Авторская песня и её традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Авторская песня до сих пор остается предметом непрекращающихся споров. Её противники заявляют о самоценности поэтического слова и ненужности музыкальных «подпорок» к нему, защитники в ответ предлагают им добиться такой же гармонии слова и мелодии, как у бардов; противники углубляются в поэтику и обличают упрощённый синтаксис и ослабленную метафоричность авторской песни, защитники углубляются в историю и напоминают об изначальном синкретизме лирики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1.Истоки бардовской песни……………………………………………..
2. Особенности бардовской песни. Барды…………………………….
3. Лирико-романтическое начало в авторской песне…………………
4. Крылатые выражения из песенной поэзии В. Высоцкого,
Б. Окуджавы и А. Галича на примерах публицистических статей..
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

авторская песня.docx

— 59.31 Кб (Скачать)

   И значит, нам нужна одна победа!

       Одна на всех. Мы за ценой не постоим!»

Смысл крылатого выражения  – горячее стремление победить в разных сферах деятельности

  • «Песенка о ночной Москве»

Крылатое выражение является рефреном всех четырех строф песни  Б. Окуджавы «Песенка о ночной Москве».

«Когды внезапно возникает еще неясный голос  труб,

Слова, как ястребы  ночные, срываются с горячих губ,

Мелодиям как  дождь случайный, гремит, и бродит меж людьми

Надежды маленький оркестик под управлением любви».

Смыслом крылатого выражения  является образ надежды.

  • «Песенки кавалергарда»

Крылатое выражение выходит  из рефрена «Песенки кавалергарда»  на стихи Б. Окуджавы из кинофильма режисера В. Мотыля «Звезда пленительного счастья»

«Кавалергарда век  недолг,

И потому как сладок он.

Поет труба, откинут  полог,

                                       И где-то сляшен сабель звон.

Еще рокочет голоц  струнный,

         Но командир уже в седле..

              Не обещайте деве юной

              Любови вечной на земле!»

Смысл крылатого выражения  –  не нужно клясться в любви  до гроба.

  • «Песенка об Арбате»

Крылатое выражение является рефреном песни Б.Окуджавы «Песенка об Арбате».

«Странное название! И прозрачен асфальт, как призвание.

Ах, Арбат,мой  Арбат, ты –мое призвание.

Ты – и радость  моя, и моя беда.

Пешеходы твои –люди не велики, кабулками стучат – по делам спешат.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты- моя религия, мостовые твои подо мной   лежат.

От любви твоей  вовсе не излечишься, сорок тысяч  других

мостовых любя.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое отечество, иногда до конца не

пройти тебя! »

       Смысл данного крылатого выражения – это контактоустанавливающий заголовок к публикациям, посвященным нравам, культурной жизни одной из старейших улиц Москвы.

  • «Старинная студенческая песня»

В рефрене песни Б. Окуджавы находится крылатое выражение «Возьмемся за руки, друзья,/ Чтоб не пропасть поодиночке». Старинная студенческая песня была написана в 1967 году.

Как вожделенно жаждет век

нащупать брешь  у нас в цепочке...

Возьмемся за руки, друзья,

чтоб  не пропасть поодиночке».

Значение данного крылатого выражения – призыв к единству, дружбе, которой вначале был освоен любителями самодеятельной песни, а затем стал и одним из лозунгов людей, объединенных общими убеждениями и личной дружбой

  • «А у психов жизнь /Так бы жил любой: Хочешь спать ложись, / Хочешь песни пой»

Крылатое выражение заимствовано из рефрена песни А. Галича «Право на отдых».

Смысл данного крылатого  выражения несет шутливо-иронический  характер и говорит о  чьем-либо безбедном, размеренном существовании.

«Первача я  взял ноль-восемь, взял халвы,

Пару "рижского" и керченскую сельдь,

И отправился я  в Белые Столбы

На братана  да на психов поглядеть.

Ах, у  психов жизнь, так бы жил любой:

Хочешь - спать ложись, а хочешь – песни Пой!

Предоставлено им вроде литера,

Кому от Сталина, кому от Гитлера!»

        «Как гордимся мы, Что он умер в своей постели!»

