Авторская песня и её традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Авторская песня до сих пор остается предметом непрекращающихся споров. Её противники заявляют о самоценности поэтического слова и ненужности музыкальных «подпорок» к нему, защитники в ответ предлагают им добиться такой же гармонии слова и мелодии, как у бардов; противники углубляются в поэтику и обличают упрощённый синтаксис и ослабленную метафоричность авторской песни, защитники углубляются в историю и напоминают об изначальном синкретизме лирики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1.Истоки бардовской песни……………………………………………..
2. Особенности бардовской песни. Барды…………………………….
3. Лирико-романтическое начало в авторской песне…………………
4. Крылатые выражения из песенной поэзии В. Высоцкого,
Б. Окуджавы и А. Галича на примерах публицистических статей..
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

авторская песня.docx

— 59.31 Кб (Скачать)

Кроме В. Высоцкого и Б. Окуджавы, на определенное время великим  русским бардом стал и А. Галич. Он отлично был знаком с советской историей, и о ней в своих песнях писал истину. В песнях Галича пьют водку, играют в домино, скандалят из-за жилплощади – ведут убогую и тусклую жизнь. Именно за эти песни он был возненавиден властью и исключен из союза писателей, а затем изгнан из страны. Несмотря на все это, его песни возвращались к народу и звучали удивительно свежо:

«Где полегла  в сорок третьем пехота,

Пехота, пехота,

Где полегла в  сорок третьем пехота

Без толку, зазря,

Там по пороше гуляет охота...

            Трубят егеря!»          

В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич  больше, чем поэты. Творчество этих трех великих бардов еще не раскрыто полностью. Но совершенно очевидно, что  их искусство достойно самого пристального внимания и детального изучения.

 

3. Лирико-романтическое начало в авторской песне 
 
        В авторской песне исторически сложились два направления, две обособленных тенденции. Одна, представленная балладами А.Галича и В.Высоцкого, как правило, характеризуется наличием сюжета, действия, характеров героев (герои баллад наделены конкретными чертами). В основе подобных произведений лежит повествование о каком-либо событии. Соответственно, песни, принадлежащие к этому направлению, преимущественно тяготеют к эпосу и драме. Другая тенденция, эмоционально-созерцательная, опирается на собственно лирическое начало.  Лирический герой лишён конкретных черт, выступая в качестве поэтического символа; в действии, если оно наличествует, отсутствует последовательность и динамика; лирический (поэтический) сюжет, по определению Ю.М.Лотмана, "подразумевает предельную обобщённость, сведение коллизии к некоторому набору элементарных моделей, свойственных данному художественному мышлению". Лирика в авторской песне 1960-х гг. в основном имела ярко выраженные романтические черты. К лирико-романтической традиции, безусловно, можно отнести лирику Н.Матвеевой, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, А.Городницкого.  
       Поэтизация "близкого", быта - чисто романсовая черта, свойственная творчеству многих бардов, особенно Б.Окуджавы. Б.Окуджава ищет и находит поддержку в прошлом, в многовековой культуре, в вечной гармонии и Музыке.  
Владимир Высоцкий - представитель совсем иного  художественного направления в авторской песне. Как ни странно, в эпоху шестидесятых, с их принципиальной установкой на дегероизацию, Высоцкий воспевает в своём творчестве образ именно Героя - нового человека, романтического бунтаря, преодолевающего социально-исторические и бытовые обстоятельства. Этот герой унаследовал от героев эпохи социалистического строительства романтическую пассионарность, а от новой, постсталинской, эпохи то драматическое одиночество, которое неизбежно связано с раскрепощением личности. В этом смысле Высоцкий со своим романтическим пафосом и максимализмом - продолжатель романтической линии "разочарования" Байрона и Лермонтова, а также "проклятых" поэтов-бунтарей - Бодлера и Рембо (психологически Рембо наиболее близок Высоцкому).  
Оставляя балладную, прозаизированную часть творчества Высоцкого для дальнейшего рассмотрения, остановимся на его романтической лирике - хотя, конечно, разделение это весьма условно, так как для Высоцкого важен, прежде всего, Поступок, а Поступок - это уже эмбрион балладного сюжета. Герой Высоцкого, романтизированный и сильный, - "настоящий мужчина" и в горах, и в спорте, и на войне, и в любви. Основной мотив его творчества - это не воспевание Добра (как, например, у Окуджавы), а заклинание зла, борьба, поединок со злом, хотя реального врага в его песнях, как и у Окуджавы - нет. Герои Высоцкого-лирика находятся в вечном движении-преодолении:  
 
