Авторская песня и её традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Авторская песня до сих пор остается предметом непрекращающихся споров. Её противники заявляют о самоценности поэтического слова и ненужности музыкальных «подпорок» к нему, защитники в ответ предлагают им добиться такой же гармонии слова и мелодии, как у бардов; противники углубляются в поэтику и обличают упрощённый синтаксис и ослабленную метафоричность авторской песни, защитники углубляются в историю и напоминают об изначальном синкретизме лирики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1.Истоки бардовской песни……………………………………………..
2. Особенности бардовской песни. Барды…………………………….
3. Лирико-романтическое начало в авторской песне…………………
4. Крылатые выражения из песенной поэзии В. Высоцкого,
Б. Окуджавы и А. Галича на примерах публицистических статей..
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

авторская песня.docx

— 59.31 Кб (Скачать)

                 Ингушский государственный университет

 

  

 

                            РЕФЕРАТ

На тему: Авторская  песня. Её традиции и особенности  творчества В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича.

                    

                                

 

 

   

                                      

                                                              Выполнила: студентка 5-го курса РГ

                                                            Картоева З. А.

                                                              Проверила : Бекова М. Р.

 

 

 

                                                Магас  2012

                                               Содержание

Введение……………………………………………………………………..

1.Истоки бардовской песни……………………………………………..      

2. Особенности  бардовской песни. Барды…………………………….

3. Лирико-романтическое начало в авторской песне…………………

4. Крылатые выражения из песенной поэзии В. Высоцкого,

  Б. Окуджавы  и А. Галича на примерах публицистических статей..

 Заключение…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение  

 

        Первыми  «поющими поэтами» советской  эпохи стали М. Анчаров и  Б. Окуджава, начавшие в 1940-е,  а в 1950-е имевшие уже не  только замечательные песни  («Кап - кап» - Анчаров, «Надежда, я вернусь  тогда» и «До свидания, мальчики»  - Окуджава), но и замечательных единомышленников – последователей (в основном из студентческой среды): Н. Матвеева, Ю. Визбор, А. Якушева, Ю. Ким, Е. Клячкин, А Городницкий, Ю. Кукин – это «первая волна» авторской песни. Впрочем, тогда её ещё называли студенческой или туристской, ориентируясь на приеимущественную её бытования и тематику. Конец 1950-х годов был этапом интенсивного развития жанра: от «камерного» исполнения «когда поэт пишет музыку и в узком кругу поёт свои стихи под гитару, выражая свои настроения» (Б. Окуджава), до многолюдных (чаще, правда, неофициальных) концертов.

        1960-е  годы характеризуются не только  тем, что жанр стал поистине  массовым (клубы самодеятельной  песни по всей стране насчитывали  2 млн.человек, проводились грандиозные  фестивали под Самарой со стотысячной  аудиторией слушателей), но и тем,  что с приходом таких ярких  творческих индивидуальностей, как  В. Высоцкий, А. Галич, независимость  и оппозиционность этого движения  по отношению к официальному  искусству стала особенно явной,  а поэтика значительно обогатилась.  Вообще 1960-е годы, видимо, можно считать  временем окончательного утверждения  бардовской песни, как самостоятельного  течения в отечественном искусстве.  Как и у всякого исторического  явления бывает своё «ядро», период  определяющий судьбу такого явления,  так и у авторской песни  был такой решающий период  – 1960-е годы. Именно на его  материале и следует начинать  разговор о её глубинных импульсах  и закономерностях.

      Авторская песня до сих пор остается предметом непрекращающихся споров. Её противники заявляют о самоценности поэтического слова и ненужности музыкальных «подпорок»  к нему, защитники в ответ предлагают им добиться такой же гармонии слова и мелодии, как у бардов; противники углубляются в поэтику и обличают упрощённый синтаксис и ослабленную метафоричность авторской песни, защитники углубляются в историю и напоминают об изначальном синкретизме лирики.

      

1.  Истоки бардовской песни.      

     В Советском  Союзе, в середине ХХ века, возник  новый песенный жанр, который  в дальнейшем приобрел известность  под названием бардовская песня. Выросшая из художественной самодеятельности, освободившаяся  от культурной политики, насаждаемой советской властью, бардовская песня очень быстро получила  широкую популярность среди гражданского населения. Отличительной чертой бардовской песни является ее особенное исполнение  автором под гитару. Как правило, авторы этих песен являлись  авторами и стихов и музыки. Отсюда берет начало и само название - «авторская песня».

       На рубеже  ХV-XVI вв., наблюдается рождение и становление русской лирической песни. Она характеризуется особой «надрывной психологической выразительностью», простотой и незамысловатостью. На  суд зрителя бард-песеник выносит свои произведения,  лишь тогда, когда сам  испытывает внутреннюю потребность в этом. Время не стоит на месте.

