Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является проанализировать и определить роль взаимоотношений автора и героя на примере романа В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Данная цель реализуется посредствам следующих задач:

1.Выделить в романе «Я пришел дать вам волю» моменты соприкосновения автора и героя.
2.Определить средства, с помощью которых раскрывается сущность указанного отношения.
3.Изучив теоретическое обоснование названной проблемы, сделать по ней соответствующие выводы.

Содержание

Введение

Глава I. Автор и герой в эстетической деятельности.

1.Автор и герой в литературоведении.
2.Интерстекстуальность проблемы взаимоотношения автора и героя в русской литературе.
Глава II. Автор и герой в творчестве В.М. Шукшина.

2.1. Своеобразие героев В.М. Шукшина.

2.2. Речевое поведение героев рассказов В.М. Шукшина.

2.3. Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.

    Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца (“Беспалый”).

    Оскорбил  очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился  и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись...”) и т. д. и т. п.

    В таких ситуациях герои Шукшина  могут даже покончить с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева (“Обида”), “несгибаемая” тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И ...схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин (“Кляуза”). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго...

    Нет, Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности - писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.

    Шукшинский  герой, сталкиваясь с “узколобым гориллой”, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать: “Тут надо сразу бить табуреткой по голове - единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо” (“Боря”). Это чисто “шукшинская” коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они - это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека. И все чаще, столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, “шутейным”, но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого - о “благодушной бесконфликтности” произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости (“Осенью”).

    Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников  Любавиных, вольнолюбивого мятежника  Степана Разина, стариков и старух, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов - реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек? В чем суть его бытия на Земле?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Речевое  поведение героев рассказов В.М.  Шукшина.

    Рассказы  писателя показывают многообразие «моделей»  человеческого поведения в различных  жизненных ситуациях. Поиск национального  характера выразился с необычным складом души. Таким людям свойственна эксцентричность, импульсивность, непредсказуемость поведения. Они совершают логически необъяснимые поступки, вызывая удивление и недоумение у окружающих: Монька Квасов («Упорный») мечтает построить вечный двигатель; Андрей Ерин («Микроскоп») занимается изучением микробов для спасения человечества; Степка (одноименный рассказ) убежал из лагеря за три месяца до окончания срока, чтобы повидаться с родными; Сергей Духанин («Сапожки») неожиданно купил жене дорогие, красивые, но непрактичные в деревенском быту сапожки.

    «Чудикам» противопоставлены «античудики», «энергичные  люди»: «хозяин бани и огорода», который  за «две моркови изувечит»; «свояк Сергей Сергеевич»; развращенный жульничеством, дурными привычками деревенский делец Баев; «крепкий мужик» Шурыгин, «крепкая нравом» теща Зяблицкого Елизавета Васильевна и т.п.

    Особую  модель поведения демонстрируют  такие герои, как  «профессиональный  разоблачитель» Глеб Капустин, «непротивленец»  Макар Жеребцов, «генерал Малафейкин», деревенский «психопат» Кудряшов, «мужик Дерябин», «вечно недовольный Яковлев». Им свойственно гордое сознание своей непогрешимости, права всех обличать.

    Характеризуя  речевое поведение персонажей Шукшина, можно говорить о довольно отчетливо  выраженной конфликтности в их повседневном общении.

    С точки зрения гармоничного/дисгармоничного  поведения, рассказы писателя представляют два типа языковой личности: конфликтный («энергичные», «крепкие» люди и  «демагоги») и центрированный («чудики»).

    «Крепкие» люди демонстрируют в отношении  окружающих негативную позицию в виде агрессии. Это проявляется в выборе соответствующих тактик общения: неприятия и отторжения, угрозы, оскорбления, упрека, обвинения.

    Конфликтный тип речевого поведения ярко представлен в образе Ольги Сергеевны Малышевой («Бессовестные»). Сюжет рассказа воскрешает историю неудачного сватовства овдовевшего семидесятилетнего старика Глухова к старухе Отавиной, которую он когда-то тайно любил. В качестве свахи он выбрал Ольгу Сергеевну Малышеву, тоже старушку, но «помоложе Отавихи, побашковистей». Шукшин подробно описывает «экзекуцию», устроенную «сознательной» Малышевой «бессовестным» старикам: «Выслушала я вас обоих… Конечно, это ваша личная жизнь, вы можете сходиться… Люди с ума сходят, и то ничего. Но я хочу все же вас спросить: как вам не совестно? А?.. Да люди всю жизнь живут одинокие… Я всю жизнь одинокая, с двадцати трех лет одинокая…»

    Для Малышихи особую значимость имеет собственный  жизненный опыт, который она пытается навязать старикам. В своем речевом  поведении она придерживается тактик неприятия, укора, осуждения.

    Шаблонные, стандартные фразы свидетельствуют  о той статусной позиции, которую  Малышева занимала в прошлом, когда  работала секретарем в сельсовете:

    « - … На других пальцем не показываете  – грех. А сами? Какой же вы пример подаете молодым! Вы об этом подумали? Вы свою ответственность перед народом понимаете? – Малышиха постучала сухими костяшками пальцев по столу. – Задумались вы над этим? Нет, не задумались. Эгоисты. Народ сил своих не жалеет – трудится – а вы со свадьбой затеетесь…»

    Малышиха  бесцеремонно перебивает стариков, диктует  собственную точку зрения («Всех  бы она переделала, перекроила…», «Всех  бы она учила жить, всех бы судила»). Обойденная жизнью, она унижает стариков, называя их: «бессовестные», «эгоисты», «подзаборники», «животные». А для Глухова у нее находятся слова похлеще («жеребец», «козел»). Тот факт, что она сохраняет в тайне историю необычного сватовства, свидетельствует о личностном мотиве намеренного расстройства свадьбы Глухова и Отавиной. Речевое поведение Малышевой свидетельствует о ее психологической ущербности и подчеркивает драму одинокого человека, страдающего от собственной неуступчивости, эгоизма, узости взглядов, самолишения, от своего вздорного характера.