Для остановки нет причин.  
Иду, скользя.  
И в мире нет таких вершин,  
Что взять нельзя.  
      От незатейливых пародийно-блатных песенок Высоцкий пришёл к мироощущению трагическому, экзистенциальному. Лирический герой зрелого Высоцкого - усомнившийся в себе и в окружающем мире бунтарь. Основным мотивом становится отчаяние, острое переживание безверия:  
 
И ни церковь, и ни кабак -  
Ничего не свято!  
Нет, ребята, всё не так!  
Всё не так, ребята!  
("Моя цыганская")  
 
Но не добрался он, не до...  
Ни до догадки, ни до дна,  
Не докопался до глубин  
И ту, которая одна,  
Недолюбил, недолюбил!  
("Прерванный полёт")  
 
Поздний герой Высоцкого не может ни в чём найти успокоенья и опоры. Он бездомен, он - бесприютный скиталец. У Высоцкого "мотив дома как родного гнезда отсутствует вовсе". Подчёркивается зыбкость семьи, компании. Любовь и дружба уже не спасают. Яркая черта героя поздних песен - отсутствие корней, отрыв от традиций. Ощущение трагизма у Высоцкого - также романтическое, максималистское. Он доводит его до предела. Он всегда будто бы отчаянно подстёгивает своих коней - "по-над пропастью"; и сам же умоляет:  
 
Чуть помедленнее, кони! Чуть помедленнее!  
Умоляю вас вскачь не лететь!  
("Кони привередливые")  
       В этом отчаянном балансировании на краю пропасти и соблазн самоубийства, и болезненная страсть, и безысходность жизни. Герой Высоцкого тоскует по вере, жаждет её, но одновременно и сомневается и в ней, и в своей способности поверить. Потому и мерещится ему, что в раю "ангелы поют такими злыми голосами".  
        В отличие от Высоцкого, Галич не идеализирует, не преображает действительность. Он критически переосмысливает её.   Лирика Галича остаётся малоисследованной. Ст. Рассадин и Ю.Карабчиевский в своих статьях рассматривают в основном жанровые песни Галича. В исследовании Л.Фризмана публицистический подход преобладает над собственно литературоведческим. В.Казак в "Лексиконе русской литературы XX века" обозначает лирическую составляющую творчества Галича как "социально-критические стихи, направленные против сталинизма". Соглашаясь с Ю.Карабчиевским в высокой оценке жанровых песен Галича, нельзя согласиться с приговором, который он выносит Галичу-лирику, утверждая, что при прочтении (прослушивании) "серьёзных" песен Галича остаётся впечатление, что автор "подтягивает себя к высокой литературе", которая "ничем не заслужила <...> этого эпитета". Карабчиевского отпугивают "горечь, пафос, <...> прямые обличения". С.Педенко, напротив, не умаляет лирическую ипостась Галича, признавая в нём "редкое сочетание крупного лирического дара и дара сатирика". Л.Фризман видит в Галиче прежде всего автора политической песни. Возможно, в чём-то Фризман и прав - у Галича почти нет собственно лирических произведений; лирика его, в основном, не интимна, не элегична, это активная, гражданственная лирика. Даже в ностальгической песне "Когда я вернусь", пронизанной высокой нотой лирического переживания, есть сатирические штрихи ("И прямо с вокзала - в кромешный, ничтожный, раёшный // Ворвусь в этот город..."). Поэтика Галича реалистична, насыщена социальными аллюзиями и литературными реминисценциями.  
По своей социальности и публицистичности Галич сближается с пафосно-декларативной "эстрадной" поэзией Евтушенко, Рождественского и др. Разница - в идеологии, в мировоззрении.

