Формирование каллиграфических умений во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Каллиграфия-это искусттво писать четким, красивым почерком.Заглядывая в тетради ученикам, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок,почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе-эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей.

Содержание

Глава 1.Становление формирования каллиграфических умений в начальной школе
1.1. История методов обучения письму................................
1.2. Требование к письму в современной школе....................
1.3. Недостатки письма у младших школьнико и их преодоления.....
Выводы по первой главе............

Глава 2.Методика обучения каллиграфии во втором классе
2.1 Анализ содержания программных и учебных пособий по калли-графии во втором классе.....................................................................
2.2.Система упражнений по формированию каллиграфических умений......................................................................................
Выводы по второй главе.......................................................
Заключение...............................

Работа содержит 1 файл

дип.docx

— 96.85 Кб (Скачать)

    Оглавление

    Глава 1.Становление  формирования каллиграфических умений в начальной  школе 

    1.1. История  методов  обучения письму................................

    1.2. Требование к письму  в  современной   школе....................

    1.3. Недостатки письма  у младших школьнико  и их преодоления.....

    Выводы  по первой главе............ 

    Глава 2.Методика обучения каллиграфии  во втором классе

    2.1 Анализ содержания  программных и  учебных пособий  по каллиграфии  во втором классе.....................................................................

    2.2.Система  упражнений по  формированию каллиграфических  умений......................................................................................

    Выводы  по второй главе.......................................................

    Заключение...............................

    Приложение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

         Каллиграфия-это искусттво писать  четким, красивым почерком.Заглядывая  в тетради ученикам, мы с каждым  днем все больше и больше  убеждаемся в том, что у большинства  из них, как и у большинства  из нас, далеко не каллиграфический  почерк.

        Что случилось с почерком, почему  так много ошибок,почему  обучение  письму вызывает наибольшие трудности  в начальной школе-эти вопросы  все больше и больше волнуют  учителей и родителей.

         С первых дней поступления  ученика в школу его начинают  обучать тем первоначальным навыкам  чтения и письма, без которых  дальнейшее обучение и приобретение  знаний было бы невозможно. Чтение  и письмо тесно связаны между  собой, но каждый из этих  навыков имеет свою специфику.

        Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны –  графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

        Графические умения письма –  это один из видов двигательных  навыков, в формировании которых  очень много общего с другими  двигательными умениями. Однако, в  отличие от других двигательных  умений, особенность графических  умений заключается в том, что  они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются  одновременно с ними. Поэтому  успешное овладение графическими  умениями письма зависит от  прочного овладения навыками  чтения и грамотного письма.

        Наличие данных особенностей  и трудностей обучения детей  каллиграфическому письму делают  избранную нами проблему особенно  важной. Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.

     Над решением данной проблемы работали известные  русские педагоги, психологи, методисты, такие, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурье, К.Д. Ушинский, И.Г. Агаркова, В.А. Илюхина  и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство  красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.

          Объектом работы является процесс формирования каллиграфических умений в начальной школе.

            Предметом дипломной работы является методика формирования каллиграфических умений учащихся во втором классе.

       Цель дипломного исследования выявить педагогические условия формирования каллиграфических умений учащихся второго класса.

     Для достижения указанной цели нами решались следующие задачи:

        1)проанализировать  методические, педагогические исследования  в данной проблеме;

        2)провести  анализ содержания программного  и учебно-педагогического материала  по каллиграфии во втором классе;

        3)разработать систему  упражнений по формированию каллиграфических  умений во втором классе.

        При реализации цели и выдвинутых задач нами были использованы следующие методы:1) теоретические- анализ педагогической и методической литературы;систематизация и анализ педагогических средств формирования каллиграфических умений;2)практические - наблюдение за педагогическим процессом формирования каллиграфических умений; анализ продуктов деятельности учащихся;3) диагностика уровня сформированности умений в каллиграфии.

        База исследования -МОУ СОШ №8 города Камышина. 

    1.1. История методов  обучения письму

     Развитие  методики чистописания тесным образом  связано с историей письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние этапы  развития общества, расширяющие и  усложняющие потребности людей  в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов письма [13; 3].

