Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является проанализировать и определить роль взаимоотношений автора и героя на примере романа В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Данная цель реализуется посредствам следующих задач:

1.Выделить в романе «Я пришел дать вам волю» моменты соприкосновения автора и героя.
2.Определить средства, с помощью которых раскрывается сущность указанного отношения.
3.Изучив теоретическое обоснование названной проблемы, сделать по ней соответствующие выводы.

Содержание

Введение

Глава I. Автор и герой в эстетической деятельности.

1.Автор и герой в литературоведении.
2.Интерстекстуальность проблемы взаимоотношения автора и героя в русской литературе.
Глава II. Автор и герой в творчестве В.М. Шукшина.

2.1. Своеобразие героев В.М. Шукшина.

2.2. Речевое поведение героев рассказов В.М. Шукшина.

2.3. Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 138.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Автор и  герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю» 
 
 
 
 

                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

Глава I. Автор и герой в эстетической деятельности.

    1. Автор и герой в литературоведении.
    2. Интерстекстуальность проблемы взаимоотношения автора и героя в русской литературе. 

Глава II. Автор и герой в творчестве В.М. Шукшина.

2.1. Своеобразие героев В.М. Шукшина.

2.2. Речевое  поведение героев рассказов В.М.  Шукшина.

2.3. Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Замечательный русский писатель Василий Макарович  Шукшин, которому 25 июля 2008 года исполнилось  бы 79 лет со дня рождения, является одним из крупнейших мастеров художественного отображения и осмысления человеческого общения. По словам С. Залыгина, Шукшин был «открывателем характеров, которые, не будучи исключительными, обязательно несут в себе что-то особенное, то, что утверждает в них их собственную, а не заемную личность»1. Этим можно объяснить «загадку» шукшинского стиля, его «неправильность»: авторская речь в его прозе зачастую мало отличается от речи персонажей, следует как бы в том же духе, что и речь героев. Все стилевые и прочие особенности творческого почерка Шукшина  идут от жизни, от характеров и судеб, которые он стремился передать.

    Как писатель Шукшин сложился необыкновенно  быстро – практически с самых  первых своих произведений. Причем настолько прочно и определенно, что уже первая его книга дала основание критике говорить об особом, «шукшинском» герое, об особой сфере действительности, введенной в литературу именно им, Шукшиным. Но такие литературоведы как А.И. Овчаренко, В.М. Коробов отмечают, что Василий Шукшин в своих нравственных и эстетических исканиях следует пути, намеченному Гоголем, Достоевским, Чеховым, Некрасовым; они нашли немало точек соприкосновения героев писателя с героями его великих предшественников.

    Например, стремясь выразить свое отношение к труду, Шукшин берет в «помощники» Н.А. Некрасова: Знай работай да не трусь!» Созвучна некрасовской «крестьянская трудовая этика»2 писателя и его героев. Они осмысливают труд как форму духовного существования, как самый надежный способ духовного спасения.

    _________________

1 Критика и публицистика. – М., 1987. – С. 170

2 Лебедев Ю.В. «Наш любимый, страстный к страданию поэт» // Литература в школе. – 1996. - №6. – С. 16.

    Можно говорить о том, что В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Герои Василия Шукшина, подобно героям Льва Толстого, проходят путь нравственных исканий. Писатель стремится раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их жизни, в моменты выбора, разочарования, открытия и самопознания.

    Но  в истории современной русской  литературы Шукшин был признан как глубочайший знаток ежедневной, домашней, обиходной философии нашего современника, знатоком и выразителем человеческих душ. Нравственные идеалы писателя воплощаются в характерах его героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому человеку. Поэтому, совершенно закономерно, что целью данной работы является проанализировать и определить роль взаимоотношений автора и героя на примере романа В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

    Данная  цель реализуется посредствам следующих задач:

    1. Выделить в романе «Я пришел дать вам волю» моменты соприкосновения автора и героя.
    2. Определить средства,  с помощью которых  раскрывается сущность указанного отношения.
    3. Изучив теоретическое обоснование названной проблемы, сделать по ней соответствующие выводы.