          В лирике Галич, как никто  из бардов, близок традиции реалистической. Понятие "романтика", одно из  ключевых в авторской песне,  к его творчеству неприменимо.  Надо, вместе с тем, иметь в  виду, что само это понятие  в 60-е гг. утратило свою назойливую  социальную детерминированность  ("социалистическая романтика", "романтика соцреализма") и,  скорее, приобрело черты общего  оптимистического мировосприятия.  
Пример совсем иной романтической лирики - поэзии, глубоко связанной с художественной традицией, а также с музыкально-поэтическим наследием русского романса, - являет собой творчество Булата Окуджавы.  В 1956-57 гг. появились первые песни Окуджавы ("Полночный троллейбус", "Ванька Морозов" и др.), которые он исполнял в кругу друзей, а с 1960 г. - публично. В 1959 г. вышла вторая книга стихов Окуджавы "Острова"; в 1964 году - "Весёлый барабанщик" и "По дороге в Тинатин", а в 1967 г. - "Март великодушный". В конце каждой книги, как правило, имелся раздел "Мои песни".  
Уже в стихах и песнях 1956-59 гг. проявились основные черты лирики Окуджавы: напевность, непритязательность и "простота" изложения; были нащупаны темы, развиваемые в последующем творчестве: война, Арбат, Москва, Грузия, быт маленького человека - "московского муравья", культ женщины, трепетное отношение к музыке. Можно сказать, что в эти годы Окуджава состоялся как поэт, найдя свою "ноту", которой оставался верен на протяжении всей своей жизни. В 1960-е гг. в его поэтическом творчестве появляется (а в 1970-е - усиливается) интерес к истории России, особенно к XIX веку. С этой темой связано и появление прозаических произведений - романов "Бедный Авросимов" (1969), "Мерси, или похождения Шипова" (1971), "Путешествие дилетантов" (1976-78), "Свидание с Бонапартом" (1985). Центральным мотивом поэзии Окуджавы и, в частности, его песенного творчества является мотив надежды, понимаемой и трактуемой в нескольких ипостасях: абстрактное понятие "надежда" "очеловечивается", одушевляется Окуджавой, приобретает зримые черты, воплощаясь в реальной женщине по имени Надежда ("Товарищ Надежда по фамилии Чернова", "Надя-Наденька <...> в спецовочке, такой промасленной"); в то же время имя Надежда поэтически обобщается, приобретая функцию символа 
Окуджава-шестидесятник не может со всей определённостью назвать себя верующим человеком и, возможно, когда его исповедь нуждается в Боге, он именует его Надеждой. Единственное же обращение непосредственно к Богу (стихотворение "Молитва"), по соображениям цензуры опубликовано от третьего лица, Франсуа Вийона, чья набожность была весьма сомнительна. Молодой критик М.Горелик выстроил целую концепцию "безбожности" поэта: "Мир Окуджавы нуждается в Бахе - в Боге он совсем не нуждается". Свои представления он подкрепляет скупыми выдержками из анкет. Действительно, поэт в течение жизни неоднократно называл себя атеистом. Основываясь на анкетах, Горелик утверждает, что всё творчество Окуджавы атеистично. Но, как справедливо отметила С.Бойко, "постоянно молящийся человек, как бы он ни представлял себе мироздание, атеистом не является". И если анкета говорит одно, а всё творчество - другое, веришь, конечно, творчеству.   
    Географически-биографический мир Окуджавы может "сжиматься" и "расширяться". В первую очередь это, конечно, Арбат, далее - Москва, историческая родина - Грузия, Кавказ... Но этот мир "может и сужаться до предела: один дом, одно окно, один человек". Окуджава - поэт городской, московский, арбатский - рождённый на Арбате, Арбатом воспитанный и Арбату благодарный. Арбатский мотив - едва ли не самый распространённый в творчестве Окуджавы, особенно в его песенной части; причём поэтический Арбат "раскрывается как отражение души, проекция её содержания в историческую реальность". Это - символический, "горний Арбат". Привязанность и принадлежность к Арбату декларируется Окуджавой на протяжении всей творческой жизни. Вначале:  
 
