Традиции фольклора в авторской поэзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:32, творческая работа

Описание работы

Сравнивая стихотворение Ю. Мориц «Веселая лягушка», можно сказать, что оно очень похоже на фольклорное произведение. Чем же? Давайте посмотрим.

Работа содержит 1 файл

мориц.docx

— 16.79 Кб (Скачать)

Юнна  Мориц

Веселая лягушка 

Весёлая Лягушка 
Жила в одной реке, 
Вверх дном её избушка 
Стояла, бре-ке-ке!

Избушка не стояла, 
А кверху дном плыла, 
Но это не меняло 
Лягушкины дела!

Избушка кувыркалась, 
Лягушка развлекалась, 
В зелёном сарафане 
Плясала, пара-пам!

Она двумя  руками 
Играла на баяне, 
Она двумя ногами 
Стучала в барабан!

Унылые лягушки 
Томились и страдали, 
В зелёные подушки, 
Ква-ква, они рыдали.

И счастья  не видали 
Унылые лягушки! 
Из них и получились 
Унылые старушки.

Они бубнят уныло 
И стонут вдалеке: 
– Ква-ква, к дождю заныло 
В спине, в ноге, в руке…

А бодрая старушка, 
Весёлая Лягушка, 
Как вспомнит, что с ней было, - 
Хохочет, бре-ке-ке!

Она двумя  руками 
Играла на баяне, 
Она двумя ногами 
Стучала в барабан!

Избушка кувыркалась, 
Лягушка развлекалась, 
В зелёном сарафане 
Плясала, пара-пам!

Сравнивая стихотворение  Ю. Мориц «Веселая лягушка», можно сказать, что оно очень похоже на фольклорное произведение. Чем же? Давайте посмотрим.

Во-первых, одна из черт фольклора – традиционность. В  фольклорном произведении нет автора, есть исполнитель, сказитель, рассказчик, но автора как элемента художественной структуры нет. Это можно сказать  и о стихотворении «Веселая лягушка». Само по себе оно несложное, в нем  не нужно думать о точке зрения автора, об авторской позиции. Если бы сказали, что стихотворение принадлежит  народу, и это даже и не стихотворение, как таковое, а народная сказка в  стихах, то, я думаю, никто бы даже не возразил этому. Здесь автор «не  нужен с точки зрения художественного  произведения». Стихотворение может  быть рассказано абсолютно любым  человеком.

Вторая черта фольклора  – синкретизм, то есть соединение нескольких искусств в одном. Стихотворение  Юнны Мориц тоже поддерживает эту традицию. «Веселая лягушка», если его спеть, может стать уже не стихотворением, а детской песенкой. Тем более её ритм и динамика позволяют это сделать. Также, если обратить внимание на содержания стихотворения, на то, что делают лягушки («играла на баяне», «стучала в барабан», «рыдали»), то можно запросто это стихотворение проиграть с жестами, с движениями, что уже будет похоже на театр. Это еще раз подтверждает его близость с фольклором.

Третья черта –  вариативность. Здесь не так много  схожего у произведения с фольклором, так как все-таки в стихотворении  на самом деле очень трудно что-то изменить, заменить, исполнить вариативно, так как из-за этого можно утратить рифму.

Еще одна черта фольклора  – импровизационность. Она тесно связана с вариативностью. Если мы что-то меняем в тексте, то создаем его, зачастую это происходит как раз в процессе исполнения. Но сымпровизировать немного легче, чем заменить что-то в стихотворении, здесь достаточно просто подобрать слово, которое подходит по рифме. Если, исполнитель забыл некоторые слова, он запросто может заменить их похожими, если ритм от этого не изменится. Например:

Печальные лягушки 
Грустили, унывали, 
В зелёные подушки, 
Ква-ква, они рыдали.

И счастья  не видали 
Печальные лягушки! 
Из них и получились 
Печальные старушки.

Поэтому можно сказать, что это стихотворение поддерживает такую традицию фольклора, как импровизационность.

Также в фольклорных  произведениях есть ряд таких  особенностей, которые присущи разным жанрам фольклора. Например, в сказках  часто используются прием троекратного фольклора. В этом стихотворении тоже можно отметить повтор, не троекратный, но все же он есть. Также обилие междометий, звукоподражаний («ква-ква», «бре-ке-ке», «пара-пам») есть в стихотворении. Это сближает стихотворение с разговорной речью и в то же время служит развлечением для ребенка. Еще стихотворение очень ритмично, что в сочетании с ярким динамичным сюжетом и предназначением – развлечение малыша – делает его похожим на прибаутку или забавушку. А динамику стихотворения, ориентацию на действие задают глаголы, что как раз является чертой фольклорной сказки.

Сравнив это стихотворение  с фольклором, можно сказать, что  в нем тесно сплетены его традиции и поэтика с авторством такой  замечательной поэтессы, как Юнна Мориц.

Информация о работе Традиции фольклора в авторской поэзии