Формирование каллиграфических умений во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Каллиграфия-это искусттво писать четким, красивым почерком.Заглядывая в тетради ученикам, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок,почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе-эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей.

Содержание

Глава 1.Становление формирования каллиграфических умений в начальной школе
1.1. История методов обучения письму................................
1.2. Требование к письму в современной школе....................
1.3. Недостатки письма у младших школьнико и их преодоления.....
Выводы по первой главе............

Глава 2.Методика обучения каллиграфии во втором классе
2.1 Анализ содержания программных и учебных пособий по калли-графии во втором классе.....................................................................
2.2.Система упражнений по формированию каллиграфических умений......................................................................................
Выводы по второй главе.......................................................
Заключение...............................

Работа содержит 1 файл

дип.docx

— 96.85 Кб (Скачать)

     В системе обучения письму получают распространение  такие исторически сложившиеся методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

     Копировальный способ заключается в обведенении  букв, слов, предложений напечатанных в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. Использовалось и письмо по кальке.

     Этот  метод был введен в школу в  XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.

     В основе линейного метода лежит шрифтовой  подход к обучению -точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и  ширины буквы и ее частей, то есть букву, а, следовательно, и слова можно было писать, используя вспомогательную сетку, определяющую высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и так далее. Графическая сетка стала применяться с 1857

 

10

года в Германии, но была быстро отвергнута на том основании, что вредна для зрения, лишает детей  самостоятельности, сковывает движения руки.

     Генетический  способ заключается в изучении букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником Дюрером. Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий. В методических разработках этот способ применяется для отработки формы букв в послебукварной период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой, в переходе от поэлементного к по-буквенному, затем к безотрывному письму.

     Тактический (ритмический) метод - это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.

     Метод Карстера - обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки [13; 6-8].

       Наряду с традиционной методикой  обучения письму и формирования  каллиграфических умений и навыков  у младших школьников существуют  и авторские технологии по  формированию навыков письма. Это  объясняется тем, что методика  чистописания, как и всякая другая, - является не застывшее. 
Она развивается. Поэтому многие методисты предлагают свои методики обучения письму, считая каждую из них лучшей. Многие методисты делают упор на то, что формулирование каллиграфического навыка должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения – на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей.(104)

Такую позицию  признает и методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при обучении каллиграфии  усилия нужно направлять прежде всего  на становление необходимых психологических  и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку  каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.

Так, организуя  обучение письму, она считает, что  важно целенаправленно способствовать:

- поднятию на  новый уровень наглядно-образного  и отвлеченного мышления первоклассников,  необходимого для восприятия  конфигурации букв, для установления  сходства и различия знаков, для  выработки плана правильных движений  при письме;

- совершенствованию  способности к зрительному восприятию  различных форм;

- становлению  умения ориентироваться в пространстве  места, строки, легко определять  пространственные отношения между  элементами письма;

- укреплению  руки, улучшению координации движений  и в целом развитию умения  самостоятельно управлять всей  сложной системой действий пишущей  руки;

- доведению до  автоматизма умения соблюдать  гигиенические правила письма (положение  корпуса, руки, тетради и так  далее).

Еще одним условием успешного обучения каллиграфии, по мнению многих методистов, следует  считать формирование у младших  школьников внутренней потребности  в аккуратном, разборчивом, эстетически  выдержанном оформлении всех выполняемых  записей.

     Мы  рассмотрели исторически сложившиеся  традиционные способы обучения чистописанию. В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдывает.Наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные технологии.

     1.2.Требования  к письму в начальной  школе

     Вплоть  до начала 70-х годов в советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX: волосные и нажимные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, так как современные средства письма - авторучки, особенно шариковые, - непригодны для тонкостей старой каллиграфии.

     Нужно было внедрить более простые, соответствующие  массовые орудия письма: прописи, письменные шрифты. В результате были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных пособиях по чистописанию.