Ты течёшь, как река, - странное название!  
И прозрачен асфальт, как в реке вода...  
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание,  
ты и радость моя, и моя беда...  
("Песенка об Арбате")  
 
И в итоге:  
 
Вы начали прогулку с арбатского двора,  
к нему-то всё, как видно, и вернётся.  
("Арбатский романс")  
 
   Все герои песен Окуджавы зачарованы - женщиной, городом, друг другом, сказкой, потому что и сам автор, глядящий их глазами, зачарован, влюблён в жизнь, внимательно всматривается в её прекрасные черты. И то, что у другого поэта предстаёт как результат борьбы - прежде всего, с собственной душевной расколотостью - у Окуджавы изначально органично и безнадрывно, исполнено любви и благодарности. В результате "идеального", возвышенного взгляда на жизнь с образов стирается всё бытовое; нельзя сказать, что быта у Окуджавы нет - он присутствует, но присутствует, как эпитет, живая деталь в поэтическом рисунке. Быт Окуджавы изобразителен, но не функционален, недейственен. Быт как бы зачарован Поэтом.  
      Почти всем стихотворениям Окуджавы (включая и не ставшие песнями) присуща естественная, органичная музыкальностьОкуджава создал "романсный театр поэта, композитора, музыканта и исполнителя в одном лице, представляющем разнородные дарования в собственной личности". При этом он не просто положил стихи на музыку - он "вплёл" музыку в ткань стиха, сделал музыку одним из главных героев своей лирики.  
Музыка, как мы уже говорили, несёт надежду. Она вечна и бесценна ("Целый век играет Музыка"). Она гармонизирует всё, под её влиянием всё встаёт на свои места ("Но вышел тихий дирижёр, но заиграли Баха, // и всё затихло, улеглось, и обрело свой вид"). Музыка ритуальна, она сопровождает человека в течение всей жизни: во дворе, "где каждый вечер всё играла радиола"; в бою, в тот миг, когда "смерть распахнёт свои крыла" и "трубач израненный привстанет". "То падая, то снова нарастая", музыка "шарманкой-шарлатанкой" блуждает по городу и "бродит меж людьми", затерявшись "в уличках окрестных"; мелодия "гремит, как дождь случайный", "проливается чёрными ручьями", "просыпается" нежно и вдохновенно:  
 
Хожу я и песенку слушаю -  
она шевельнулась во мне...  
("Главная песенка")  
 
Музыка - это, собственно, и есть тот инструментарий, посредством которого преображается мир - будь то "чудесный вальс", походный марш, поминальный ли звон. Музыка в данном случае синоним Поэзии, точнее, главное её содержание, её "душа", "идея" - та музыка, о которой писали Шопенгауэр и младосимволисты.  
Если бы понадобилось в трёх словах выразить сущность поэтики Окуджавы, словами бы этими стали: Надежда - Музыка - Арбат. Надежда, при всей её многозначности у Окуджавы, понимается как субстанция идеальная, богопочитаемая; Арбат - как реальность; а Музыка - как посредник между тем и другим. Это волшебство, это искусство - и собственно музыка, и её мастеровые-музыканты, и сам автор, владеющий какой-никакой, а своей простенькой песенкой, которая в нём звучит и которую всякий мог бы услышать: "прислушайся – услышишь». 
       Песни Б. Окуджавы о войне, при всём своём антивоенном пафосе, вместе с тем перекликаются с творчеством поэтов-фронтовиков - А.Межирова, Е.Винокурова, С.Гудзенко, Н.Старшинова и др., а также с "лейтенантской прозой" Г.Бакланова, В.Быкова, В.Некрасова, В. Астафьева. Здесь общие мотивы - внимание к "маленькому человеку", правдивое изображение войны, глубоко гуманистическое, проникнутое острым лирическим чувством, отношение к своему герою.  
Пацифизм Окуджавы - выстраданный, воспитанный войной, кровью и смертью близких. Жизнь на войне - это Божий подарок; оставшийся в живых всегда ощущает свой долг перед павшими:  
 
Судьба ли меня защитила, собою укрыв от огня!  
Какая-то тайная сила всю жизнь охраняла меня.  
И так всё сошлось, дорогая:  
наверно, я там не сгорел,  
Чтоб выкрикнуть здесь, догорая,  
про то, что другой не успел.  
 