    Цель  и задачи обусловили структуру данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Первая  глава: «Автор и герой в эстетической деятельности» носит реферативный характер. В ней излагается проблема взаимоотношения автора и героя, начиная с античности и до наших дней.

    Вторая  глава представляет собой практическую часть, в которой анализируется  роман В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю» и раскрывается все  своеобразие взаимоотношений автора  и его героев.

    В заключении описаны выводы, полученные в результате исследовательской  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

    1. Автор и герой в литературоведении

    Проблема  отношений «автор-герой» в пределах одного произведения ставилась и  изучалась еще с античности. В русской литературе после наиболее яркого представителя в разработке этой проблемы А.С. Пушкина, возникла целая плеяда писателей, занимавшихся данным вопросом: Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой.

    Теоретическое обоснование терминов «автор-герой» получило в русском литературоведении широкое толкование в самых разнообразных источниках (литературные энциклопедии, словари, критические статьи). В данной работе приведем некоторые истолкования  вышеуказанных терминов.

    Образ автора (от лат. «виновник, создатель, сочинитель») – создатель литературного художественного произведения как целого, налагающий свой профессиональный отпечаток на его художественный мир. Присутствие автора дает о себе знать даже в безымянных фольклорных произведениях, т.к. в них ощутим единополагающий речевой акт, но образ автора в них  полностью еще не сформирован. С развитием индивидуального творческого подхода к авторству (особенно в эпоху романтизма) в художественный строй произведения все больше втягиваются содержательные (характерологические, мировоззренческие) аспекты личности автора, особенности его идейно-эстетической позиции. Разнообразные литературно- художественные течения порождают философски насыщенные образы- символы авторского самосознания. Например, очевидна связь между умонастроением романтизма и ролями автор как «проклятого», «пророка», «жреца», «демонов» (в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова). Роль пророка может быть воспринята и в широком смысле вдохновенного всенародного служителя, часто противостоящего толпе. Такими являются образы автора в произведениях А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского.

      Для западного автора характерна в основном роль шута, клоуна, демонстрирующего изнанку общественного и мирового порядка. В сочинениях автобиографического и лирического плана автор выступает не только как творец, но и как участник собственного произведения, т.е. в качестве художественного воплощенного человеческого образа, но и здесь встает вопрос о совпадении и схождении этого эстетически претворенного образа с реальной личностью сочинителя. В драматических жанрах автор- организатор сценического действия, а в эпических автор-повествователь - это косвенная форма присутствия автора-сочинителя в тексте. В художественной прозе «голос» или образ автора - это личный источник тех слоев художественной речи, какие нельзя приписать ни герою, ни вымышленному рассказчику. В связи с этим русский ученый В.В. Виноградов трактует образ автора как речевой образ.

    Исторически автор впервые появляется в лирическом роде литературы. Складывается и форма повествования от первого лица, привязанная к условному литературному «я» или «мы» - так отражается желание автора говорить с читателем от своего собственного имени. В античной литературе голос автора был окрашен внеличными тонами, романтизм же провел литературу через школу психологического самонаблюдения и высвободил личные тона авторского голоса.