      В XVIII – XIX веках возникает и формируется демократический стиль городской песенной лирики. Именно этим  периодом российский ученый, поэт, бард Д. Сухарева в своей монографии «Введение в субъективную бардистику», с скрупулезностью социолога, определяет корни авторской песни. Таким образом, на рубеже XVIII – XIX веков, авторская песня становится транскрипцией современной поэзии. Поэты, пробующие себя в жанре авторской песни, развивая старые традиции, пользуясь многообразием тематики, придают бардовской поэзии особую лиричность. Из-за обширности используемых тем их поэзия глубоко особенна. Красной строкой по страницам их сборников проходит тема Родины. Чуть ли не в каждом произведении нами прослеживаются ее Образы. У каждого свой, только ему присущий образ. И, может быть, старый дом в родной деревне, или место давно прошедшего боя -  у каждого из авторов, свое глубоко личное ощущение Родины.  Современная поэзия отлична своим разнообразием. Диапазон, охватываемых ею проблем, необычайно  широк. Обращает на себя внимание огромная популярность и широкая известность в народе песен солдат, матросов,  фабричных рабочих, крестьян. Романсом называются песни городских мещан, в деревнях ни один крестьянский сбор не проходит без потешных, а нередко и скабрезных частушек. Итак,  в  ХХ веке авторская песня  включается в систему массовой музыкальной культуры. Это говорит нам о том, что именно в этот период авторская песня полностью сформировалась и выделилась из огромного описанного выше разнообразия в самостоятельный песенный жанр. Песня становится пьесой одного актера. Во время «оттепели», точнее в 50-60 годы ХХ века, в культурной жизни страны, замечается массовый интерес к поэзии, отмечает Д. Сухарев (Сухарев 2000: 184). И именно в этом периоде свои стихи на концертных площадках читали Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. В музыкальной жизни общества военные песни постепенно уходят в историю, а мирные песни начали приобретать официально-помпезный характер. Появляется «поэзия под гитару», термин, который ввел  Б. Окуджава в песенную поэзию. Этот период и является вершиной русской песенной поэзии во главе с такими бардами, как: А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким, Ю. Визбор, Е. Клячкин, А. Городницкий.

2. Особенности бардовской песни. Барды

         Определения  «Современного словаря иностранных слов» Л. Баша и словаря  Ожегова независимо и отдельно друг от друга, потверждают слова Б. Окуджавы.

Бард (от употребляемой в кельтской группе языков «bard») – « это прежде всего

  • Певец-поэт у древних кельтов; в помпезном стиле речи – поэт.
  • Поэт и музыкальный исполнитель собственных песен»                             

        Как только простой поэт, или автор музыки для песен, берет в руки инструмент, одержим желанием выступить перед публикой, он  переживает второе рождение. Не важно, что служит ему сценой: театральные подмостки или концертный зал, дружеская вечеринка или вечер у костра – все это отходит на второй план. Здесь и сейчас он не просто исполнитель, он бард. Оглянувшись, в далекое прошлое невольно задаемся вопросом: - «Так что же еще, помимо публики, барда делает бардом?» («ЛГ»: 2006) Конечно же, это его инструмент – с тремя (балалайка) или шестью струнами, похожий на маленькую лиру или русские гусли. Инструмент этот держится вертикально, с упором на одно колено, или на плечо, а для извлечения более стройного музикального ряда используется смычок. Им исполнитель водит по струнам.

        Знакомясь с словарем  музыкальных терминов Барченкова, читая  главу «Все о музыке», мы узнали, что барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племен. Высшая власть принадлежала друидам. Они, друиды, являлись духовными руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители  кельтских богов евбаги, контролировали процесс жертвоприношения, следили за правильностью выполнения обрядов, занимались предсказанием будущего и исполняли обязанности судей. И, наконец, третье звено – барды, мудрецы с талантами  поэтов и певцов, глашатаи истины, рыцари правды и добра - они  вдохновляли воинов на победы, провозглашали мир и любовь. С ними народ и скорбил и безудержно радовался. (Берченкова 2000: 7).Барды, доносившие учение друидов в массы,  являлись посредниками между «святыми» старцами и народом. Таким образом, роль бардов считалась огромной, а уважение, которым они пользовались, было безграничным. Многие кельтские вожди  с гордостью носили «присвоенные народом» почетное звание «бард». Некоторые из древних вождей держали бардов при дворе, в своей непосредственной близости - ведь бард, это еще и «глашатый того времени». Лишь много позже они (барды) становились профессиональными музыкантами, уже не зависимыми от настроений властьдержащих. В поисках большой независимости, барды странствовали. Следуя от двора ко двору, находили себе и благодарных слушателей и более мощных покровителей. Современный обыватель считает бардом всех исполнителей, поющих собственные песни под гитару.

      Итак, возникает необходимая потребность в новой терминологии. В музыкальных кругах «собственная» песня под гитару несет название бардовской или авторской песни. Хотя, простому народу все равно: «лишь бы она достучалась до сердца». Конечно же, бардовская песня совершенно не сравнима с профессиональной. Она, по словам  Т. Чередниченко в своей статье: «.. словно из другой вселенной, в которой "неумелая" художественная работа предстает высшим мастерством, а рафинированные приемы специальной выучки совершенно неуместны» (Чердиченко 1991: 13).