Интересна "цветовая" палитра поэзии Окуджавы, соответствующая её глубинным содержательным интонациям. Краски здесь ярки, контрастны, "сказочны": синий буйвол, белый орёл, форель золотая. Часто используется антитеза белого и чёрного, символизирующая борьбу Добра со Злом:  
 
В земные страсти вовлечённый,  
я знаю, что из тьмы на свет  
шагнёт однажды ангел чёрный  
и крикнет, что спасенья нет.  
Но, простодушный и несмелый,  
прекрасный, как благая весть,  
идущий следом ангел белый  
прошепчет, что надежда есть.  
 
Чёрен зловещий ворон, выглядывающий из-за белого облака. Чёрный кот, обитающий в темноте подъезда, - символ удушливого социального режима. Чёрный "мессер" - вражеский самолёт. Чёрная речка, у которой погиб Поэт.  
    Любые другие цвета (кроме чёрного) как бы призваны художником для подтверждения и утверждения жизненного оптимизма. Распространён синий (голубой) цвет. Это и цвет любимых глаз, и холодноватый свет звёзд ("На дорогу смоленскую, как твои глаза, // две холодных звезды голубых глядят, глядят"), и "синяя крона" рождественской ёлки, и "синяя маечка-футболочка" комсомольской богини, и, конечно же, "голубой шарик" - символ жизни вообще, в котором и грусть, и надежда, и счастье, и вечное ожидание лучшего. Синий (голубой) - это и цвет любви:  
Окуните ваши кисти в голубое  
по традиции забытой городской.  
Нарисуйте и прилежно, и с любовью,  
как с любовью мы проходим по Тверской.  
        Сюжеты Окуджавы, поэтические и лиричные, отличаются в целом от преимущественно "прозаизованного" сюжета авторской песни (например, у Галича, Высоцкого, Анчарова). Как и принято в лирике, мир Окуджавы подчёркнуто монофоничен. Все образы являются слепками с образа лирического характера самого поэта, будучи лишены конкретики и индивидуальности. Образы условны, обобщены, так же, как и сюжеты. Как и полагается в песне, стихи Окуджавы пронизаны рефренами: "Надежды маленький оркестрик // под управлением любви" (3 раза); "А иначе зачем на земле этой вечной живу" (3 раза); "постарайтесь вернуться назад"; "Не обещайте деве юной // любови вечной на земле"; "Возьмёмся за руки, друзья, // чтоб не пропасть поодиночке!"; "Когда воротимся мы в Портленд" и др.

         Влияние творчества Булата Окуджавы - на писателей-современников, на  тысячи самодеятельных исполнителей  его песен, на миллионы его  слушателей и читателей - оказалось  необычайно велико. И не случайно  ежегодная литературная премия  имени Булата Окуджавы, учреждённая  после его ухода, присуждается  теперь "за создание произведений  в жанре авторской песни и  поэзии, вносящих вклад в российскую  культуру" ...  
 
 

3. Крылатые выражения из песенной поэзии В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича на примерах публицистических статей.

  • «Песня о друге»

В устной и публицистической речи употребляется популярное крылатое выражение  «Если друг /Оказался вдруг /И не друг, и не враг, А так» из песни В. Высоцкого «Песня о друге», написанная в 1966 году. Высказывание используется в значении  приглашение к разговору о предательстве друга, дружбы, о неверности.

Если  друг

Оказался  вдруг

И не друг, и не враг,

А так;

Если сразу  не разберешь,

Плох он или  хорош,-

Парня в горы тяни –

                                          Рискни!

  • «Диалог у телевизора »

Песня  «Диалог у телевизора » была написана в 1973 году. Крылатое  выражение из этой песни  «Ты, Зин, на грубость нарываешься, Все, Зин, обидеть норовишь! » было и остается популярным  и в настоящее время, причем  оно употребляется в самых различных ситуациях. Первоначальное значение этого крылатого выражения - шутливый ответ на чьи–либо замечания; замечания кому–либо, ведущему себя нагло, вызывающе.