   Затем в реалистической литературе 19 века  исчезают формы условной персонификации автора – исчезает повествовательное «я»» или «мы» и достигается иллюзия ничем не опосредованного саморазвития жизни. В классическом романе 19 века изображение преобладает над изложением, автор как бы устраняется из сцен общения героев – в этом заключается сложность определения  его позиции и интерес ее изучения. Автор при этом внедряется  во всю речевую структуру. Слово автора откликается на слово героя, переосмысливая его. Сознание  автора-повествователя панорамирует  с любыми пространственно-временными позициями внешнего мира, но и получает способность совмещаться с сознанием каждого  из героев. Слова автора и героя могут быть равнозначны, но автор может выступать в роли «кукольника», дергающего за веревочки марионеток (таким автором является, например, Н.В.Гоголь). Авторские роли многообразны: любопытствующий естествоиспытатель (И.А. Гончаров «Обломов»), наблюдатель и судья (Л.Н.Толстой), спутник-наблюдатель, дающий о себе знать моментом эмоциональной заинтересованности (А.П. Чехов). На примере приведенных возможных ролей автора становится заметным, что со второй половины 19 века происходит отвердение  индивидуальных авторских стилей, являющихся одним из средств выражения авторского  голоса в тексте произведения.

     Сущность и функции автора  во многом определяются его  «всенаходимостью» по отношению  к реальному и вымышленному миру. И в этом отношении автор противопоставляется в первую очередь герою. Автор - источник единства эстетической реальности, в связи с этим автор должен быть отграничен от писателя как исторического и частного лица - с одной стороны, и от «изображающих субъектов» (повествователь, рассказчик) – с другой. Автор по отношению к герою, его особая заинтересованность в нем подобны отношению Бога-творца к человеку (его творению) и обусловлены тем, что изнутри самой жизни нельзя увидеть ее итоги (ни фактические, ни смысловые). Именно поэтому возникает внежизненная активность автора, его отстраненность. Создать границы жизни героя и этим завершить мир произведения можно лишь извне, в абсолютном сознании, где эти итоги уже наличествуют,  и поэтому становится возможным созерцание становящейся жизни как уже совершившейся.

    Герой - действующее лицо в литературном произведении, носитель точки зрения на действительность, на самого себя и  других персонажей. По степени участия  в ходе событий и по степени  близости их автору или авторской заинтересованности герой может быть главным и второстепенным. Произведение, особенно эпическое и драматическое, всегда содержит иерархию изображенных лиц, так что «второстепенные» персонажи  воспринимаются как служебные, необходимые не сами по себе, а для понимания лиц первого плана. Именно с лицами первого плана связан так называемый «наивный реализм» восприятия и проистекающие из него споры с героями, суд над ними. Герой часто не отграничивается, с одной стороны -  от типа, когда последнему приписывается нормативное для всякого образа единство индивидуального и общезначимого, с другой стороны – от характера, свойственного для изображения человека в искусстве. Второстепенный персонаж может быть отличным от главного героя по степени участия в действии. Персонаж – образ, очерченный в соответствии с идейным замыслом автора. Описываемые поступки, переживания героя помогают автору возвысить одних персонажей над другими, т.е. являются средством, выражающим авторское отношение к герою.    

   В литературе различаются по  принципам построения два   основных типа героического образа.

   Романтический герой – это  образ, воплощающий тип героя,  который писатель стремится увидеть  в действительности, но который  в силу исторических причин  еще не стал типическим, хотя проявление его предопределено ходом развития истории. Таков, например, образ Мцыри у Лермонтова.

   Реалистический герой - это тот  тип героя, который писатель  находит в самой действительности. Таков, например,  Рахметов Чернышевского.

    Жанровая  сущность произведения также имеет  косвенную связь с взаимоотношениями  «автор-герой» в тесте. Так, например, ведущая структурная особенность романтической поэмы – параллелизм судьбы персонажа и автора, проходящих через примерно сходные испытания и приобретающих одинаковый опыт - опыт романтического отчуждения («Кавказский пленник», «Цыганы» А.С.Пушкина). Род литературы (уже говорилось о том, что в лирике дистанция между автором и героем минимальна, а в драме и эпосе может быть максимальной) и жанр произведения оказывают определенное влияние на степень отдаления автора от героя. В связи с этим способы ведения повествования крайне многообразны, но их все же можно свести к трем основным типам, или ситуациям (классификация немецкого исследователя К. Штанцеля). Согласно вышеобозначенной классификации, выделяют следующие типы повествования:

Информация о работе Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»