    Главная речевая стратегия таких демагогов – навязывание собственного мнения, своего жизненного опыта. Они используют императивные тактики поучения, совета, приказа. Такова и доминирующая установка в речевом поведении почтальона Макара Жеребцова. Стремление к самореализации воплощается у Макара в желании «учить жить»: он ходил по домам и «обстоятельно, въедливо учил людей добру и терпению». Это проявляется в бесконечных назиданиях Жеребцова, хотя он понимает, что люди не нуждаются в них: «А завтра опять пойду по домам, опять полезу с советами. И знаю, что не слушают они моих советов, а удержаться не могу. Мне бы в большом масштабе советы-то давать, у меня бы вышло. Ну, подучиться, само собой… У меня какой-то зуд на советы. Охота учить, и всех, хоть умри».

    Макар не способен оказать действенную  помощь людям, он играет роль стороннего наблюдателя, которого называют «пустозвоном»:

    « - Ты лоботряс, только рассуждать умеешь…  Ходишь по деревне, пустозвонишь… Пустозвон. Чего ты лезешь не в свое дело?

    - Я вас учу, дураков. Ты приехай  к нему, к Петьке-то, да сядь выпей с ним…

    - У тебя прям не голова, а  сельсовет.

    - Да. Выпей. А потом к нему  потихоньку в душу: сократись,  сынок, сократись, милый. Ведь  мы все пьем по праздникам…»

    Бессилие  что-либо изменить превращает Макара в  демагога. Навязчивый, он только раздражает односельчан: «Старухи обижались. Старики посылали Макара… дальше»; «Но Макара не хотели слушать – некогда. Да и мало на селе в летнюю пору встречных». Иногда его «деятельность» приносит ему вред. Пытаясь дать совет Ивану Соломину в выборе имени только что родившемуся сыну, Жеребцов «за совет» получает «пинка под зад» - и неспроста: Макар не испытывает уважения к людям, презирает их, для него они «бараны», «кроты», «дураки».

    Центрированный  тип языковой личности присущ «чудикам». Их речевое поведение не соответствует выбранной тактике общения и намерениям собеседника. Дисгармония мироощущения «чудиков» приводит к коммуникативным неудачам.

    «Чудики»  нередко оказываются беспомощными перед самыми простыми ситуациями. Они не умеют правильно строить  общение. Так, конфликт Андрея Ерина и его жены Зои в рассказе «Микроскоп» начинается с сообщения мужа о потере денег:

    «Как-то пришел домой – сам не свой –  желтый; не глядя на жену, сказал:

    - Это… я деньги потерял. –  При этом ломаный его нос  (кривой, с горбатинкой) из желтого стал красным. – Сто двадцать рублей.

    У жены отвалилась челюсть, на лице появилось  просительное выражение: может, это  шутка?.. Она глупо спросила:

    - Где?

    Тут он невольно хмыкнул.

    - Да если б знал, я б пошел  и…

    - Ну, не-ет!! – взревела она. –  Ухмыляться ты теперь долго будешь! – И побежала за сковородником. – Месяцев девять, гад!»

    Коммуникативный акт может не состояться и в  случае «эффекта обманутого ожидания». Подобное случается с Чудиком («Чудик»), который вместо благодарности от соседа, летящего с ним в самолете, сталкивается с агрессией:

    «Лысый  читатель искал свою искусственную  челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать.

    - Эта?! – радостно воскликнул он. И подал. 

    У читателя даже лысина побагровела.

    - Почему надо обязательно руками  трогать! – закричал он шепеляво.

    Чудик растерялся

    - А чем же?

    - Где я ее кипятить буду? Где?!

    Этого Чудик тоже не знал».

    Негативная  реакция персонажа выражается не только в его высказываниях, но и  в авторских комментариях («лысина  побагровела», «закричал он шепеляво»).

    Чудики  тяготеют к ссорам, выяснению отношений. Яркий пример такого диалога представляет перебранка Броньки Пупкова с  женой:

    « - Чего, как пес побитый, плетешься? Опять!..

    - Пошла ты!.. – вяло огрызался  Бронька. – Дай пожрать.

    - Тебе не пожрать надо, не пожрать, а всю голову проломить безменом! – орет жена. – Ведь от людей уж прохода нет!..

    - Значит, сиди дома, не шляйся»  («Миль пардон, мадам!»).

    Жена  главного героя, уставшая от «странностей»  мужа, нуждается в эмоциональной  разгрузке. Ее агрессивное вербальное поведение вызывает ответный выпад. В диалоге используются оскорбление, угроза, осуждение.

    Исследование  речевого поведения шукшинских героев позволяет вычленить основные типы характеров, так привлекавших внимание писателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»

    Образ Степана Тимофеевича Разина занимал  Шукшина давно. Но, поначалу, не как  образ героя будущего романа, а  как личность, как некий пока еще  не совсем определенный, а как бы предощущаемый нравственный эталон, лишь отдельными своими сторонами соотносимый с реальной действительностью. Писатель считал, что Степан Разин чем-то близок современному русскому человеку, что его характер является воплощением национальных особенностей нашего народа. В последствии, это важное для себя открытие Шукшин хотел донести и до читателя.

Информация о работе Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»