А ты придешь домой  Иван,

Поешь и сразу  – на диван,

Иль, вон, кричишь, когда не пьян….

Ты что, Иван?

Ты, Зин, на грубость нарываешься,

Все, Зин, обидеть норовишь!

  • «Лучше гор могут быть только горы»

Данное название песни  появляется в кинофильме «Вертикаль», часто употребляется крылатое выражение  из этой песни  «Лучше гор могут быть только горы». Исконное значение данного крылатого выражения – нет ничего лучше, а само крылатое выражение является поговоркой альпинистов.

Так оставьте ненужные споры.

Я себе уже все  доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

                                           На которых еще не бывал.

  • «Письмо в редакцию телевизионной передачи (Очевидное-невероятное)»

Песня «Письмо в редакцию телевизионной передачи» была написана Высоцким в 1974-76 годы. Крылатое выражение  из этой песни «Уколоться и забыться»  несет два значения: или сдаться, прекратить сопротивление, когда положение безвыходное или упасть на постель от усталости и заснуть.

Дорогая передача!

Во субботу, чуть не плача,

Вся Канатчикова  дача

К телевизору рвалась.

Вместо чтоб поесть, помыться,

      Уколоться и забыться-

                                          Вся безумная больница

                                      У экрана собралась.

  • «Он не вернулся из боя»

Песня была написана в 1969 году. Из данной песни употребляются многие крылатое выражение, которые приведем ниже. Значение крылатого выражения прямой смысл выражения.

Почему все  не так? Вроде- все как всегда:

То же небо –  опять голубое,

Тот же лес, тот  же воздух и та же вода....

Только – он не вернулся из боя.  

  • «Утренняя гимнастика»

Из  песни  «Утренняя  гимнастика», которая была написана В. Высоцким в 1968 году, в настоящее  время используется крылатое выражение  «Бег на месте общепримиряющий!». Значение крылатого выражения прямой смысл.

С. И. Воложин в своей  книге, в статье под названием  «Высоцкий. Художественный смысл песен, проз», говорит о том, что значение данного крылатого выражения  – насмешка над отсутствием конкурентной стихии рынка в экономике. (Воложин 2000:252)

« На старшины дурные вести – 

Мы в ответ  бежим на месте, -

       В выигрыше даже начинающий.

Красота – среди  бегущих

Первых нет  и отстающих, -

Бег на месте общепримиряющий!»          

  • «Большой Каретный»

Песня «Большой Каретный»  написана в 1962 году. В настоящее время  активными, особенно в публицистике, стали следующие выражения:

                                 Где твои семнадцать лет?

                                    На Большом Каретном.

                                Где твои семнадцать бед?

                                    На Большом Каретном.

                               Где твой черный пистолет?

                                  На Большом Каретном.

                                А где тебя сегодня  нет?

                                  На Большом Каретном.

       Высоцкий после пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, поселяется в Большом Каретном переулке, где и сложился его дружеский круг. Поэтому значение данного крылатого выражения прямой смысл.

  • «Грузинская песня»

«Грузинская песня» была написана Окуджавой в 1967 году, в настоящее  время используется крылатое выражение « А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

  «Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву ,и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.   
А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

Значение крылатого выражения  – уверенность говорящего в правильности своей позиции и поступков, в  том, что любовь и добро есть смысл  человеческого бытия.

  • « Давайте говорить друг другу комплименты »

Крылатое выражение «Давайте говорить друг другу комплименты» выходит из  первой строфы песни « Давайте восклицать, друг другом восхищаться», написанной Окуджавой в 1975 году.

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться. 

    Высокопарных слов не стоит опасаться.   
    Давайте говорить друг другу комплименты --   
  ведь это все любви счастливые моменты.»

Первоначальное значение крылатого выражения « Давайте говорить друг другу комплименты », это призыв к доброжелательности, бережному отношению друг к другу. 

  • «Нам нужна одна победа»

Название и элементы рефрена  песни Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал», режисера А. Смирнова, несет  крылатое выражение «Нам нужна одна победа»

                                   Взлетает красная ракета,

                                   Бьет пулемет неутомим.

Информация о работе Авторская песня и её традиции