     История письма - это, фактически, история человечества, есть даже специальная наука - грамматология, изучающая историю письма. Это  интересно нам потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков), но в сжатом виде. На самых ранних этапах своего развития письмо носило изобразительный характер - это были рисунки, передающие информацию. Очень давно люди, желая передать информацию, свои мысли, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве.

     Письмо  это называлось пиктографическим (Рис. 1), его «возраст» 6-8 тысяч лет, но еще совсем недавно элементы пиктографического письма использовали некоторые народы Крайнего Севера.

Рисунок 1. Пиктографическое письмо

     Затем письменные сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков (символов-идеограмм), тех или иных слов. Фактически рисунок стал словом, и такое письмо называется идеографическим (Рис.2). Этот переход от графического к идеографическому письму был очень сложен, ведь нужно было, чтобы за определенным знаком (рисунком-символом) закрепилось значение - словесное или фразовое. Но таким письмом нельзя передать абстрактные понятия, оно очень конкретно. Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но речь с ее грамматическими и словарными особенностями. 
 
 

Рисунок 2. Идеографические рисунки

     В то же время появляются и легкие материалы для письма: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное  перо, стальное перо и, наконец, шариковая  ручка.

     Эти этапы истории в сжатой форме  проходят практически каждый ребенок при обучении письму.

     Многие  учителя используют идеографическое  письмо в процессе формирования навыка и для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях» заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками. При этом исчезает страх, неуверенность, сковывающие развитие письменной речи. Ведь выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать все это он научится гораздо позже (Рис. 3). Возможность замены слов рисунками снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи

 

параллельно с  формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие «сочинения».

 
 
 
 
 
 
 
 
       Рисунок 3. Чистописание, 2 класс: рабочая тетрадь Но даже после освоения слога человек  не сразу перешел к выделению  отдельных звуков (фонем), а отделение  согласных от гласных потребовало  довольно сложной абстрагирующей работы мысли. «И до сих пор, - пишет известный  историк письма И. Фридрих, - усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом» [44; 115], не случайно школьники начальный классов испытывают в этом трудности.

     Существует  несколько разновидностей истинного  письма: словесное (логографическое), слоговое (силлабическое, буквенное). Во всех письменностях имеются системы знаков - графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме - это слова, в слоговом - последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном значащий звук (фонема). Следует сказать, что история отечественной методики обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. В XVIII веке существовал в нашей отечественной методике так называемый метод целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру русского звукобуквенного письма.

     Звукобуквенное (алфавитное) письмо - исторически самый  ранний и самый совершенный вид  письма. Историки этого письма - в  классическом графическом алфавите, созданном в 403 году до н.э., включающим 17 со-

 

                      8

гласных, и 7 гласных букв, из которого в свою очередь развилось славянокирилловское письмо - русское, болгарское, сербское и другие.

     Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало  то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы человеческого общества.

     Обучение  письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся несколько  месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

     Только  при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скорости достичь было трудно. Со временем обучения письму ввели в курс начальной школе как учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искус-

                    ,

ства. Важно было писать красиво и скоро.

     Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорописи.

     В начале XX века с новой остротой стал вопрос об упрощении письменного шрифта.

     Потребность в дальнейшей работе в этом направлении  существует и в настоящее время. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, увеличение объема потока информации постоянно требовали внесения изменений в письменный шрифт. В 1970 году в школах был принят новый

 

школьный  письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма.

     Письмо, которому учат в нашей школе —  это русское курсивное письмо. Следует сказать, что его графика  менялась в течение столетий. Собирались наиболее рациональные, простые в  написании графические формы, и  почти в таком виде как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя  реформа (1969 года) существенно изменила способ выполнения букв (предложив  отнюдь не лучший вариант), а графические формы претерпели незначительные изменения.

     С развитием истории человечества, развивалась и методика чистописания, а значит и методы обучения письму.

Информация о работе Формирование каллиграфических умений во втором классе