совершившего самое страшное предательство, в трёх пастях Люцифера мучатся сам Иуда, а также персонажи античной истории – Брут и Кассий, предавшие Цезаря:
Вот Брут, свисающий из чёрной пасти;
Он корчится – и губ не разомкнёт!
Напротив – Кассий, телом коренастей.
(«Ад», XXXIV,65-67)12
Античные персонажи появляются в «Аду» не только как души мучимых грешников. Преисподняя населена также мифологическими чудовищами. Важной особенностью этих образов у Данте является то, что в христианском мировоззрении все они превращены в бесов.
В самом начале комедии мы встречаемся с Хароном, перевозчиком душ мёртвых. Он предстаёт как «старик, поросший древней сединою» («Ад», III, 83) с «шерстистым ликом ужасным» («Ад», III, 97), и «вкруг очей змеился пламень красный» («Ад», III, 99)13.
Бесовский облик принимает у Данте и Минос, один из трёх судей античного Царства Мёртвых. В «Божественной комедии» ему также отведена роль судьи:
Здесь ждёт Минос, оскалив страшный рот;
Допрос и суд свершает у порога
И взмахами хвоста на
муку шлёт.
Едва душа, отпавшая от Бога,
Пред ним предстанет с повестью своей,
Он, согрешенья различая
строго,
Обитель Ада назначает ей,
Хвост обвивая столько раз вкруг тела,
На сколько ей спустится ступеней.
(«Ад», V, 4-12)14
В третьем круге герой Данте встречается с Цербером. В античной мифологии это трёхголовое чудовище в виде пса со змеиным хвостом, порождение Тифона и Ехидны, которое охраняло вход в Тартар. В «Божественной комедии» облик Цербера человекоподобен:
Трёхзевый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой
топи смрадной.
Его глаза багровы, вздут живот,
Жир в чёрной бороде, когтисты руки;
Он мучит души, кожу с мясом рвёт.
(«Ад», VI, 13-18)15
Привратник четвёртого круга, в котором находятся скупцы и расточители, - Плутос, древнегреческий бог богатства. На башнях огненного города Дита Данте и его проводник видят фурий, богинь мщения: Мегеру, Тисифону и Аллекто:
Они как жёны были сложены;
Но, вместо кос, клубами змей пустыни
Свирепые виски оплетены.
(«Ад», IX, 40-43)16
Увидев Вергилия с его спутником, Эринии зовут ужасную Горгону, от одного взгляда на лик которой человек обращается в камень.
Вход в седьмой круг охраняет Минотавр и кентавры, среди них Несс, Хирон и Фол.
Стражем восьмого круга является Герион. В греческой мифологии это трёхголовый и трёхтелый великан, сын рождённого из крови горгоны Хрисаора и океаниды Каллирои, царивший на острове Эрифее. У Данте этот образ переживает интересную трансформацию. Герион назван «образом омерзительным обмана» («Ад», XVII, 7)17. Лозинский в примечаниях к «Божественной комедии» пишет, что этот персонаж приобретает такую оценку, так как «Данте, очевидно, следовал позднейшей традиции, которая отражена и у Боккаччо в его «Генеалогии богов», где рассказывается, что «царивший на Балеарских островах Герион кротким лицом, ласковыми речами и всем обхождением улещивал гостей, а потом убивал доверившихся его радушию»18. Облик Гериона соответствует его лицемерной сущности:
Информация о работе Античные образы и сюжеты в средневековой культуре