    Современные шрифты характеризуются следующими особенностями:

  1. Они рассчитаны на безнажимное письмо, не содержат волосных ли 
    ний, упрощено начертание многих букв и сближено написание строчных и 
    прописных букв; усилены различия в начертании многих букв при чтении и 
    письме. Новые шрифты рассчитаны на ритмические движения руки при 
    письме.
  2. Безнажимное письмо осуществляется шариковой ручной, с исполь 
    зованием пасты синего цвета. Буквы в словах надо писать с одинаковым на 
    клоном. Необходимо писать буквы на одинаковом расстоянии друг от друга.
  3. Также реализуется очень важное свойство письма - безотрывность. 
    Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных зна 
    ков (кроме букв и и е). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начер 
    тании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют бук 
    вы х, э, заглавные Б, Г, П, Р, Т).
  4. Новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрыв 
    ное соединение всех букв, т.е. на единое написание слогов и слов. Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. Соединениям букв в методике обучения письму уделяется огромное внимание. Учащийся должен знать способы соединения всех букв. Им должны быть сообщены некоторые, хотя бы основные, принципы соединений: общие признаки как первой, так и второй букв в соединяемой паре; так, однотипными могут считаться соединения ои, ши, иш и т.д., где соединение имеет направленность снизу вверх.

     Соединения  бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил.

     Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться  некоторым приемам, а именно: во-первых, это способ повторного проведения линии  по уже проведенной. Так соединяются  буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или ю с любой другой буквой (повторная линия имеет то же направление, что и первоначальная). Повторное, двойное проведение линии может иметь место не в первой букве соединения, а во второй, например, в слоге та [21; 20].

    Со второго  класса вводятся такие правила:

  • буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);
  • слог пишется безотрывно;
  • писать надо быстро и красиво.

    Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может снача-

ла ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходя к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило - писать надо красиво - является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто,

без помарок, не заходить за поля, писать ровно и  наклонно, не обводить бук -вы дважды.

     Не  следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова  не доходят до сознания учащихся.

     Общеобразовательной программой предусмотрено, что перед  обучением письму учитель знакомит учащихся с правилами оформления записей в тетради, подписывания тетрадей.

    Итак, оптимальная  скорость письма для первоклассников - 4-6 знаков в

минуту в начале года и 10-12 знаков в минуту - в конце  года. Во II классе -О 20-25 знаков в минуту (резкий скачок скорости письма, как это ни странно,произойдет летом, то есть уже в сентябре — октябре скорость письма будет выше, чем в конце предыдущего года), а в III классе - 40-45 знаков в минуту. Семилетки будут писать чуть быстрее, в каждом классе соответственно на 3-5 знаков. При планировании письменных заданий следует учитывать показатели скорости движений, и если ребенку необходимо переписать или написать что-то не механически (а такой работы практически не бывает), то необходимо еще дополнительное время на выполнение задания, а значит, скорость письма будет меньшей в зависимости от сложности задания.

     3. Недостатки письма  у младших школьников и пути их преодоления

   Красивое письмо - это выражение  отношения к другим людям, а  неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о не- внимании, безразличии к другому человеку. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно через обучение письму научить ребенка думать, развивать логику, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным [15; 60].

     Но, несмотря на все старания учителя, довольно часто в классе из 30 человек только 2 могут писать каллиграфическим почерком. Физиологические, психологические и педагогические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.

    Во-первых, это  недостатки санитарно-гигиенического аспекта:

     а) учащиеся сидят, скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на 
стол;

    б) пишут буквально «носом»;

     в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки за 
сунута под мышку правой руки и подпирает голову;

     г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко 
свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или вплотную 
прижат к корпусу);

     д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к право 
му плечу;

    е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.

     Во-вторых, мотивационно-потребностный блок письма, т.е. формирование отношений ученика к деятельности письма, его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и«не могу» - два почти непреодолимых препятствия на пути младшего 
школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит про 
цесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание эле 
ментов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие инте 
реса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирова 
ние мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не 
создает положительной мотивации учения. 

     В-третьих, анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками  тетрадей:

Информация о работе Формирование каллиграфических умений во втором классе