Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является проанализировать и определить роль взаимоотношений автора и героя на примере романа В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Данная цель реализуется посредствам следующих задач:

1.Выделить в романе «Я пришел дать вам волю» моменты соприкосновения автора и героя.
2.Определить средства, с помощью которых раскрывается сущность указанного отношения.
3.Изучив теоретическое обоснование названной проблемы, сделать по ней соответствующие выводы.

Содержание

Введение

Глава I. Автор и герой в эстетической деятельности.

1.Автор и герой в литературоведении.
2.Интерстекстуальность проблемы взаимоотношения автора и героя в русской литературе.
Глава II. Автор и герой в творчестве В.М. Шукшина.

2.1. Своеобразие героев В.М. Шукшина.

2.2. Речевое поведение героев рассказов В.М. Шукшина.

2.3. Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    Роман «Я пришел дать вам волю» рождался быстро, ибо подвигала Шукшина  вперед неистовая, сравнимая только с разинской, сила воли и горячечная, до обжигающих слез, любовь автора к  своему герою. Можно сказать, что Шукшин не изучал, а всасывал в себя необходимые ему исторические факты и реалии – настолько быстро и целенаправленно это им делалось. Но материал он «перелопатил» колоссальный. В квартире его матери в Бийске было не менее двадцати различных редких книжек, большей частью изданных в девятнадцатом – начале двадцатого века, так или иначе относящихся к истории семнадцатого века, к истории разинского восстания (это лишь малая толика литературы, к которой он постоянно обращался, чтобы выверить те или иные детали или нюансы).

    Исторический  роман – жанр трудный. А выбор  в качестве центральной фигуры личности Степана Разина множит трудности  необычайно. Шукшин не мог не считаться  с тем, что было написано до него, не считаться с творимой веками народом легендой. Сам В.М. Шукшин говорил: «Я высоко ценю прежние произведения о Разине. Хорошо их знаю и не сразу отважился на собственный роман…Успокаивает и утверждает меня в моем праве вот что: пока народ будет помнить и любить Разина, художники будут снова к нему обращаться, и каждый по-своему будет решать эту необъятную тему». Кроме того, существует еще история – наука. Судят же исторический роман по законам литературы, ибо, как произведение литературы, он подчиняется ее законам.

    В XX веке о Степане Разине написано, кроме исторических исследований, три романа. В 1926 году вышел в свет роман Чапыгина «Степан Разин», произведение, обладающее серьезными достоинствами. Впервые образ вождя крестьянской войны предстал очищенным от наслоений буржуазной историографии. Не исчадие ада, не лютый разбойник, а защитник и мститель – таков в изображении Чапыгина Степан Разин. Однако образ Степана Разина в романе несомненно романтизирован. Сам Разин наделен чертами личности исключительной. Нет сомнения, что руководитель восставших масс должен быть фигурой сильной – физически и духовно. Исстари народные представления о вожде сливали воедино мощь физическую с ясным умом и добрым сердцем.

    Написанный  во время теории «бесконфликтности», хотя и в строгом соответствии с историческими фактами, роман Злобина представляет необычайно развитого политически, «спрямленного» Степана Разина. Некоторые речи Разина, обращенные к войску, если очистить их от слов, создающих исторический колорит, можно было приписать какому-либо партизанскому командиру времен гражданской войны…

    Об  этом, по сути, говорил и Шукшин: «С высоты трехсот лет фигура Разина гораздо сложнее, объемнее, противоречивее. В своем неудержимом стремлении к свободе Разин абсолютно  современен, созвучен нашим дням. При  всем том он остается человеком своего века. И не хочется сглаживать, вытаскивать его оттуда в наше время».

    Один  художник, романтически возвеличивая русскую вольницу и боясь повредить  своему герою, стыдливо умалчивает об экспансивности, вспыльчивости и  неоправданной жестокости атамана; другой, игнорируя историческую ограниченность движения, «нажимает» на высокие цели его.