Крылатое выражения является частью песни А. Галича, посвященной  памяти Б. Пастернака. Стихотворение  называется «Памяти Б. Л. Пастернака».

«Даже киевские "письмэнники"

На поминки  его поспели!..

Как гордимся мы, современники,

Что он умер в своей постели!

И не то чтобы  с чем-то за сорок,

Ровно семьдесят - возраст смертный,

И не просто какой-то пасынок,

Член Литфонда - усопший смертный!»

       Смыслом крылатого выражения является то, что такой великий человек, как  Б. Пастернак, в данном случае, умирает в своем доме, а не в заключении, не в ссылке. Крылатое выражение содержит в себе фразеологизм умирать в своей постели, значением которого является умирать дома, а не в заключении  или на войне. А. Галич выражает радость по поводу политической оттепели, наступившей в России в 60-е годы.

  • «Мы поименно вспомним всех,  Кто поднял руку!»

Крылатое выражение из стихотворения А. Галича «Памяти  Б. Л. Пастернака».

«И кто-то,спьяну, вопрошал:

"За что?  Кого там?"

И кто-то жрал, и  кто-то ржал

Над анекдотом...

Мы не забудем  этот смех,

И эту скуку!

Мы  поименно вспомним всех,

Кто поднял руку!»

Смысл крылатого выражения  – никогда не забыть безразличных и тех людей, чьи действия вели к гибели других.

  • «Здороваемся с подлецами, Раскланиваемся с полицаями»

Данное крылатое выражение  можно найти в стихотворении А. Галича «Поезд»

«Ни гневом, ни порицанием

Давно уж мы ни бряцаем:

Здороваемся с подлецами,

Раскланиваемся  с полицаем.»

Смысл крылатого выражения «Здороваемся с подлецами, Раскланиваемся с полицаями» - это, что всю свою жизнь человек должен сохранять свое достоинство, не идти на сделку с совестью.

  • «А молчальники вышли в начальники, Потому что молчание золото.»

В настоящее время используется крылатое выражение  «А молчальники вышли в начальники, Потому что молчание золото» из песни А. Галича «Старательский вальсок».

«И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности  спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за!

Где теперь крикуны  и печальники?

Отшумели и  сгинули смолоду...

А молчальники  вышли в начальники,

Потому  что молчание - золото».

Смысл данного крылатого  выражения – осторожные теперь стали  главными, а принципиальные давно  погибли.

                                              Заключение

 

        В  1960-е годы невиданная известность,  популярность, слава пришла к  В. Высоцкому, Б. Окуджаве, А.  Галичу – авторам и исполнителям  песен протеста, бардам, как их  почету-то стали называть на  шотландский манер.

        Они  знали о фантастических успехах  французских певцов важнее, что  в России была собственная  традиция – традиция Вертинского.  У них почти не было открыто  политических песен неприемлемых  для руководства страны и компартии.  К ним не за что было придраться. Но они не считались ни с  каким правилами, установленными  для советских писателей, от  их песен веяло духом свободы,  и они завладели думами миллионов  своих почитателей. Как только  собирались несколько студентов  или интеллектуалов с гитарой,  начинали звучать песни наших  бардов. Скоро они проникли в  самые разнообразные слои общества. В 1960 – 1970-е годы по всей  стране из миллионов магнитофонов  гремели  бесконечные кассеты  с их песнями протеста. По аналогии  с «самиздатом» и «тамиздат»  появилось словечко «магнитиздат». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Высоцкий, В., Стихотворения  и песни. Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 2001.

Лорес, Ю., Место авторской  песни в системе искусств. Москва: 2001.

Новиков, В., Авторская песня  как поэзия сопротивления. Москва 1997.

Серов, В., Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Москва 2003.

Сухарев, Д., Введение в субъективную бардистику. //Знамя. –2000. - №10.

Универсальный фразеологический словарь русского языка. Москва: Вече, 2001.

Фразеологический словарь  русского языка. Москва: Высшая школа, 2003.

Шипов, Р., Антология бардовской песни. Автор-составитель - Москва: Эксмо, 2006.


Информация о работе Авторская песня и её традиции