     В России авторская песня основывается, если можно так выразиться, на трех китах – трех могучих, абсольютно не похожих друг на друга авторах. В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич – вот три главные вершины авторской песни. Каждый по-своему,  они раскрыли возможности песенного слова. Актер театра «На Таганке» (преемник известного режисера Ю. Любимова) В. Высоцкий - непревзойденный актер, как страстный опытный оратор, в своих текстах доводит до столкновения противоположные характеры и взаимоисключающие смыслы. Б. Окуджава более сдержан, но истина в том, что «он -  тот правый выразитель чувств и эмоции». А. Галич - создатель культурологического стиля в песенной поэзии, мастер бескомпромиссного суждения. Владимир Высоцкий ввел в обиход  выражение «авторская песня», для  того чтобы подчеркнуть, что в этой песне все делает один и тот же человек, т.е. сам придумывает стихи и мелодию, сам поет. Ю. Лорес авторскую песню назвал  высоким театральным искусством, театром одного актера, театром слова, которое здесь поётся. Так как в законченном виде бардовская песня «прозвучит только в исполнении (автором в роли актера или, наоборот, актером в роли автора) перед публикой. А значит, законченный вид произведения авторской песни предполагает сценическую площадку»  (Лорес 2001: 2).

        Более полувека в России существует бардовская  песня. Это  явление до сих пор не совсем объясненное. Песенное сочинительство, как творчество  весьма индивидуальное, тесно связано и с другими вокальными жанрами. Следовательно, изучая авторскую песню, необходимо рассмотреть в ней все аспекты, в том числе изучить авторскую песню, как явление поэтическое, музыкальное, театральное, фольклорное и социальное. Широкое расспространение авторская песня получила с  появлением магнитофонов. В Советском Союзе не существовало единой «качественной» оценки бардовской песни. Многие професиональные музыканты и литераторы либо ревниво относились к этому явлению, либо просто делали вид, что не замечают его. Так же не было и постоянной поддержки со стороны радио и телевидения. Но несмотря на все трудности, бардовская песня продолжает играть огромную роль в самоопределении русской интелигенции, русского языка, и русской культуры в целом.

       Многим знакомо имя Владимира Высоцкого. Остроумие В. Высоцкого присваевает не только развлекательную функцию, но его саркастический гений уводит сознание слушателя с привычной колеи. Потверждением этому служат отрывки из книги Копылова: «Вся русская литература».

      Исключительно лично каждым из нас воспринимается творчество Высоцкого. «Песни его  предельно понятны до боли близкие и приняты только сейчас и только тобой -  его верным слушателем» (Копылов 2002:834). Звучит парадоксально, но у каждого из нас есть «свой Высоцкий». Был такой фильм «Вертикаль», фильм замечательный, и песни в нем тоже. Но фильм прошел, и настроение к нему с годами изменилось. Был фильм и прошел, песни, написанные  Высоцким для него, остались. Они сразу же ушли к народу, они поются: и у костра туристами, и альпинисты им присвоили статус гимна. Словом, у этих песен началась своя отдельная жизнь. Высоцкому принадлежат песни широкого тематического аспекта. Есть песни любовные, песни военные и морские, спортивные и альпинистские, сказочные и мифологические. Объединяет их одна общая цель. Автор противопоставляет их жизненной рутине. Его песни рождены вечными и злободневными, простыми и сложными вопросами. Вместе - они каждому обывателю могут дать ясный и убедительный ответ на вечно присущий русской душе, исчерпывающий поиск «смысла жизни». Словами самого автора, его целью было «царапать душу», и это касалось не только оппонентов поэта, но и его единомышленников. Он стремился как можно глубже понять людей самых разных профессий, возрастов и социальных положений, как можно добрее и великодушнее истолковать сложность судьбы, точнее передать мысли, речи, опыт своих современников. Народ принимал Высоцкого за своего: летчика, моряка, космонавта, шофера (Копылов 2002: 836). В своих стихах он размышляет о жизни, о смерти, о судьбе, о ненависти, о любви, о героизме, о страдании, о свободе, о дружбе.

                  « Если друг оказался вдруг

                             И не друг, и не враг, а - так,

                            Если сразу не разберешь,

 Плох он  или хорош,-

       Парня в горы тяни - рискни!»

        Б. Окуджава  -  бард, который песнями выражал личное, то любовь, то свои печали, то свой арбатский двор, то свой личный взгляд на отечество и на современников. Окуджава прославился такими песнями как: «Живописцы, окуните ваши кисти», «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Вы слышите: грохочут сапоги», «Бумажный солдат», «Надежды маленький оркестрик», «Грузинская песня», «Часовые любви», «Дежурный по апрелю», «Не клонись-ка ты, головушка», «Опустите, пожалуйста, синие шторы», «Давайте восклицать!», «По Смоленской дороге», «Прощание с новогодней ёлкой», «Наша жизнь – не игра», «Песенка о голубом шарике», «Простите пехоте», «Последний троллейбус», «До свидания, мальчики», «Надя-Наденька», «Не бродяги, не пропойцы...» и сотнями других. Окуджава был мастером русского слова, скоро его песни украшали русские фильмы, они открывали в них что-то, на первый взгляд, скрытое, тайное.

Информация о работе Авторская песня и её традиции