    Но  показать народное движение под руководством Разина с самого начала обреченным на неудачу, раздираемым внутренними  противоречиями, показать разительное несоответствие целей и средств к их достижению, не сгущая при этом красок, не прибегая к модернизации образа, смог Василий Макарович Шукшин. Разин в его изображении не «традиционный великан», но человек умный, наделенный огромной духовной силой, подчиняющий себе окружающих. Главную заботу В. Шукшина составляло постижение внутренних мотивов, побуждений, руководящих Разиным. Нужно было проникнуть в сердцевину образа, чтобы за всеми внешними противоречиями встал живой, но вместе с тем и исторический человек. Шукшин не избегал и изображения темного в Разине, но всегда находил ему убедительное объяснение. Например, страшен в романе эпизод с порубленной Разиным иконой Богородицы. Писатель видит героя глазами его сподвижников, которых охватывает в этот момент чувство страха. Этот страх как предчувствие возмездия. Автор знает: за все свои добрые и дурные поступки человеку придется расплачиваться. Не небесная кара настигает переступивших нравственный закон героев Шукшина, гибнут они от руки человеческой, от руки того, кто тоже грешен, кто разрешил себе «кровь по совести».

    В образе Разина писатель показал, что  народ восстает не против Бога, но против продажных церковников, против «ненавистного, злого идола – бумаг», этого  символа государства, опорой которого была церковь3. Разин в романе говорит: «Рази мы Бога обижаем? У меня на Бога злости нету». Вопрос о вере в романе «Я пришел дать вам волю» остается открытым, как, видимо, оставался он нерешенным и для самого автора. Белов в своих воспоминаниях пишет: «Двигался ли к Богу сам Шукшин? Мне кажется, да. Некоторые его поступки указывали на это вполне определенно»4.  
 
 

    ________________

3 Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М., 1990. – С. 51.

4 Белов В. Тяжесть креста // Наш современник. – 2000. - № 10. – С. 131.

    Три коренные проблемы решаются в романе: судьба России, судьба народного восстания, личность и трагедия Разина. Вопрос о судьбе Руси и всего народа был  продиктован историческими обстоятельствами .В романное пространство вместилось огромное историческое содержание: сцены на Волге и на Дону, война с царскими боярами, воеводами, стрельцами, динамика народных масс. В. Шукшин раскрыл новые возможности слова в романном повествовании, достигая полного слияния исторической масштабности с художественной. Раздумья писателя о земле, родине, судьбе народа становятся поэтической канвой содержания. Новое социально-нравственное чувство рождается из первоначальных, смутных пока восприятий и впечатлений, когда перед восставшими открывается земля в нескончаемых просторах степи, пашни. Цель разинского движения: дать волю городкам, весям, разноплеменному люду, покарать бояр, утвердить справедливость. В народной памяти Разин — защитник обиженных и обездоленных, фигура яростная и прекрасная — с этим бессмысленно и безнадежно спорить. С его образом в повествование входит тема неуемных страстей, жажды свободы и независимости. В нем автор видит средоточие национальных особенностей русского народа, вместившихся в одну фигуру, в одну душу. Степан Разин поражает мощью своих страстей, размахом замыслов, неустанной работой мысли и даже склонностью к рефлексии. Рисуя этот характер, Шукшин не только вводит нас в атмосферу широкой, грозной войны, но и представляет “век минувший”: в романе раскрывается роль и влияние на события личностей, идущих наперекор абсолютизму. Разин как исторический характер изображен в момент высшего подъема национального самосознания, который проявляется в формах крестьянского и религиозного движений, направленных против абсолютизма. Призыв к защите обездоленных и обиженных, ненависть к несправедливой власти, сила правдоискательства — все это, отзываясь в сердцах многих поколений, стало достоянием народного духа. Через сто лет грянуло пугачевское восстание, подтвердив еще раз духовную силу разинских идей. В трагедии Разина воплотилась духовная драма народа, неразрешимые противоречия сознания и характера, комплекс вины человека, несущего ответственность за свои действия и за весь народ, постигающего безысходность создавшегося положения. Картины, образующие пространственную “раму” повествования, исполнены динамики, психологизма. Каждая отдельная фигура освещается событием. В малом, которое представлено в бесконечном многообразии типов, лиц, характеров, неизменно просматривается масштабное. Взаимодействие этих планов — важнейший композиционный и монтажный принцип. Характерны, например, сцены казачьего круга, открывающего действие, или переговоры Степана с астраханским воеводой Иваном Прозоровским. Психологический анализ широко и многообразно претворяется в романе: в драматизированных формах пейзажа и массовых сцен, в последовательности авторского изображения внутренних состояний Разина. Прямая и косвенная речь особенно динамична и весома, она становится средством самоанализа в моменты высокого драматического напряжения.

    Последние страницы романа написаны в строгом  соответствии с историческими документами. Чутье художника подсказало Шукшину: любой, даже самый прекрасный, вымысел, любые стремления приукрасить последние дни атамана будут фальшивы. А это Шукшин ненавидел и в искусстве и в жизни больше всего.

    Менее других авторов Василий Шукшин цитировал  исторические документы, почти не заботился  о насыщении художественной ткани  романа историческим реквизитом, но его роман «Я пришел дать вам волю» - подлинно современное историческое произведение.

    Сложный образ Степана Разина в романе покоряет своей психологической  глубиной и достоверностью. Поэтому  хочется повторить горьковские  слова, сказанные о другом историческом произведении: «…Хотя я не ожидал встретить его таким. Но Вы показали его так убедительно, что, должно быть, он таков и был».

    Заключение

    В результате проделанной работы еще  раз подтвердилось, что В.М. Шукшин поистине является выразителем человеческих душ. Его талант самобытен и неповторим. Каждый последующий герой не похож на предшествующий. Герои Шукшина – внутренне свободные люди, им дарованы предками и небесами чувства свободы и красоты.

    Шукшин-художник по-мужски немногословен, но всегда и  во всем настойчиво стремится быть правдивым и предельно откровенным. Это соответствует его жизненной позиции: «Нравственность есть Правда». Правда в творчестве Шукшина становится не только нравственным постулатом. Она и эстетический принцип писателя5. Шукшин судит героев, и поступки, и все, что происходит с ними, с высоты общенационального, общенародного сознания. Он убежден, что Правда – это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду. В этом смысле роль писателя Шукшина подобна роли летописца Пимена у Пушкина: правда их произведений – это правда-справедливость, которую знает и несет русский народ, в ней мало общего с официальной, насаждаемой властью точкой зрения.

    Шукшин  остро почувствовал в своем читателе, простом и скромном русском человеке, необычайное доверие к печатному слову. Твардовский о таком доверии говорил: «Возможно, он (один из авторов-непрофессионалов) еще на такой стадии своих литературных представлений, когда человек искренне полагает, что бумага не терпит лжи и утайки. Если уж пишешь, то пиши все, как было, не лукавь. Это то же самое святое отношение к книге, какое бывает в детстве или раньше было у мужиков: в книге все правда, в книге не может быть неправды.  
 

    _____________

5 Елистратов В.С. Словарь языка Василия Шукшина. – М., 2001. – С. 392-428.

Наивное, но трогательное и дорогое представление  о книге, о литературе6. Шукшин понимал и то, что такой читатель необычайно чуток к правде в произведении, в нем живет потребность правды особого качества, правды из первых рук, правды непосредственного живого свидетельства. И этим представлениям читателя Шукшин стремился соответствовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    _____________

6 Кондратович А. Три рукописи: Из воспоминаний о Твардовском // Подъем. – 1973. - № 6. – С. 143.

Список  литературы

Информация о работе Автор и герой в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю»